kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подходы к выстраиванию системы коррекционных занятий в условиях адаптированной образовательной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются подходы к выстраиванию коррекционной работы в условиях адаптивной образовательной среды

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подходы к выстраиванию системы коррекционных занятий в условиях адаптированной образовательной среды»

ПОДХОДЫ К ВЫСТРАИВАНИЮ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.

Что мы понимаем под термином адаптивная образовательная среда?

Как помочь школьникам в период адаптации на различных ступенях обучения в образовательном учреждении?

Какова роль системы коррекционных занятий в условиях адаптивной образовательной среды?

Однозначных ответов на эти вопросы сегодня не существует. Некоторые взгляды, подходы к выстраиванию такой среды попытаюсь отразить.

Изучив литературу по данному вопросу (Е.Ямбург «Школа для всех»), мы выявили для себя особенности адаптивной школы и её среды. Что же такое адаптивная школа?

Адаптивная школа – школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем пространстве. Главным итогом деятельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни. Именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную и коррекционную адаптацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. В адаптивной школе обучаются все дети без исключения, вне зависимости от способностей, индивидуальных различий. В такой школе осуществляется вариативность образования в сочетании с оптимальным подбором организационных форм и педагогических технологий обучения и воспитания. Это гибкая модель школы за счет дифференциации и индивидуализации образования на основе психо-физиологических особенностей детей, их способностей и склонностей.

В нашем понимании адаптивная школа и ее среда – это возможность для индивидуального развития каждого ребенка.

Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.

На базе нашей школы-интерната функционируют два отделения: дошкольное отделение для детей с недостатками слуха и речи и школьное отделение, где обучаются дети с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; глухие - 1 вида; слабослышащие - 2 вида; дети с кохлеарной имплантацией; со множественными сложными дефектами.

Система коррекционной работы в школе подчинена формированию устной речи (ее восприятию и воспроизведению) как фактору полноценного развития детей с недостатками слуха, наиболее полной их социальной адаптации.

Вся работа выстроена по следующим направлениям:

  1. Обеспечение нормальных условий для образовательного процесса;

  2. Совершенствование знаний психологии глухих и слабослышащих детей, методики формирования устной речи и развития слухового восприятия;

  3. Работа педагогов по выполнению слухо-речевого режима школы;

  4. Контроль за деятельностью педагогов по формированию произношения и развитию слухового восприятия.

Коррекционной работой с детьми, имеющими недостатки слуховой функции, пронизан весь учебно-воспитательный процесс: индивидуальные занятия по РСВ и ФП; фронтальные занятия по слуховой работе; музыкально-ритмические занятия; общеобразовательные уроки с коррекционной направленностью (уроки социально-бытовой ориентировки, речь вне класса, чтение с губ); факультативы по предметам с коррекционной составляющей; внеклассные и внешкольные мероприятия; дополнительное образование. В образовательный процесс для более плавного протекания адаптационного периода вводятся уроки фонетической ритмики, сочетающие в себе работу над развитием слуха с помощью музыки и развития мыслительной деятельности, для совершенствования произношения глухого ребенка, формирования интонационного рисунка речи. Такие занятия вводятся в работу дошкольного отделения и начальной школы.

От эффективности проведения специальных коррекционных мероприятий в значительной степени зависит судьба ребенка со сниженным слухом - сможет ли он в достаточной степени адаптироваться в мире слышащих людей. Поэтому в

индивидуальные и фронтальные коррекционные занятия включаются компьютерные программы по формированию произношения, развитию слухового восприятия и развитию мыслительной деятельности.

Чтобы система коррекционного обучения эффективно работала на коррекционных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, для успешной адаптации учащихся первоначального периода обучения, детей дошкольного возраста, вновь поступивших детей независимо от возраста и класса применяются разноуровневые программы; индивидуальные программы с учетом психофизических особенностей детей, которые составляют педагоги школы, так как государственные программы по развитию слухового восприятия существуют только до шестого класса. Дефектологами школы созданы рабочие программы по развитию речевого слуха с 1 по 12 классы, направленные на социализацию и адаптацию неслышащих детей в социум слышащих. Разработано методическое пособие и методические рекомендации к программе по развитию речевого слуха в 1-12 классах.

При составлении рабочей программы учтены психолого- педагогические особенности детей с разной патологией (только с нарушениями слуха или в сочетании с нарушениями психического развития).

Программа состоит из материалов, ориентированных на межпредметные связи и отражает возрастные и типологические особенности учащихся. В содержании программы использованы ситуации, связанные с практической направленностью обучения, способствующие адаптации и социализации учащихся в обществе.

В основе программы лежит адаптированный текстовый материал. Тексты состоят в основном из слов, незнакомых по звучанию. Глухие школьники учатся, прежде всего, пониманию основного содержания текста с последующим опознаванием на слух фраз, словосочетаний и слов, входящих в текст. В содержание текстов включаются темы связанные:

            • с общеобразовательными уроками;

            • с сообщениями о себе; семье;

            • с общественными учреждениями;

            • с речевым этикетом, речевым поведением;

            • с профессиями, профориентацией;

            • с самовоспитанием (здоровый образ жизни, семейные отношения);

            • с конфликтами, межличностными отношениями;

            • с изучением литературы, искусства, народных промыслов,

            • с политической жизнью;

            • с кулинарией;

            • с изучением материала краевого национально-регионального компонента .

Тексты подобраны с учетом психо-физических и слухоречевых особенностей учащихся, коммуникативной направленности, с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению. Речевой материал направлен на развитие положительных качеств личности – доброты, справедливости, порядочности по отношению к окружающим, трудовой активности. Приобщение к миру культуры происходит через знакомство с художниками, писателями, композиторами, их творчеством. В программу включены материалы национально-регионального компонента, отражающие специфические особенности Хабаровского края: литературы, культуры, природы и экологии, истории и социально-экономического развития, спортивно-познавательного туризма. Большое внимание при подборе текстов для программы отведено вопросам профориентации: знакомство с профессией, особенности трудовой жизни, нормативные требования производства, положительное отношение к труду. Материал для программ подобран с учетом социальной значимости и передачи социального опыта глухим учащимся. Ко всем текстам разработаны вопросы и задания. Подобран речевой материал для слухового восприятия.

Особое значение придается обучению глухих школьников свободно вести диалог по предложенным в программе темам. Содержание диалогов связано с тематикой текстов. Работа над диалогом позволяет повысить самостоятельность учеников, обогатить их словарь, активизировать речевую инициативу, побуждает к составлению диалогов разного лексического наполнения и разной структуры, способствует развитию мышления и творчества учащихся. Обучение диалогу носит развивающий характер.

При работе с текстом предполагается поэтапное выполнение целого комплекса заданий, которые от класса к классу усложняются как по форме, так и по содержанию.

Темы, включенные в программы по РСВ в 1 -12 классах, связаны с темами общеобразовательных уроков, что способствует лучшему усвоению и закреплению полученных на фронтальных уроках знаний, обогащению и расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи учащихся. Сурдопедагог не ставит перед собой задачу разъяснения учебного материала, а лишь работает с изученным на определенном предмете материалом на слух и слухозрительно.

Работа по формированию произношения и развитию речевого слуха тесно взаимосвязаны между собой. Речевой материал текста дает возможность совершенствовать произносительные навыки учащихся и сделать их речь более внятной и выразительной. Особенно ценны для этой работы тексты с диалогами и стихотворные тексты.

Систематическая целенаправленная работа по улучшению качества устной речи, расширению словаря, повышению навыка слухо-зрительного восприятия позволяет обеспечить ученикам более полную коммуникацию с окружающими.

На индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха совершенствуются навыки слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.

В 5-12 классах наряду с индивидуальными, продолжаются групповые занятия. Подбирая учеников для таких занятий, необходимо учитывать уровень развития их речевого слуха, степень овладения ими словесной речью, темп работы. Такие занятия позволяют продуктивно формировать разговорную речь, учить вести диалог не только с учителем, но и друг с другом. На них ученик совершенствует умение контролировать не только свою речь, но и речь товарища, что помогает вырабатывать навык активной опоры на слухо-зрительное восприятие при пользовании устной речью. Учитель при этом постоянно создает ситуации для организации диалога между учениками, для высказываний каждого из них.

Кратко остановлюсь на содержании работы в адаптационный период обучения во время коррекционных занятиях по слуху и речи.


Применение игровых приемов обучения – игровая деятельность.

Формирование слухового образа слова, накопление слухового словаря требует многократного его повторения, которое может наскучить ребенку и снизить его интерес к занятию. Поэтому на первом этапе, работая над одним и тем же материалом, необходимо использовать различные игры, чтобы работа по развитию слухового восприятия была занимательной, интересной для ребенка.

Речевой материал, который ребенок слушает, вместо педагога может «произносить» любимая игрушка. В этом случае она должна стать полноправным действующим лицом занятия: она не только «предлагает» материал, но и «хвалит», «выражает свое одобрение», ей ребенок дает те или иные предметы и картинки.

Перечисленные ниже игры используются в самом начале обучения, в период адаптации ребенка на занятиях.

Строгая обезьянка. В роли учителя выступает кукла бибабо, надетая на руку. Она отдает поручения, хвалит, бросает ребенку награду – мяч- за правильный ответ, выражает неудовольствие и т.д.

Этот прием используется на самых первых занятиях, когда дети еще не умеют вслушиваться. Куклу – обезьянку можно заменить любой другой куклой.

В самом начале обучения с учащимися 6 лет использую следующие игры:

Угадай, чей голос? Поощрением являются картинки с изображением животного или птицы (например, лягушки, гуся, собаки, коровы и т.д.). В конце работы, когда у ученика набралось несколько картинок, проводится игра. Учитель с помощью компьютера (в слуховом кабинете имеется медиатека с соответствующими звуками и голосами) или сам произносит звуки, имитирующие голос животного или птицы и спрашивает, кто это. В ответ ученик поднимает картинку с изображением того животного, кому принадлежит этот голос.

На занятии за каждое успешно выполненное задание ребенок получает награду, это может быть один элемент чего-то, в случае стабильного успеха на занятии элементы выстраиваются в нечто целое.

Игра « Надень колечко». Надевая поочередно кольца, ребенок собирает пирамидку; «Построй башенку», где ребенок, получая кубики, выстраивает башенку; «Мозаика», «Кто, где живет» и многие другие игры, которые помогают легче воспринимать материал и адаптироваться на занятии. В слуховом кабинете представлен большой наглядно-дидактический материал для развития слуха и речи.


Использование развивающих игр на компьютере, которые у детей вызывают большой интерес, создают положительный настрой ребенка при обследовании и снижают развитие утомления.

Современные требования к работе учителя РСВ предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандартных, стимулирующих,  инновационных разработок, которые помогли бы глухим и слабослышащим детям более эффективно развивать свой слух и речь.

Таким образом, нами были разработаны мультимедийные презентации по учебным темам и собрана медиатека. Использование данного вида разработок на индивидуальных занятиях, позволяет развернуть работу, заинтересовывая ученика, кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими.  Это является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи учащихся с нарушенным слухом.

На фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия использую мультимедийные презентации, которые имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их с развитием слуха создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Медиатека включает в себя собственные компьютерные разработки по развитию слухового восприятия в виде компьютерных презентаций; озвученные мультимедийные презентации из образовательных ресурсов сети Интернет; специализированные компьютерные программы, рекомендованные Институтом коррекционной педагогики; компьютерные обучающие программы-тренажеры; компьютерные развивающие программы.

Созданы следующие разработки по темам: овощи, дикие животные, домашние животные, скотный двор, мебель, продукты питания, времена года, явления природы, фрукты и ягоды, время суток, рассказы для детей, сказки, игрушки, песни для детей, музыкальные инструменты, звуки в доме, счет до 10, прямой и обратный; семья, цвета, бытовые приборы и инструменты, транспорт и другие.

Использование средств мультимедиа помогает представить явления, действия, предметы, ситуации в приближенном к реальности виде. Анимация дает возможность наблюдать объект в действии, движении, что очень важно для детей с нарушением слуха. Также можно планировать и осуществлять различные виды работы по развитию слуха в сочетании с формированием произношения. При работе со слайдами, имеется возможность переходить с одного вида работы на другой, изменяя последовательность заданий. При этом целесообразно использовать наглядный материал, дополняя его, усложняя или упрощая. Ребенок имеет возможность сочетать игру и обучение: составлять предложения, дополнять их новыми словами, отвечать на вопросы, проверять себя, исправляя ошибки. Совместное создание слайдов позволяет сделать работу более эффективной: дети сами подбирают рисунки в соответствии с темой, группируют речевой материал, составляют вопросы к речевому материалу, что является одним из сложных видов работ.  Работа со слайдами предусматривает и работу с текстом.

Во внеурочное время с учащимися ведётся кружковая работа по развитию слуха и речи, где также используются компьютерные программы и мультимедийные презентации, с помощью которых ученики овладевают разными речевыми умениями – диалогической и монологической речью, что улучшает интеграцию людей с недостатками слуха в обществе. Итак, использование компьютерных технологий в учебных и внеучебных коррекционно-развивающих занятиях позволяет:

      • достигать качественного обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;

      • повышать мотивацию учащихся к занятиям;

      • овладевать новой информационной культурой;

      • улучшать произносительные навыки учеников;

      • расширять их кругозор;

      • развивать мышление и память;

      • улучшать слуховое восприятие.

Применение компьютерных технологий в коррекционном обучении позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку с особыми нуждами, работать не просто с каждым учеником, а работать с каждым по-разному, выстраивая индивидуальную программу обучения.

Результатами проводимой коррекционной работы в школе могут служить качественные показатели состояния внятности речи учащихся и развития речевого слуха.

Вышеизложенная система коррекционной работы в адаптационный период обучения детей с недостатками слуха – условие, позволяющее ученику безболезненно влиться в школьный учебно-воспитательный процесс. успешно освоить образовательные программы, самореализоваться, интегрироваться и адаптироваться в социуме.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова М.М.

Дата: 28.04.2018

Номер свидетельства: 467936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства