Просмотр содержимого документа
«Подбор речевого материала для слухового восприятия.docx»
Подбор речевого материала для слухового восприятия
В основу развития слухового восприятия положена фраза. Именно фраза является основной коммуникативной единицей. На индивидуальных занятиях по РСВ и ФП используются слова различной сложности. По мере овладения речью на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП включаются фразы, а затем - тексты. Даются образцы речевого материала, типы слов, фраз, текстов. Опираясь на образцы, учитель - дефектолог сам подбирает материал, исходя из следующих особенностей:
материал должен быть знаком детям по содержанию с общеобразовательных уроков (русский язык, математика, чтение и т.д.), т.е. такой речевой материал, который не нужно пояснять, иллюстрировать и т.д., не требующий дополнительного пояснения;
речевой материал, подобранный для восприятия на слух, должен соответствовать речевому уровню обучающегося. В работе с обучающимися с нарушением лучше предложить вопрос: Где ты живешь?;
речевой материал должен быть доступен слуху по своим физическим характеристикам. Это имеет особое значение для обучения, а также для сохранного, остаточного слуха детей. Так, для неслышащих детей первой и второй групп по классификации Л. В. Неймана следует первоначально подбирать слова с низкочастотными звуками, с включением таких гласных, как а, о, у. Формантный состав звуков (гласных и согласных типа м, н, л,р, и др.) в большей мере соответствует объему сохранного (остаточного) слуха этих обучающихся. Постепенно, по мере формирования умения воспринимать слова по определенным признакам, можно использовать слова со средне - и высокочастотными звуками речи.
В работе со слабослышащими детьми нужно точно придерживаться этой особенности в подборе речевого материала, но материал должен быть большим по объему и использовать его надо в более короткие сроки, постепенно переходя к речевому материалу с различным формантным составом; включение новых слов и фраз нужно вводить постепенно.
При этом рекомендуется придерживаться трех этапов, предложенных Е. П. Кузьмичевой (1975) для глухих детей.
На первом этапе предлагается для восприятия речи такой материал, звуковой образ которого детям знаком. Данный речевой материал сначала воспринимается слухозрительно, а потом на слух. Например: "Кого сегодня нет в классе? В классе нет Веры" и т.п.
На втором этапе в знакомый речевой материал постепенно вводится речевой материал, звуковой образ которого детям незнаком. На этом этапе восприятие речевого материала осуществляется на слух. Например, в предложение «Наступала холодная осень» можно ввести слово дождливая, незнакомое для слуха обучающихся. Ввиду того что это слово предлагается среди знакомых, учащиеся поймут его содержание и воспримут на слух в контексте с другими знакомыми словами.
На третьем этапе предлагается такой материал, звуковой образ которого детям незнаком. Причем материал сразу предлагается для восприятия на слух. Например, после чтения текста «В библиотеке» можно провести на слух беседу о том, какие книги ребенок читал, какие вызывают интерес, какие он собирается читать и т.д. У обучающихся к этому времени уже накопился определенный словарный запас, появилось умение прислушиваться к речи. Поэтому они могут успешно справиться с такой работой.
Работая с обучающимися на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, учитель - дефектолог должен заранее определить для себя, какую реакцию можно ожидать. Как правило, ответ может выражаться в виде выполнения действий (показать, подать, выбрать, написать, нарисовать и т.д.) и оформления ответа речью. Например, учитель - дефектолог дает поручение на слух: «Лена, нарисуй дом». Лена рисует дом и сообщает учителю: «Елена Федоровна, я нарисовала дом».
Таким образом, учет названных условий, используемых учителем - дефектологом в работе с детьми с нарушением слуха, будут способствовать повышению эффективности занятий по РСВ и ФП.