Просмотр содержимого документа
«Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме»
1. Общие положения
ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администраторов школы для решения задач адресной психолого-педагогической помощи детям.
Порядок деятельности ПМПк определяется приказом директора школы.
В состав консилиума входят: заместитель директора по коррекционным классам (председатель Консилиума), учителя с большим опытом работы, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, врач (педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они привлекаются к работе Консилиума на договорной основе, документы оформляет медицинская сестра ОО.
Материалы консилиума являются основанием для принятия административного решения об определении содержания адресного психолого-педагогического сопровождения ребенка, мониторинга хода и результативности сопровождения.
Материалы консилиума хранятся у председателя школьного ПМПк.
Специалисты и участники консилиума обязаны подготовить и предоставить к обсуждению соответствующие материалы о ребенке в письменном виде.
С целью глубокого изучения ребенка и тщательной подготовки документов специалистами рассматриваются не более 5-7 случаев одновременно.
2. Цели и задачи консилиума
1. Целью консилиума является создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
2. В задачи консилиума входят:
выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;
профилактика интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
3. Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
2. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
3. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
4. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, вытекающей из рекомендаций специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
5. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
6. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
7. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого–медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
8. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в полугодие.
9. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: классный руководитель, проводящий коррекционно-развивающее обучение, внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка, эффективность оказываемой ему помощи, заполняет индивидуальную карта учёта динамики и развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
10. После обсуждения на консилиуме копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте. В другие учреждения и организации коллегиальное заключение ПМПк или заключения специалистов могут направляться только по официальному запросу.
4. Формы учета деятельности специалистов ПМПк
1. Журнал записи детей на ПМПк.
2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
3. Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося.
4. Индивидуальная карта учёта динамики и развития ребенка.
5. Статистический учет деятельности ПМПк.
5. Образцы требуемой документации
1. Журнал записи детей на ПМПк.
№ п/п
Дата, время
Ф.И.
ребенка
Дата рождения
Пол
Инициатор обращения
Причина обращения
График консультирования специалистов
2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
№ п/п
Дата проведения консультации специалиста или заседания ПМПк
Ф.И.
ребенка
Возраст
Пол
Проблема
Заключение специалиста или заключение ПМПк
Рекомендации
Специалист или состав ПМПк
3.Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
Руководитель образовательного
Учреждения
_______________________________________
____________________________________
(указать фамилию, имя, отчество)
подпись
М.П.
Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника
________________________________________
________________________________________
(указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными)
подпись
М.П.
Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.
Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.
4. Индивидуальная карта учёта динамики и развития ребенка.
(Приложение №1).
Структура Карты
Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Социальная карта семьи (социальным педагогом).
Заключение ШПМПк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведения первого заседания ШПМПк в учебном году).
Индивидуально-психологические особенности (информация педагога-психолога).
Познавательные процессы (информация учителя-дефектолога).
Речевое развитие (информация учителя-логопеда).
Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения ШПМПк по итогам учебного года).
Характеристика на обучающегося.
5. Статистический отчет деятельности ПМПк.
Отчетная ведомость составляется один раз в год.
Отчет включает:
— данные по обеспеченности школьного Консилиума специалистами;
— количество детей, прошедших консилиум за отчетный период;
— основные выявленные проблемы детей;
— основные рекомендации специалистов;
— сведения о направлении детей в другие инстанции;
— анализ трудностей, встречающихся в деятельности консилиума.
6.Содержание деятельности ПМПк образовательного учреждения
1. Подготовительное обследование.
2. Медицинское обследование.
1. Сбор анамнеза — история развития ребенка. Анкета по изучению развития ребенка заполняется в процессе беседы с мамой. Если медицинский работник не имеет возможности для сбора анамнестических данных, эту анкету может заполнить психолог в процессе встречи с родителями .
2. Объективное исследование состояния соматического здоровья. Заключение по состоянию здоровья; рекомендации и составление плана медицинского сопровождения.
3. Неврологическое обследование. Анализ неврологического статуса, разработка соответствующих рекомендаций.
4. Психопатологическое обследование. Анализ психического статуса, рекомендации и составление плана психокоррекционных мероприятий.
5. При необходимости:
- обследование отоларинголога: исследование слуха. Заключение по коррекции слуха.
- обследование офтальмолога. Заключение по коррекции зрения.
Школьная медсестра составляет общее заключение по состоянию здоровья ребенка, дает характеристику заболеваний за последний год, описывает физическое состояние здоровья на момент проведения консилиума, получает дополнительную информацию от родителей ииз поликлиники. Подчеркиваются факторы риска нарушения развития:
наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;
наличие хронических заболеваний.
Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.
Медицинское представление на консилиум содержится в Приложении № 2.
3. Психологическое обследование.
1. Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии.
2. Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. К ним относится: овладение навыками учебной деятельности, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов. В процессе наблюдения на уроке оценивается активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», особенности регулирующей функции речи. Исследуя продукты учебной деятельности, мы отмечаем типичные ошибки, сформированность учебных навыков чтения, письма, счета в уме, решения задач. На перемене фиксируем эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками. Школьные требования, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние его эмоциональной сферы, проявление которой также учитывается. Схема наблюдения, позволяющая проанализировать процесс адаптации младших школьников, представлена в сборнике «Школа и психическое здоровье».
3. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы.
4. Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком.
5. Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий.
6. Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей.
Схема представления психолога представлена в Приложении № 3.
В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, особенности латерализации, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения. Конкретные диагностические приемы, а также упражнения направленные на развитие познавательной и коммуникативной сферы, представлены в монографии «Психологическое сопровождение школьников».
4. Педагогическая диагностика
С целью лучшего понимания ребенка и его проблем для учителя была разработана анкета, помогающая наблюдать и классифицировать факты, затрудняющие адаптацию ребенка к школе (Приложение №4). Используя педагогическую диагностику, педагог выявляет уровень усвоения ребенком учебного материала по предмету и составляет заключение о соответствии знаний, умений и навыков учащихся предлагаемым учебным программам.
Математика. Учитывается умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине; знание последовательности чисел натурального ряда в прямом и обратном порядке, состава числа, вычислительных приемов, соотношение числа и цифры, способов вычисления на основе знания нумерации; понимание зависимости между компонентами и результатами действий; использование математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий; умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач; умение решать уравнения, неравенства.
Русский язык. Фиксируется сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделять и объяснять орфограммы, формулировать правила с подбором конкретных примеров, умение работать с различными текстами. При письме под диктовку учитывается сформированность графических навыков и характер ошибок (орфографические, синтаксические и т.д.).
Чтение. Анализируется способ чтения (побуквенное, послоговое; синтетическое, беглое); качество чтения (правильность, плавность, выразительность, понимание прочитанного), характер ошибок; пересказ (самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный); умение делать вывод с учетом характеристик текста (описание, повествование, рассуждение).
Характеристика школьника может складываться из следующих показателей:
Качественные характеристики учебной деятельности:
• трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий
• трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски
• трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы
• трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного
• виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности
• предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей
Количественные показатели учебной деятельности:
• успеваемость по основным предметам
• предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости
Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
• описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности
• описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил
• индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками
Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
• описания «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке
• описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные проявления эмоций (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).
Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом, если это необходимо. Предоставляемая информация должна отражать особенности адаптации ребенка к школе и обстоятельства, отрицательно влияющие на этот процесс .Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, конечно, только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию. Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагогических характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной поддержке завуча и содержательной помощи психолога. Характеристика для консилиума, содержится в Приложении № 5.
5. Логопедическое обследование
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, выявление речевых расстройств. Наиболее распространенными нарушениями являются: нарушения мелкой моторики и артикуляционного аппарата; недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции; недоразвитие лексико-грамматического строя речи, что выражается в бедности словаря, аграмматизмах, трудности словообразования. Сочетание этих нарушений определяет трудности чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Заключение на каждого ребенка включает уровень развития познавательной деятельности и развернутый речевой диагноз, а также рекомендации по коррекции выявленных нарушений (Приложение № 6).
6. Социально-педагогическое обследование
Социальный педагог занимается, прежде всего, проблемами межличностного характера. Центральными темами социальной работы являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей и подростков. Дополнительное внимание уделяется проблеме прогулов, а также ученикам, которых из-за поведения хотят отчислить из школы, т.е. дезадаптированным подросткам.
Социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями. В процессе работы используются следующие методы сбора информации: интервью, анкетирование, наблюдение. Работа социального педагога начинается с установления контакта и налаживания доверительных отношений с подростком и его семьей. На этом этапе собирается наиболее полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование родителей. При установлении контакта с семьей основной акцент общения направлен на ребенка, под влиянием наводящих вопросов социального педагога, родитель связывает ситуацию ребенка со своими проблемами.
При установлении контакта с ребенком актуальны доверительные беседы, совместное принятие решений по изменению ситуации, определение целей работы и распределение ответственности за их выполнение.
Сбор информации и анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогом. Получая сведения, социальный педагог постепенно заполняет представление. (Приложение № 9). После принятия решений на консилиуме о необходимости помощи в каждом конкретном случае, социальный педагог выбирает формы работы, наиболее адекватные проблемам подростка и его семьи. Далее, в процессе социального патронажа, социальный педагог постоянно поддерживает мотивацию подростка на сотрудничество с психологом, врачом и другими специалистами.
Основная задача социального педагога — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости, как с ним связаться. Такое курирование является способом сохранения и поддержания контакта с подростком, контроля ситуации.
Социальному педагогу необходимо иметь информационную базу об организациях и учреждениях округа, которая включает информацию:
— об образовательных учреждениях области (частные школы и гимназии, школы с классами коррекции, школы практической ориентации, межшкольные учебные комбинаты и профессиональные училища);
— о досуговых учреждениях и спортивных секциях;
— о специализированных центрах области;
— о городских центрах по оказанию помощи в случаях инвалидности, алкоголизма и наркомании, суицида подростков и т.д.
7. Проведение заседания ПМП консилиума
1. На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы каждого обследования. В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.
2. Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы:
• Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования?
• Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
• Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
• В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?
• Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?
• Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?
3. Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаше всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов. Возможная форма коллегиального заключения ПМПк приводится в Приложении № 8.
4. Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка.Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:
— неполное или искаженное отражение ситуации развития;
— неграмотное использование специальной терминологии;
— отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;
— отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.
5. На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций.
6. В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае.
8. Дальнейшая работа на основании рекомендаций консилиума
1. По результатам обследования проводится заключительная беседа с родителями (лицами, их заменяющими), даются рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.
2. Далее, на основании полученных и обобщенных сведений и принятого консилиумом решения строится коррекционно-развивающая работа. Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, веры в духовный рост, удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении. Происходить это может в форме специальных занятий, индивидуальных консультаций, включением в активную учебную и внеучебную деятельность. Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия. При этом формирование ценностных ориентации важно не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых. Социальный педагог отслеживает динамику формирования принимающей социальной среды (семьи, группы сверстников). Также социальный педагог ведет работу по включению проблемного ребенка в те виды деятельности, которые способствовали бы его самореализации: спортивные секции, кружки дополнительного образования, туристические походы и т.д. Медицинский работник ведет наблюдение за общим психофизическим состоянием ребенка, своевременно консультируя о методах щадящего режима. Оказывается необходимая логопедическая, дефектологическая, педагогическая помощь в соответствии с разработанной индивидуальной программой. Классный руководитель поддерживает тесную связь с родителями.
3. На каждом последующем заседании консилиума часть времени необходимо посвятить обсуждению динамики развития учеников, прежде рассматриваемых на консилиуме.
4.В том случае, если специалисты школьного консилиума приходят к выводу, что школа не в состоянии решить сложные комплексные проблемы ребенка, ему требуется более специализированная помощь, то родителям рекомендуют обратиться в районную медико-психолого-педагогичекую комиссию.
5. При направлении в районную ПМПК председатель школьного ПМПк передает родителям направление-характеристику, в котором отражена выполненная школой работа и анализ затруднений по работе с данным ребенком. Примерная схема направления содержится в Приложении № 5.
6. Районная ПМПК выдает родителям заключение с рекомендациями по выбору дальнейшего образовательного маршрута ребенка. Если ребенку рекомендовано то же образовательное учреждение, где он обучается, то специалисты районной ПМПК могут провести консультации не только для родителей, но и для педагогов, психолога, социального педагога и других специалистов школы по итогам рассмотрения проблем направленного ребенка.
7. Районная ПМПК в отличие от консилиума имеет официальное юридическое полномочие выставлять медицинский диагноз. На основании данного диагноза она осуществляет дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливает психолого-педагогический и медицинский статус ребенка. Направление на районную ПМП комиссию может давать только районная поликлиника.
Приложение 1
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нюксенская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальная карта учёта динамики и развития ребёнка
Рекомендации по структуре и содержанию индивидуальной карты
учёта динамики развития ребенка
Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее – Карта) составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).
Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных».
Карта отражает динамику развития ребенка в течение каждого учебного года и хранится в образовательном учреждении до завершения ребенком образования в данном образовательном учреждении.
Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника после каждого школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ШПМПк).
Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребенка на обследование специалистами ТПМПК, при переходе обучающегося, воспитанника в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.
Структура Карты
Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Социальная карта семьи (социальным педагогом).
Заключение ШПМПк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведения первого заседания ШПМПк в учебном году).
Индивидуально-психологические особенности (информация педагога-психолога).
Познавательные процессы (информация учителя-дефектолога).
Речевое развитие (информация учителя-логопеда).
Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения ШПМПк по итогам учебного года).
Характеристика на обучающегося.
Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка
(201_/201_ учебный год)
Фамилия ________________________________________________________________
Имя ____________________________________________________________________
Принять за основу комплексной программы рекомендации специалистов, предложенное планирование коррекционной работы педагога-психолога, учителя-логопеда;
Провести для родителей дополнительную консультацию с целью их включения в коррекционно-развивающий процесс;
(прописать конкретные направления работы специалистов);
Довести до сведения родителей решение и рекомендации специалистов.
Медицинская сестра ________________ расшифровка / _______________________________________ /
Дата ___________________________________
5. Педагогическая диагностика
№ п/п
Виды трудностей
Год сопровождения
20___- 20___
20___- 20___
20___- 20___
20___- 20___
н
с
к
н
с
к
н
с
к
н
с
к
ЛИЧНОСТНЫЕ
1
Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие.
2
Нарушение нравственных норм и правил поведения.
3
Неосознанность важности и необходимости учения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
1
Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу.
2
Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью.
3
Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью.
4
Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
5
Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
1
Трудности во взаимодействии со взрослыми
2
Трудности во взаимодействии со сверстниками.
3
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами.
4
Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками
5
Неумение находить способы разрешения конфликтов
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
1
Общеучебные
Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны.
2
Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема
1
Знаково-символические
Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач.
2
Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов.
1
Информационные
Неумение находить и выделять необходимую информацию.
2
Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию.
3
Неумение передавать информацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ
1
Подготовка к обучению грамоте (ПГ) - чтение
Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук.
2
Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений.
3
Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения.
4
Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
5
Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков.
1
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи - русский язык
Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам.
2
Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже.
3
Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов.
4
Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.
5
Трудности в составлении различных видов рассказов.
6
Трудности в составлении всех типов предложений.
1
ФЭМП – математика
Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности
2
Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого.
3
Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений.
4
Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который).
5
Трудности соотнесения цифры, числа и количества.
6
Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.
7
Трудности в использовании условной мерки.
8
Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических
знаков +, -,‹,›, =).
9
Трудности в составлении и решении арифметических задач.
Примечание к таблице
Н – начало года
С – середина года
К – конец года
Условные обозначения
(красный) – трудность есть
(желтый) — иногда встречается
(зеленый) – трудность скорректирована
Индивидуально-психологические особенности
Задачи сопровождения: ________________________________________________________________________
Легко и охотно вступает в контакт (всегда, как правило, время от времени, в зависимости от настроения)
Контактирует только при необходимости
Замкнут, необщителен, не идет на контакт
Дистанцию в общении:
Соблюдает
Чувство дистанции снижено
Не соблюдает
Легко и охотно вступает в контакт (всегда, как правило, время от времени, в зависимости от настроения)
Контактирует только при необходимости
Замкнут, необщителен, не идет на контакт
Дистанцию в общении:
Соблюдает
Чувство дистанции снижено
Не соблюдает
МОТИВАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ
по результатам наблюдений, анкеты Лускановой
Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности
Средний уровень школьной мотивация
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация)
Низкая школьная мотивация
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности
Средний уровень школьной мотивация
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация)
Низкая школьная мотивация
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
ПОВЕДЕНИЕ (проявления)
По результатам наблюдений
Отклоняющееся от нормы (в чем проявляется)________
Не отклоняется от нормы
Отклоняющееся от нормы (в чем проявляется)________
Не отклоняется от нормы
С
О
С
Т
О
Я
Н
И
Я
Тревожность
По результатам наблюдений, теста тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен
Индекс тревожности
Высокий уровень тревожности
Средний уровень тревожности
Низкий уровень тревожноссти
Индекс тревожности
Высокий уровень тревожности
Средний уровень тревожности
Низкий уровень тревожности
Агрессивность
По результатам наблюдений, проективной методики «Несуществующее животное»
Признаки агрессивности ярко проявляются в поведении ребенка(высокая степень агрессивности)
Признаки агрессивности присутствуют в поведении ребенка(средняя степень агрессивности)
Признаки агрессивности в поведении ребенка проявляются по единичным признакам(низкая степень агрессивности)
Признаки агрессивности не проявляются
Признаки агрессивности ярко проявляются в поведении ребенка(высокая степень агрессивности)
Признаки агрессивности присутствуют в поведении ребенка(средняя степень агрессивности)
Признаки агрессивности в поведении ребенка проявляются по единичным признакам(низкая степень агрессивности)
Признаки агрессивности не проявляются
Возбудимость
По результатам наблюдений, теста Люшера
Всегда спокоен, не бывает сильных эмоциональных вспышек
Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки
Эмоционально уравновешен
Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям
Проявляется в виде аффектов
Проявляется во время _______
______________________________
Всегда спокоен, не бывает сильных эмоциональных вспышек
Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки
Эмоционально уравновешен
Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям
Проявляется в виде аффектов
Проявляется во время _______
______________________________
Самооценка
По результатам наблюдений, методики «Лесенка»
Неадекватно завышенная самооценка;
завышенная самооценка;
адекватная самооценка;
заниженная самооценка
Неадекватно завышенная самооценка;
завышенная самооценка;
адекватная самооценка;
заниженная самооценка
Выводы по итогам входящей диагностики: общие выводы по каждому показателю ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы по итогам проведенной работы: наблюдается / не наблюдается положительная / отрицательная динамика по показателям:______________________________________________
Результаты входящей диагностики (начало учебного года – дата)
Результаты итоговой диагностики (окончание учебного года – дата)
В
О
С
П
Р
И
Я
Т
И
Е
Пространственное
По результатам методик «кубики Кооса», «Разрезные картинки», «Графический диктант»,
Право-лево не дифференцирует
Право-лево дифференцирует
Фигуру (картинку) из ___ частей
складывает самостоятельно
с помощью
с опорой на образец
Право-лево не дифференцирует
Право-лево дифференцирует
Фигуру (картинку) из ___ частей
складывает самостоятельно
с помощью
с опорой на образец
Времени
По результатам методик
Времена года:
знает
не знает
путает
их последовательность:
устанавливает
не устанавливает
устанавливает неверно
Месяцы, их сезонную отнесённость:
Знает
не знает
путает
Дни недели:
знает
не знает
путает
Время по часам ___________________
Времена года:
знает
не знает
путает
их последовательность:
устанавливает
не устанавливает
устанавливает неверно
Месяцы, их сезонную отнесённость:
Знает
не знает
путает
Дни недели:
знает
не знает
путает
Время по часам ___________________
Зрительное
По результатам методик «Зашумлённые изображения», «Наложенные изображения»
Основные цвета:
знает
не знает
путает
Цвета спектра:
знает
не знает
путает
Геометрические фигуры:
называет
не называет
называет неверно
Перечёркнутые, наложенные изображения:
узнаёт ___ из ____
не узнаёт
Основные цвета:
знает
не знает
путает
Цвета спектра:
знает
не знает
путает
Геометрические фигуры:
называет
не называет
называет неверно
Перечёркнутые, наложенные изображения:
узнаёт ___ из ____
не узнаёт
Слуховое
Сложную инструкцию:
воспринимает
не воспринимает
Постоянно / иногда / требуется упрощение / дробление / повторение инструкции
Сложную инструкцию:
воспринимает
не воспринимает
Постоянно / иногда / требуется упрощение / дробление / повторение инструкции
В
Н
ИМА
Н
И
Е
Устойчивость
По результатам методик «Корректурная проба», «таблицы Шульте», «Воспроизведение ряда чисел», «Тулуз-Пьерона»
Воспроизводит ряд из ___ чисел в прямом порядке,
из ___ чисел в обратном порядке
В корректурной пробе допускает
Большое количество ошибок
Небольшое количество ошибок
Единичные ошибки
Не допускает ошибок
Внимание _________________________
Воспроизводит ряд из ___ чисел в прямом порядке,
из ___ чисел в обратном порядке
В корректурной пробе допускает
Большое количество ошибок
Небольшое количество ошибок
Единичные ошибки
Не допускает ошибок
Внимание _________________________
Продолжительность
По результатам методик
Продолжительность внимания
__________________________________
Продолжительность внимания
__________________________________
Переключаемость
По результатам методик
Требуется большое количество времени для переключения на другую деятельность
Требуется время для переключения
Быстро переключается на другую деятельность
Требуется большое количество времени для переключения на другую деятельность
Требуется время для переключения
Быстро переключается на другую деятельность
Распределение
По результатам методик
Способен распределять внимание на несколько объектов или видов деятельности
Испытывает трудности распределения внимания
Не может распределять внимание на 2 и больше объекта (вида деятельности)
Способен распределять внимание на несколько объектов или видов деятельности
Испытывает трудности распределения внимания
Не может распределять внимание на 2 и больше объекта (вида деятельности)
ПАМЯ
Т
Ь
Зрительная
По результатам методик «Запоминание фигур (картинок)» Рыбакова, Цветковой, Бернштейна
Воспроизводит ___ стимулов из ___
Воспроизводит ___ стимулов из ___
С
л
у
х
о
в
а
я
Кратковременная
По результатам методик «10 слов» Лурия, «Воспроизведение фразы»
Заучивание 10 слов __________________________________
Фразу из ___ слов воспроизводит:
Точно
С ошибками
Не может воспроизвести
Заучивания 10 слов __________________________________
Фразу из ___ слов воспроизводит:
Точно
С ошибками
Не может воспроизвести
Долговременная
По результатам методик «10 слов» Лурия, воспроизведение знакомого стихотворения
Отсроченно воспроизводит ____ слов
Знакомое стихотворение
Может сам рассказать точно
С ошибками
С помощью
Не может рассказать (стихов не знает)
Отсроченно воспроизводит ____ слов
Знакомое стихотворение
Может сам рассказать точно
С ошибками
С помощью
Не может рассказать (стихов не знает)
Смысловая
По результатам наблюдений, методик «Опосредованное запоминание» Леонтьева, «Пиктограммы», пересказ прочитанного текста,
Опосредовано запоминает ___ стимулов
Для установления связей при опосредованном запоминании требуется разъясняющая помощь, помощь в виде наводящих вопросов
Опосредованное запоминание не осуществляет
Пересказ прочитанного текста выполняет:
Самостоятельно, последовательно
По вопросам
С пропусками смысловых частей
С искажением смысла
Не выполняет
Опосредовано запоминает ___ стимулов
Для установления связей при опосредованном запоминании требуется разъясняющая помощь, помощь в виде наводящих вопросов
Опосредованное запоминание не осуществляет
Пересказ прочитанного текста выполняет:
Самостоятельно, последовательно
По вопросам
С пропусками смысловых частей
С искажением смысла
Не выполняет
МЫШЛ
ЕНИЕ
Ф
О
Р
М
Ы
Наглядно-действенное
Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления
Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления
Наглядно-образное
Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления
Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления
Словесно-логическое
Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления
Сформировано
В основном сформировано
Не сформировано
Преобладающий вид мышления
Анализ
Синтез
Обобщение
Сравнение
По результатам методик «Последовательность событий», «исключение лишнего», «Аналогии (простые, парные, сложные)», «Сравнение предметов и понятий», «Предметная классификация»,
Классификацию, обобщение, сравнение предметов, понятий, исключение лишнего (в вербальном или невербальном вариантах):
Производит самостоятельно, с опорой на существенные признаки
Производит с ___________ помощью, опираясь на несущественные признаки
Производит только в простых вариантах
Не производит
В вербальных / невербальных аналогиях:
Устанавливает смысловые связи, руководствуясь объективными признаками
Устанавливает связи с ___________ помощью, наблюдается «сползание» на ассоциации
При установлении связей руководствуется конкретными ассоциациями
Выводы по итогам проведенной работы: наблюдается / не наблюдается положительная / отрицательная динамика по показателям:________________________________________________
9. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения,
оценка эффективности проделанной работы за учебный год
Дата итогового консилиума ________________________________________________________
Результаты и эффективность сопровождения _________________________________________ ________________________________________________________________________________
Медицинская сестра ________________ расшифровка / /
Дата ___________________________________
Приложение 3
бюджетное общеобразовательное учреждение «Нюксенская средняя общеобразовательная школа»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
педагога - психолога
для школьного консилиума
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________ Дата рождения_______________________ Школа _____________________________________________ класс_______________
Общая оценка ребенка в ситуации обследования____________________________________
Характеристики деятельности: Мотивация______________________________________________________________________Критичность_____________________________________________________________________ Работоспособность________________________________________________________________Темп деятельности________________________________________________________________
Особенности развития психических функций:
Сформированность функций программирования и контроля_____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие моторных функций (динамическая организация движений, кинестетическая организация движений)___________________________________________________________
________________________________________________________________________________Сформированность представления о пространственных и временных отношениях ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности рисунка ___________ ________________________________________________________________________________
Личностные характеристики (социальные контакты: сверстники, взрослые; сформированность социально-бытовой ориентировки)__________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Интересы, представление о будущем________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности _______________________
Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие.
2
Нарушение нравственных норм и правил поведения.
3
Неосознанность важности и необходимости учения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
1
Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу.
2
Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью.
3
Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью.
4
Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
5
Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
1
Трудности во взаимодействии со взрослыми
2
Трудности во взаимодействии со сверстниками.
3
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами.
4
Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками
5
Неумение находить способы разрешения конфликтов
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
1
Общеучебные
Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны.
2
Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема
1
Знаково-символические
Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач.
2
Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов.
1
Информационные
Неумение находить и выделять необходимую информацию.
2
Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию.
3
Неумение передавать информацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ
1
Подготовка к обучению грамоте (ПГ) - чтение
Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук.
2
Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений.
3
Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения.
4
Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
5
Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков.
1
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи - русский язык
Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам.
2
Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже.
3
Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов.
4
Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.
5
Трудности в составлении различных видов рассказов.
6
Трудности в составлении всех типов предложений.
1
ФЭМП – математика
Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности
2
Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого.
3
Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений.
4
Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который).
5
Трудности соотнесения цифры, числа и количества.
6
Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.
7
Трудности в использовании условной мерки.
8
Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических
знаков +, -,‹,›, =).
9
Трудности в составлении и решении арифметических задач.
Примечание к таблице
Н – начало года
С – середина года
К – конец года
Условные обозначения
(красный) – трудность есть
(желтый) — иногда встречается
(зеленый) – трудность скорректирована
Приложение № 5
Примерная схема характеристики при направлении ребенка на обследование районной психолого-медико-педагогической комиссии
Цель обращения (трудности в обучении, общении, поведении)
1. Общие сведения о ребенке:
ФИО
Дата рождения, возраст
Вид и номер школы (общеобразовательная, для детей с ЗПР и др.) Класс (с углубленным изучением предметов, общеобразовательный, коррекционный) Какие дошкольные учреждения посещал. С какого возраста начал школьное обучение
Дублировал ли программу классов (если «да», то по какой причине: болезнь, необоснованные пропуски занятий, трудности в усвоении программы и др.) Был ли переведен на программу более низкого (высокого) уровня. С какого времени обучается в данном учреждении.
2. Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы:
Математика
Чтение и пересказ
русский язык
Другие предметы
3.Характеристика обучаемости:
Затруднения, возникающие при усвоении учебного материала. Чем, по мнению педагогов, они вызваны.
Содержание оказанной учителем помощи при выполнении тех или иных учебных заданий и усвоении учебного материала
Степень принятия ребенком предлагаемой помощи
4. Речевое развитие
Особенности речевого развития
Содержание деятельности и динамика развития при работе школьного логопеда
Состояние словаря_______________________________________________________________
Грамматический строй речи________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Понимание инструкции, воспринятой на слух: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности внимания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности памяти: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень развития мыслительных операций:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности мышления: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Направления коррекционной работы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принять за основу комплексной программы рекомендации специалистов, предложенное планирование коррекционной работы педагога-психолога, учителя-логопеда;
Провести для родителей дополнительную консультацию с целью их включения в коррекционно-развивающий процесс;
(прописать конкретные направления работы специалистов);
Довести до сведения родителей решение и рекомендации специалистов.
Дата ___________ Социальный педагог _________________
Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования.
Актуальное состояние: низкий темп выполнения классных работ, часто отвлекается, рассеян, невнимателен, отмечается бедность речи, испытывает трудности оперирования абстрактными понятиями, затрудняется при подборе обобщающих формулировок. Единичные недостатки развития моторных функций, пространственного восприятия, зрительного восприятия и речевых функций приводят к задержке формирования умственного плана действий. Мышление, в целом, носит конкретный характер, достаточно хорошо ориентируется по наглядным изображениям и затрудняется при выполнении заданий в речевом плане. В личностной сфере испытывает недостаток эмоциональной теплоты дома, потребность во внимании состороны близких людей. Прямолинейность, ригидность, готовность к контактам, и, в то же время, недостаток контроля над эмоциями, часто оборачивается конфликтами и неудовлетворенностью отношениями с окружающими. В контакт с педагогом старается не вступать, навыки общения с взрослыми развиты плохо.
Наличие отклонений и особенностей развития: структура нарушений свидетельствует об общей незрелости личности, проявляющейся в низком уровне познавательных интересов, недоразвитии речи, низком темпе оперирования понятиями, несформированности эмоционально-волевой сферы, повышенной утомляемости. Выявленная задержка развития по типу психической неустойчивости, обусловлена, прежде всего, микросоциально-педагогической запущенностью, бедностью социальной среды, отсутствием стимулирующих развитие влияний окружения.
Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума
Участник консилиума
Содержание и форма работы
Сроки проведения
Педагог
Организация дополнительных занятий, формирование умений запоминать текст, задавать вопросы, обобщать, выделять главное в содержании, пользоваться различной информацией; создание благоприятных условий для работы во время урока, доброжелательная атмосфера, временное снижение учебных требований, использование на уроке письменных опросов или устных ответов вне урока.
Школьный психолог
Включение в группу, занятия которой направлены на развитие коммуникативных функций и произвольности. Индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы.
Врач, медсестра
Поддерживающая медикаментозная терапия.
Социальный педагог
Работа с семьей по формированию более доверительных отношений, участие родителей в развитии познавательной деятельности ребенка, организации режима.
Логопед
Индивидуальные занятия, цель которых расширение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи.
Завуч
Оказание методической помощи педагогу в организации работы, оказание организационной помощи в реализации работы специалистов.
Содержание консультативной деятельности участников консилиума
Участник консилиума
Содержание и форма работы
Сроки проведения
Педагог
Проведение индивидуальной консультации с семьей.
Школьный психолог
■
Информирование педагогов об особенностях поведения ребенка в процессе групповой и индивидуальной работы, помощь в разработке стратегий педагога по формированию успешного контакта с ребенком. Проведение индивидуальной консультации с семьей с целью обсуждения особенностей личности ребенка (первая встреча может быть проведена вместе с социальным педагогом).
Логопед
Информирование педагогов о специфических ошибках, возникающих у ребенка при чтении и письме, помощь в подборе материала, направленного на тренировку нарушенных функций.
Социальный педагог
Проведение консультации с педагогами по результатам работы с родителями, направленной на поддержку ребенка, заинтересованности их в его школьных успехах.