Нормативный документ для работы с детьми с ОВЗ (обследование и индивидуальное сопровождение обучающихся)
Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Нормативный документ для работы с детьми с ОВЗ (обследование и индивидуальное сопровождение обучающихся)
1. Общие положения
ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администраторов школы для решения задач адресной психолого-педагогической помощи детям.
Порядок деятельности ПМПк определяется приказом директора школы.
В состав консилиума входят: заместитель директора по коррекционным классам (председатель Консилиума), учителя с большим опытом работы, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, врач (педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они привлекаются к работе Консилиума на договорной основе, документы оформляет медицинская сестра ОО.
Материалы консилиума являются основанием для принятия административного решения об определении содержания адресного психолого-педагогического сопровождения ребенка, мониторинга хода и результативности сопровождения.
Материалы консилиума хранятся у председателя школьного ПМПк.
Специалисты и участники консилиума обязаны подготовить и предоставить к обсуждению соответствующие материалы о ребенке в письменном виде.
С целью глубокого изучения ребенка и тщательной подготовки документов специалистами рассматриваются не более 5-7 случаев одновременно.
2. Цели и задачи консилиума
1. Целью консилиума является создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
2. В задачи консилиума входят:
выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;
профилактика интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
3. Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
2. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
3. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
4. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, вытекающей из рекомендаций специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
5. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
6. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
7. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого–медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
8. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в полугодие.
9. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: классный руководитель, проводящий коррекционно-развивающее обучение, внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка, эффективность оказываемой ему помощи, заполняет индивидуальную карта учёта динамики и развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
10. После обсуждения на консилиуме копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте. В другие учреждения и организации коллегиальное заключение ПМПк или заключения специалистов могут направляться только по официальному запросу.
4. Формы учета деятельности специалистов ПМПк
1. Журнал записи детей на ПМПк.
2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
3. Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося.
4. Индивидуальная карта учёта динамики и развития ребенка.
5. Статистический учет деятельности ПМПк.
5. Образцы требуемой документации
1. Журнал записи детей на ПМПк.
№ п/п | Дата, время | Ф.И. ребенка | Дата рождения | Пол | Инициатор обращения | Причина обращения | График консультирования специалистов |
| | | | | | | |
2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов,
коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
№ п/п | Дата проведения консультации специалиста или заседания ПМПк | Ф.И. ребенка | Возраст | Пол | Проблема | Заключение специалиста или заключение ПМПк | Рекомендации | Специалист или состав ПМПк |
| | | | | | | | |
3.Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
Руководитель образовательного Учреждения _______________________________________ ____________________________________ (указать фамилию, имя, отчество) подпись М.П. | Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника ________________________________________ ________________________________________ (указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись М.П. |
Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. | Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк. |
4. Индивидуальная карта учёта динамики и развития ребенка.
(Приложение №1).
Структура Карты
Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Социальная карта семьи (социальным педагогом).
Заключение ШПМПк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведения первого заседания ШПМПк в учебном году).
Медицинское заключение (заполняется мед. работником)
Педагогическая диагностика (заполняется классным руководителем)
Индивидуально-психологические особенности (информация педагога-психолога).
Познавательные процессы (информация учителя-дефектолога).
Речевое развитие (информация учителя-логопеда).
Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения ШПМПк по итогам учебного года).
Характеристика на обучающегося.
5. Статистический отчет деятельности ПМПк.
Отчетная ведомость составляется один раз в год.
Отчет включает:
— данные по обеспеченности школьного Консилиума специалистами;
— количество детей, прошедших консилиум за отчетный период;
— основные выявленные проблемы детей;
— основные рекомендации специалистов;
— сведения о направлении детей в другие инстанции;
— анализ трудностей, встречающихся в деятельности консилиума.
6. Содержание деятельности ПМПк образовательного учреждения
1. Подготовительное обследование.
2. Медицинское обследование.
1. Сбор анамнеза — история развития ребенка. Анкета по изучению развития ребенка заполняется в процессе беседы с мамой. Если медицинский работник не имеет возможности для сбора анамнестических данных, эту анкету может заполнить психолог в процессе встречи с родителями .
2. Объективное исследование состояния соматического здоровья. Заключение по состоянию здоровья; рекомендации и составление плана медицинского сопровождения.
3. Неврологическое обследование. Анализ неврологического статуса, разработка соответствующих рекомендаций.
4. Психопатологическое обследование. Анализ психического статуса, рекомендации и составление плана психокоррекционных мероприятий.
5. При необходимости:
- обследование отоларинголога: исследование слуха. Заключение по коррекции слуха.
- обследование офтальмолога. Заключение по коррекции зрения.
Школьная медсестра составляет общее заключение по состоянию здоровья ребенка, дает характеристику заболеваний за последний год, описывает физическое состояние здоровья на момент проведения консилиума, получает дополнительную информацию от родителей и из поликлиники. Подчеркиваются факторы риска нарушения развития:
наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;
наличие хронических заболеваний.
Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.
Медицинское представление на консилиум содержится в Приложении № 2.
3. Психологическое обследование.
1. Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии.
2. Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. К ним относится: овладение навыками учебной деятельности, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов. В процессе наблюдения на уроке оценивается активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», особенности регулирующей функции речи. Исследуя продукты учебной деятельности, мы отмечаем типичные ошибки, сформированность учебных навыков чтения, письма, счета в уме, решения задач. На перемене фиксируем эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками. Школьные требования, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние его эмоциональной сферы, проявление которой также учитывается. Схема наблюдения, позволяющая проанализировать процесс адаптации младших школьников, представлена в сборнике «Школа и психическое здоровье».
3. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы.
4. Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком.
5. Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий.
6. Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей.
Схема представления психолога представлена в Приложении № 3.
В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, особенности латерализации, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения. Конкретные диагностические приемы, а также упражнения направленные на развитие познавательной и коммуникативной сферы, представлены в монографии «Психологическое сопровождение школьников».
4. Педагогическая диагностика
С целью лучшего понимания ребенка и его проблем для учителя была разработана анкета, помогающая наблюдать и классифицировать факты, затрудняющие адаптацию ребенка к школе (Приложение №4). Используя педагогическую диагностику, педагог выявляет уровень усвоения ребенком учебного материала по предмету и составляет заключение о соответствии знаний, умений и навыков учащихся предлагаемым учебным программам.
Математика. Учитывается умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине; знание последовательности чисел натурального ряда в прямом и обратном порядке, состава числа, вычислительных приемов, соотношение числа и цифры, способов вычисления на основе знания нумерации; понимание зависимости между компонентами и результатами действий; использование математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий; умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач; умение решать уравнения, неравенства.
Русский язык. Фиксируется сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделять и объяснять орфограммы, формулировать правила с подбором конкретных примеров, умение работать с различными текстами. При письме под диктовку учитывается сформированность графических навыков и характер ошибок (орфографические, синтаксические и т.д.).
Чтение. Анализируется способ чтения (побуквенное, послоговое; синтетическое, беглое); качество чтения (правильность, плавность, выразительность, понимание прочитанного), характер ошибок; пересказ (самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный); умение делать вывод с учетом характеристик текста (описание, повествование, рассуждение).
Характеристика школьника может складываться из следующих показателей:
Качественные характеристики учебной деятельности:
• трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий
• трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски
• трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы
• трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного
• виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности
• предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей
Количественные показатели учебной деятельности:
• успеваемость по основным предметам
• предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости
Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
• описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности
• описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил
• индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками
Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
• описания «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке
• описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные проявления эмоций (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).
Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом, если это необходимо. Предоставляемая информация должна отражать особенности адаптации ребенка к школе и обстоятельства, отрицательно влияющие на этот процесс . Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, конечно, только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию. Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагогических характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной поддержке завуча и содержательной помощи психолога. Характеристика для консилиума, содержится в Приложении № 5.
5. Логопедическое обследование
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, выявление речевых расстройств. Наиболее распространенными нарушениями являются: нарушения мелкой моторики и артикуляционного аппарата; недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции; недоразвитие лексико-грамматического строя речи, что выражается в бедности словаря, аграмматизмах, трудности словообразования. Сочетание этих нарушений определяет трудности чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Заключение на каждого ребенка включает уровень развития познавательной деятельности и развернутый речевой диагноз, а также рекомендации по коррекции выявленных нарушений (Приложение № 6).
6. Социально-педагогическое обследование
Социальный педагог занимается, прежде всего, проблемами межличностного характера. Центральными темами социальной работы являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей и подростков. Дополнительное внимание уделяется проблеме прогулов, а также ученикам, которых из-за поведения хотят отчислить из школы, т.е. дезадаптированным подросткам.
Социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями. В процессе работы используются следующие методы сбора информации: интервью, анкетирование, наблюдение. Работа социального педагога начинается с установления контакта и налаживания доверительных отношений с подростком и его семьей. На этом этапе собирается наиболее полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование родителей. При установлении контакта с семьей основной акцент общения направлен на ребенка, под влиянием наводящих вопросов социального педагога, родитель связывает ситуацию ребенка со своими проблемами.
При установлении контакта с ребенком актуальны доверительные беседы, совместное принятие решений по изменению ситуации, определение целей работы и распределение ответственности за их выполнение.
Сбор информации и анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогом. Получая сведения, социальный педагог постепенно заполняет представление. (Приложение № 9). После принятия решений на консилиуме о необходимости помощи в каждом конкретном случае, социальный педагог выбирает формы работы, наиболее адекватные проблемам подростка и его семьи. Далее, в процессе социального патронажа, социальный педагог постоянно поддерживает мотивацию подростка на сотрудничество с психологом, врачом и другими специалистами.
Основная задача социального педагога — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости, как с ним связаться. Такое курирование является способом сохранения и поддержания контакта с подростком, контроля ситуации.
Социальному педагогу необходимо иметь информационную базу об организациях и учреждениях округа, которая включает информацию:
— об образовательных учреждениях области (частные школы и гимназии, школы с классами коррекции, школы практической ориентации, межшкольные учебные комбинаты и профессиональные училища);
— о досуговых учреждениях и спортивных секциях;
— о специализированных центрах области;
— о городских центрах по оказанию помощи в случаях инвалидности, алкоголизма и наркомании, суицида подростков и т.д.
7. Проведение заседания ПМП консилиума
1. На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы каждого обследования. В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.
2. Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы:
• Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования?
• Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
• Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
• В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?
• Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?
• Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?
3. Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаше всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов. Возможная форма коллегиального заключения ПМПк приводится в Приложении № 8.
4. Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:
— неполное или искаженное отражение ситуации развития;
— неграмотное использование специальной терминологии;
— отсутствие анализа и обобщения проблемы;
— излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность;
— отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;
— отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.
5. На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций.
6. В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае.
8. Дальнейшая работа на основании рекомендаций консилиума
1. По результатам обследования проводится заключительная беседа с родителями (лицами, их заменяющими), даются рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.
2. Далее, на основании полученных и обобщенных сведений и принятого консилиумом решения строится коррекционно-развивающая работа. Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, веры в духовный рост, удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении. Происходить это может в форме специальных занятий, индивидуальных консультаций, включением в активную учебную и внеучебную деятельность. Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия. При этом формирование ценностных ориентации важно не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых. Социальный педагог отслеживает динамику формирования принимающей социальной среды (семьи, группы сверстников). Также социальный педагог ведет работу по включению проблемного ребенка в те виды деятельности, которые способствовали бы его самореализации: спортивные секции, кружки дополнительного образования, туристические походы и т.д. Медицинский работник ведет наблюдение за общим психофизическим состоянием ребенка, своевременно консультируя о методах щадящего режима. Оказывается необходимая логопедическая, дефектологическая, педагогическая помощь в соответствии с разработанной индивидуальной программой. Классный руководитель поддерживает тесную связь с родителями.
3. На каждом последующем заседании консилиума часть времени необходимо посвятить обсуждению динамики развития учеников, прежде рассматриваемых на консилиуме.
4. В том случае, если специалисты школьного консилиума приходят к выводу, что школа не в состоянии решить сложные комплексные проблемы ребенка, ему требуется более специализированная помощь, то родителям рекомендуют обратиться в районную медико-психолого-педагогичекую комиссию.
5. При направлении в районную ПМПК председатель школьного ПМПк передает родителям направление-характеристику, в котором отражена выполненная школой работа и анализ затруднений по работе с данным ребенком. Примерная схема направления содержится в Приложении № 5.
6. Районная ПМПК выдает родителям заключение с рекомендациями по выбору дальнейшего образовательного маршрута ребенка. Если ребенку рекомендовано то же образовательное учреждение, где он обучается, то специалисты районной ПМПК могут провести консультации не только для родителей, но и для педагогов, психолога, социального педагога и других специалистов школы по итогам рассмотрения проблем направленного ребенка.
7. Районная ПМПК в отличие от консилиума имеет официальное юридическое полномочие выставлять медицинский диагноз. На основании данного диагноза она осуществляет дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливает психолого-педагогический и медицинский статус ребенка. Направление на районную ПМП комиссию может давать только районная поликлиника.
Приложение 1
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нюксенская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальная карта учёта динамики и развития ребёнка
Рекомендации по структуре и содержанию индивидуальной карты
учёта динамики развития ребенка
Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее – Карта) составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).
Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных».
Карта отражает динамику развития ребенка в течение каждого учебного года и хранится в образовательном учреждении до завершения ребенком образования в данном образовательном учреждении.
Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника после каждого школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ШПМПк).
Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребенка на обследование специалистами ТПМПК, при переходе обучающегося, воспитанника в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.
Структура Карты
Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Социальная карта семьи (социальным педагогом).
Заключение ШПМПк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведения первого заседания ШПМПк в учебном году).
Медицинское заключение (заполняется мед. работником)
Педагогическая диагностика (заполняется классным руководителем)
Индивидуально-психологические особенности (информация педагога-психолога).
Познавательные процессы (информация учителя-дефектолога).
Речевое развитие (информация учителя-логопеда).
Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения ШПМПк по итогам учебного года).
Характеристика на обучающегося.
Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка
(201_/201_ учебный год)
Фамилия ________________________________________________________________
Имя ____________________________________________________________________
Отчество ________________________________________________________________
Возраст _____________________ Дата рождения _______________________
Адрес __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Телефон______________________________________________________________
Из какого образовательного учреждения прибыл ______________________________
ФИО родителей (законных представителей) _________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Куратор сопровождения (ФИО, должность)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Социальная карта семьи
Мать: ____________________________________________________________________________
Место работы:________________________________________________________________________
Должность: ____________________________ Образование: ________________________________
Отец:_______________________________________________________________________________
Место работы: _____________________________________________________________________
Должность: ____________________________ Образование: ________________________________
С кем проживает обучающийся:
- с родителями
- с матерью
- с отцом
- с другими родственниками (сведения о них)
Сведения о других детях в семье (Ф.И.О., возраст, степень родства)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бытовые условия жизни:_______________________________________________________________
Характеристика семьи Категория семьи:
- полная - малообеспеченная
- многодетная - не полная
- опекаемая - неблагополучная
- благополучная - состоит на учете (на внутри школьном учёте, ОП)
Взаимоотношения учащегося с родителями и другими членами семьи:
- атмосфера в семье дружелюбная, теплая ;
- отношения близкие, доверительные ;
- отношения отчужденные ;
- взаимопонимание ребенка с родителями ;
- нет взаимопонимания .
Особенности семейного воспитания. Стиль:
- строгий контроль за поведением ребенка (авторитарный) ;
- большая самостоятельность ребенка (либерально-попустительский) ;
- родители сотрудничают с учителями (демократический) ;
- конфронтация родителей с учителями .
Формы участия членов семьи в жизни класса, школы:
- в мероприятиях принимают участие ;
- в мероприятиях не принимают участие ;
- родительские собрания посещают ;
- родительские собрания не посещают .
Взаимодействие семьи:
- с классным руководителем ;
- с психологом ;
- с социальным педагогом ;
- с другими учителями .
Заключение: ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный педагог ____________________________________ /____________________________/
3. Заключение ПМПк
Фамилия, имя ученика ________________________________________________________________________
Число, месяц, год рождения___________________________класс_________________
Причина проведения: _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(возможные формулировки):
выполнение рекомендаций ТПМПК;
мониторинг динамики развития ребёнка;
определение основных направлений коррекционно-развивающей работы;
определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка;
корректировка образовательной программы в соответствии с психофизиологическими особенностями ребёнка с ОВЗ по усвоению программного материала;
составление комплексной программы сопровождения.
Заключение: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(возможные варианты записей):
(вписать рекомендации, данные ТПМПК);
Принять за основу комплексной программы рекомендации специалистов, предложенное планирование коррекционной работы педагога-психолога, учителя-логопеда;
Провести для родителей дополнительную консультацию с целью их включения в коррекционно-развивающий процесс;
(прописать конкретные направления работы специалистов);
Довести до сведения родителей решение и рекомендации специалистов.
Приложение:
1. Медицинское представление. Специалист_________________ /__________________________________/
2. Психологическое заключение. Специалист _________________ /__________________________________/
3. Педагогическое заключение. Педагог _____________________/__________________________________/
4. Логопедическое заключение. Логопед _____________________/___________________________________/
5. Заключение социального педагога. Специалист _____________/ __________________________________/
Председатель ПМПк ________________________/_______________________________________________/
М.П. Дата проведения ПМПк _________________
4. Медицинское представление на ПМПк
Ф.И.О. ребёнка_______________________________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________________________
Краткий анамнез _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Физическое состояние, неврологический статус___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Состояние органов чувств______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Психическое состояние________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Состоит на учёте у специалистов: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Группа здоровья______________________________________________________________________________
Наличие инвалидности (указать по какому заболеванию)____________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Медицинская сестра ________________ расшифровка / _______________________________________ /
Дата ___________________________________
5. Педагогическая диагностика
№ п/п | Виды трудностей | Год сопровождения | |||||||||||
20___- 20___ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | ||||||||||
н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | ||
|
ЛИЧНОСТНЫЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Нарушение нравственных норм и правил поведения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Неосознанность важности и необходимости учения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕГУЛЯТИВНЫЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Трудности во взаимодействии со взрослыми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудности во взаимодействии со сверстниками. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Неумение находить способы разрешения конфликтов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Общеучебные Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Знаково-символические Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Информационные Неумение находить и выделять необходимую информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Неумение передавать информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Подготовка к обучению грамоте (ПГ) - чтение Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи - русский язык Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Трудности в составлении различных видов рассказов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Трудности в составлении всех типов предложений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | ФЭМП – математика Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Трудности соотнесения цифры, числа и количества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | Трудности в использовании условной мерки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических знаков +, -,‹,›, =). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | Трудности в составлении и решении арифметических задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание к таблице
Н – начало года
С – середина года
К – конец года
Условные обозначения
(красный) – трудность есть
(желтый) — иногда встречается
(зеленый) – трудность скорректирована
Индивидуально-психологические особенности
Задачи сопровождения: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности | Результаты входящей диагностики (начало учебного года – дата) | Результаты итоговой диагностики (окончание учебного года – дата) |
| ||||
О Б Щ Е Н И Е | Инициативность (по ведущей деятельности) По результатам наблюдений |
|
| |
| ||
Круг общения, коммуникативные качества По результатам социометрии «Домики», наблюдений, бесед | Занимаемая позиция в классе, группе:
Предпочитаемый круг общения:
Авторитетные взрослые: ____________________________________________________________ | Занимаемая позиция в классе, группе:
Предпочитаемый круг общения:
Авторитетные взрослые: ____________________________ ____________________________ | |
| |||
Контактность (как коммуникативное качество) По результатам наблюдений, бесед |
Дистанцию в общении:
|
Дистанцию в общении:
| |
| |||
МОТИВАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ по результатам наблюдений, анкеты Лускановой |
|
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация |
| | |||
ПОВЕДЕНИЕ (проявления) По результатам наблюдений |
|
| | | |||
С О С Т О Я Н И Я | Тревожность По результатам наблюдений, теста тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен | Индекс тревожности
| Индекс тревожности
| |
| ||
Агрессивность По результатам наблюдений, проективной методики «Несуществующее животное» |
|
| |
| |||
Возбудимость По результатам наблюдений, теста Люшера |
______________________________ |
______________________________ | |
| |||
Самооценка По результатам наблюдений, методики «Лесенка» |
|
| |
|
Выводы по итогам входящей диагностики: общие выводы по каждому показателю ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы по итогам проведенной работы: наблюдается / не наблюдается положительная / отрицательная динамика по показателям:______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог ______________ / ______________________________ /
7. Познавательные процессы
Особенности | Результаты входящей диагностики (начало учебного года – дата) | Результаты итоговой диагностики (окончание учебного года – дата) | |||
В О С П Р И Я Т И Е | Пространственное По результатам методик «кубики Кооса», «Разрезные картинки», «Графический диктант», |
Фигуру (картинку) из ___ частей
|
Фигуру (картинку) из ___ частей
| ||
Времени По результатам методик | Времена года:
их последовательность:
Месяцы, их сезонную отнесённость:
Дни недели:
Время по часам ___________________ | Времена года:
их последовательность:
Месяцы, их сезонную отнесённость:
Дни недели:
Время по часам ___________________ | |||
Зрительное По результатам методик «Зашумлённые изображения», «Наложенные изображения» | Основные цвета:
Цвета спектра:
Геометрические фигуры:
Перечёркнутые, наложенные изображения:
| Основные цвета:
Цвета спектра:
Геометрические фигуры:
Перечёркнутые, наложенные изображения:
| |||
Слуховое
| Сложную инструкцию:
| Сложную инструкцию:
| |||
В Н ИМА Н И Е | Устойчивость По результатам методик «Корректурная проба», «таблицы Шульте», «Воспроизведение ряда чисел», «Тулуз-Пьерона»
| Воспроизводит ряд из ___ чисел в прямом порядке, из ___ чисел в обратном порядке В корректурной пробе допускает
Внимание _________________________
| Воспроизводит ряд из ___ чисел в прямом порядке, из ___ чисел в обратном порядке В корректурной пробе допускает
Внимание _________________________ | ||
Продолжительность По результатам методик | Продолжительность внимания __________________________________ | Продолжительность внимания __________________________________ | |||
Переключаемость По результатам методик |
|
| |||
Распределение По результатам методик |
|
| |||
ПАМЯ Т Ь | Зрительная По результатам методик «Запоминание фигур (картинок)» Рыбакова, Цветковой, Бернштейна | Воспроизводит ___ стимулов из ___ | Воспроизводит ___ стимулов из ___ | ||
С л у х о в а я | Кратковременная По результатам методик «10 слов» Лурия, «Воспроизведение фразы» | Заучивание 10 слов __________________________________ Фразу из ___ слов воспроизводит:
| Заучивания 10 слов __________________________________ Фразу из ___ слов воспроизводит:
| ||
Долговременная По результатам методик «10 слов» Лурия, воспроизведение знакомого стихотворения | Отсроченно воспроизводит ____ слов Знакомое стихотворение Может сам рассказать точно С ошибками С помощью Не может рассказать (стихов не знает) | Отсроченно воспроизводит ____ слов Знакомое стихотворение
| |||
Смысловая По результатам наблюдений, методик «Опосредованное запоминание» Леонтьева, «Пиктограммы», пересказ прочитанного текста, |
Пересказ прочитанного текста выполняет:
|
Пересказ прочитанного текста выполняет:
| |||
МЫШЛ ЕНИЕ | Ф О Р М Ы | Наглядно-действенное
|
|
| |
Наглядно-образное
|
|
| |||
Словесно-логическое
|
|
| |||
| Анализ Синтез Обобщение Сравнение По результатам методик «Последовательность событий», «исключение лишнего», «Аналогии (простые, парные, сложные)», «Сравнение предметов и понятий», «Предметная классификация»,
| Классификацию, обобщение, сравнение предметов, понятий, исключение лишнего (в вербальном или невербальном вариантах): Производит самостоятельно, с опорой на существенные признаки Производит с ___________ помощью, опираясь на несущественные признаки Производит только в простых вариантах Не производит В вербальных / невербальных аналогиях: Устанавливает смысловые связи, руководствуясь объективными признаками Устанавливает связи с ___________ помощью, наблюдается «сползание» на ассоциации При установлении связей руководствуется конкретными ассоциациями Причинно-следственные связи установить не может Последовательность событий: Устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает Устанавливает с ошибкой (ошибками), скрытый смысл понимает частично Не устанавливает, смысла не понимает | Классификацию, обобщение, сравнение предметов, понятий, исключение лишнего (в вербальном или невербальном вариантах): Производит самостоятельно, с опорой на существенные признаки Производит с ___________ помощью, опираясь на несущественные признаки Производит только в простых вариантах Не производит В вербальных / невербальных аналогиях: Устанавливает смысловые связи, руководствуясь объективными признаками Устанавливает связи с ___________ помощью, наблюдается «сползание» на ассоциации При установлении связей руководствуется конкретными ассоциациями Причинно-следственные связи установить не может Последовательность событий: Устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает Устанавливает с ошибкой (ошибками), скрытый смысл понимает частично Не устанавливает, смысла не понимает |
Выводы по итогам входящей диагностики: общие выводы по каждому показателю_____________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы по итогам проведенной работы: наблюдается / не наблюдается положительная / отрицательная динамика по показателям:________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Учитель-дефектолог ______________ / _____________________________ /
8. Речевое развитие
Предъявляемые задания | Результаты входящей диагностики (начало учебного года – дата) | Результаты итоговой диагностики (окончание учебного года – дата) | |
Артикуляционная моторика | |||
Заключение
| | | |
Общая и мелкая моторика | |||
Заключение |
| | |
Звукопроизношение | |||
Заключение |
| | |
Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез | |||
Заключение |
| | |
Звуко-слоговая структура слова | |||
Заключение |
| | |
Словарный запас | |||
Заключение |
| | |
Грамматический строй речи | |||
Заключение |
| | |
Связная речь | |||
Заключение |
| | |
Письменная речь | |||
Чтение | |||
Заключение |
| | |
Письмо | |||
Заключение | | |
Логопедическое заключение _________________________________________________________________________________
Рекомендации _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед ______________ / ______________________________ /
9. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения,
оценка эффективности проделанной работы за учебный год
Дата итогового консилиума ________________________________________________________
Результаты и эффективность сопровождения _________________________________________ ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение. Рекомендации __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Куратор сопровождения ________________________ / ______________________________ /
С содержанием индивидуальной карты учёта динамики развития ребенка ознакомлен(а)
Подпись родителей (законных представителей) _________________________________
Дата «___»___________ 201__ г.
Приложение 2
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Нюксенская средняя общеобразовательная школа»
Медицинское представление на ПМПк
Ф.И.О. ребёнка________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Краткий анамнез __________________________________________ ________________________________________________
Физическое состояние, неврологический статус_______________
_________________________________________________________
Состояние органов чувств___________________________________
_________________________________________________________
Психическое состояние_____________________________________
_________________________________________________________
Перенесённые заболевания__________________________________
_________________________________________________________
Состоит на учёте у специалистов: ____________________________
_________________________________________________________
Группа здоровья___________________________________________
Наличие инвалидности (указать по какому заболеванию)_________
_________________________________________________________
Медицинская сестра ________________ расшифровка / /
Дата ___________________________________
Приложение 3
бюджетное общеобразовательное учреждение «Нюксенская средняя общеобразовательная школа»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
педагога - психолога
для школьного консилиума
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________ Дата рождения_______________________ Школа _____________________________________________ класс_______________
Общая оценка ребенка в ситуации обследования____________________________________
Характеристики деятельности:
Мотивация______________________________________________________________________Критичность_____________________________________________________________________ Работоспособность________________________________________________________________Темп деятельности________________________________________________________________
Особенности развития психических функций:
Сформированность функций программирования и контроля_____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие моторных функций (динамическая организация движений, кинестетическая организация движений)___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Латеральный фенотип (ведущая): рука ____________, глаз____________ , ухо_____________
Сформированность пространственных представлений __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности восприятия (зрительное и слуховое)______________________________________
Особенности вниманиея___________________________________________________________
Особенности памяти (слухо-речевая, зрительная) _____________________________________
________________________________________________________________________________
Особенности мышления __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Качественная характеристика речи __________________________________________________
Характеристика интеллектуального развития__________________________________________
________________________________________________________________________________Сформированность представления о пространственных и временных отношениях ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности рисунка ___________
________________________________________________________________________________
Личностные характеристики (социальные контакты: сверстники, взрослые; сформированность социально-бытовой ориентировки)__________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Интересы, представление о будущем________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности _______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение школьного педагога-психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) ___________________________________________________________________________
Дата ____________________
ФИО педагога - психолога ____________ ______________________
Приложение 4
Педагогическая диагностика
№ п/п | Виды трудностей | Год сопровождения | |||||||||||
20___- 20___ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | ||||||||||
н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | ||
|
ЛИЧНОСТНЫЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Нарушение нравственных норм и правил поведения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Неосознанность важности и необходимости учения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕГУЛЯТИВНЫЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Трудности во взаимодействии со взрослыми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудности во взаимодействии со сверстниками. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Неумение находить способы разрешения конфликтов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Общеучебные Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Знаково-символические Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Информационные Неумение находить и выделять необходимую информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Неумение передавать информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Подготовка к обучению грамоте (ПГ) - чтение Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи - русский язык Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Трудности в составлении различных видов рассказов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Трудности в составлении всех типов предложений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | ФЭМП – математика Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Трудности соотнесения цифры, числа и количества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | Трудности в использовании условной мерки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических знаков +, -,‹,›, =). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | Трудности в составлении и решении арифметических задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание к таблице
Н – начало года
С – середина года
К – конец года
Условные обозначения
(красный) – трудность есть
(желтый) — иногда встречается
(зеленый) – трудность скорректирована
Приложение № 5
Примерная схема характеристики при направлении ребенка
на обследование районной психолого-медико-педагогической комиссии
Цель обращения (трудности в обучении, общении, поведении)
1. Общие сведения о ребенке:
ФИО
Дата рождения, возраст
Вид и номер школы (общеобразовательная, для детей с ЗПР и др.) Класс (с углубленным изучением предметов, общеобразовательный, коррекционный) Какие дошкольные учреждения посещал. С какого возраста начал школьное обучение
Дублировал ли программу классов (если «да», то по какой причине: болезнь, необоснованные пропуски занятий, трудности в усвоении программы и др.) Был ли переведен на программу более низкого (высокого) уровня. С какого времени обучается в данном учреждении.
2. Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы:
Математика
Чтение и пересказ
русский язык
Другие предметы
3.Характеристика обучаемости:
Затруднения, возникающие при усвоении учебного материала. Чем, по мнению педагогов, они вызваны.
Содержание оказанной учителем помощи при выполнении тех или иных учебных заданий и усвоении учебного материала
Степень принятия ребенком предлагаемой помощи
4. Речевое развитие
Особенности речевого развития
Содержание деятельности и динамика развития при работе школьного логопеда
5. Психологические особенности
Познавательная сфера (особенности внимания, памяти, работоспособности)
Отношение к учебе (мотивация)
Особенности личности и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
Содержание деятельности и динамика развития при работе школьного психолога
6. Доминирующие увлечения и интересы ребенка
7. Состояние здоровья ребенка
8.Заключение школьного ПМПк (общие выводы и рекомендации специалистов)
Печать учреждения
Подпись: Председатель школьного ПМПк
Дата
Приложение 6
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Нюксенская средняя общеобразовательная школа»
Логопедическое представление
на обучающегося
Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________
Класс_______________ Дата рождения_________________________________
Занятия с логопедом в школе___________________________________________
Устная речь:
Фонематическое восприятие_____________________________________________
Звукопроизношение______________________________________________________________________________________________________________________
Слоговая структура_____________________________________________________
Состояние словаря_______________________________________________________________
Грамматический строй речи________________________________________________________________________________________________________________________________________
Связная речь_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Письменная речь:
Чтение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации______________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования______________
Учитель-логопед____________/ /
Приложение 7
Дефектологическое представление на обучающегося
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения:
Школа _____________ класс
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обучаемость:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность к обучению:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприимчивость к помощи:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности организации деятельности, сформированности регуляторных функций
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп работы: ________________________________________________________________
Работоспособность: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий запас представлений/знаний:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность пространственно-временных представлений:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности восприятия:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Понимание инструкции, воспринятой на слух: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности внимания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности памяти: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень развития мыслительных операций:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности мышления: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность учебных навыков:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарный запас: ____________________________________________________________
Связная речь: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _Общая характеристика учебной деятельности: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Направления коррекционной работы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения:
Дефектолог _______________ /_______________________/
Приложение 8
Заключение ПМПк
Фамилия, имя ученика ________________________________________________________________________
Число, месяц, год рождения___________________________класс_________________
Причина проведения: _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(возможные формулировки):
выполнение рекомендаций ТПМПК;
мониторинг динамики развития ребёнка;
определение основных направлений коррекционно-развивающей работы;
определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка;
корректировка образовательной программы в соответствии с психофизиологическими особенностями ребёнка с ОВЗ по усвоению программного материала;
составление комплексной программы сопровождения.
Заключение: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(возможные варианты записей):
(вписать рекомендации, данные ТПМПК);
Принять за основу комплексной программы рекомендации специалистов, предложенное планирование коррекционной работы педагога-психолога, учителя-логопеда;
Провести для родителей дополнительную консультацию с целью их включения в коррекционно-развивающий процесс;
(прописать конкретные направления работы специалистов);
Довести до сведения родителей решение и рекомендации специалистов.
Приложение:
1. Медицинское представление. Специалист_________________ /__________________________________/
2. Психологическое заключение. Специалист _________________ /__________________________________/
3. Педагогическое заключение. Педагог _____________________/__________________________________/
4. Логопедическое заключение. Логопед _____________________/___________________________________/
5. Заключение социального педагога. Специалист _____________/ __________________________________/
Председатель ПМПк ________________________/_______________________________________________/
М.П.
Дата проведения ПМПк
Приложение 9
Заключение: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Рекомендации:______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата ___________ Социальный педагог _________________
Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования.
Актуальное состояние: низкий темп выполнения классных работ, часто отвлекается, рассеян, невнимателен, отмечается бедность речи, испытывает трудности оперирования абстрактными понятиями, затрудняется при подборе обобщающих формулировок. Единичные недостатки развития моторных функций, пространственного восприятия, зрительного восприятия и речевых функций приводят к задержке формирования умственного плана действий. Мышление, в целом, носит конкретный характер, достаточно хорошо ориентируется по наглядным изображениям и затрудняется при выполнении заданий в речевом плане. В личностной сфере испытывает недостаток эмоциональной теплоты дома, потребность во внимании со стороны близких людей. Прямолинейность, ригидность, готовность к контактам, и, в то же время, недостаток контроля над эмоциями, часто оборачивается конфликтами и неудовлетворенностью отношениями с окружающими. В контакт с педагогом старается не вступать, навыки общения с взрослыми развиты плохо.
Наличие отклонений и особенностей развития: структура нарушений свидетельствует об общей незрелости личности, проявляющейся в низком уровне познавательных интересов, недоразвитии речи, низком темпе оперирования понятиями, несформированности эмоционально-волевой сферы, повышенной утомляемости. Выявленная задержка развития по типу психической неустойчивости, обусловлена, прежде всего, микросоциально-педагогической запущенностью, бедностью социальной среды, отсутствием стимулирующих развитие влияний окружения.
Содержание сопровождающей деятельности
участников консилиума
Участник консилиума | Содержание и форма работы | Сроки проведения |
Педагог | Организация дополнительных занятий, формирование умений запоминать текст, задавать вопросы, обобщать, выделять главное в содержании, пользоваться различной информацией; создание благоприятных условий для работы во время урока, доброжелательная атмосфера, временное снижение учебных требований, использование на уроке письменных опросов или устных ответов вне урока. |
|
Школьный психолог | Включение в группу, занятия которой направлены на развитие коммуникативных функций и произвольности. Индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы. |
|
Врач, медсестра | Поддерживающая медикаментозная терапия. |
|
Социальный педагог | Работа с семьей по формированию более доверительных отношений, участие родителей в развитии познавательной деятельности ребенка, организации режима. |
|
Логопед | Индивидуальные занятия, цель которых расширение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи. |
|
Завуч | Оказание методической помощи педагогу в организации работы, оказание организационной помощи в реализации работы специалистов. |
|
Содержание консультативной деятельности участников консилиума
Участник консилиума | Содержание и форма работы | Сроки проведения |
Педагог | Проведение индивидуальной консультации с семьей. |
|
Школьный психолог ■ | Информирование педагогов об особенностях поведения ребенка в процессе групповой и индивидуальной работы, помощь в разработке стратегий педагога по формированию успешного контакта с ребенком. Проведение индивидуальной консультации с семьей с целью обсуждения особенностей личности ребенка (первая встреча может быть проведена вместе с социальным педагогом). |
|
Логопед | Информирование педагогов о специфических ошибках, возникающих у ребенка при чтении и письме, помощь в подборе материала, направленного на тренировку нарушенных функций. |
|
Социальный педагог | Проведение консультации с педагогами по результатам работы с родителями, направленной на поддержку ребенка, заинтересованности их в его школьных успехах. |
|
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт