Данный материал может использоваться на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида. Выполнение заданий позволит повторить изучение правил правописания на уроках русского языка. На уроках чтения материал способствует развитию речи, памяти, внимания, повторению исторического наследия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пятиминутки о Великой Отечественной войне»
Пятиминутки о ВОВ, проводимые на уроках.
Русский язык 1) Спасибо вам, солдаты!Вы в битве родину спасли, Преодолели все преграды.Спасибо вам от всей души.
Задание:1.Поставить в словах знак ударения. 2.Спасли – выполнить звуко – буквенный анализ слова. 3.Подчеркнуть словарное слово
2) 22 июня 1941 года – Вероломное нападение Фашисткой Германии на Советский Союз.
Задание:1.Подчеркните зелёным карандашом согласные мягкие звуки. 2.Подчеркните имена собственные.
3) Бои шли на земле, на воде и в воздухе.
1.Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
4) Немцы старались разрушить наши города сёла мосты. Они с самолётов днём и ночью бомбили наши города.
1.Поставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения.
5) От вражеских снарядов люди укрывались в бомбоубежище.
Задание:1.Люди – разобрать как часть речи. 2.В сложном слове обозначить корни.
6) Солдатам на фронте нужны мины пушки снаряды пулемёты. Кто же их будет делать? Тогда на заводы пришли женщины и подростки.
Задание:1.Подчеркните вопросительное предложение. 2.Укажите число имён существительных. 3.Расставбте знаки препинания при однородных членах
7) Боеприпасы и оружие доставляли на фронт на бронепоездах, машинах и даже на собаках!
Задание:1.Подчеркни словарные слова. С одним из слов составь предложение. Запиши его. 2.Подчеркни синим карандашом согласные твёрдые звуки. 3.Разбери по составу сложное слово
8)Там, где территорию захватывали немцы, люди уходили в леса и создавали свои партизанские отряды. В отрядах были мужчины, которых не взяли на фронт по состоянию здоровья, женщины, подростки.
Задание:1.Озаглавьте текст. Спишите, определите тип текста. 2.Укажите известные части речи. 3.В сложном предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
9) Целых 900 дней горо_ _енинград ж_л в окружении немцев. Днём и ноч_ю фаш_сты обстреливал_ горо_. Тысячи людей п_гибл_ от г_лодных мук и хол_да.
Задание:1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. 2.Вертикальной чертой раздели слова для переноса с одной строки на другую.
10) Зимой 1941 – 1942 годов произошла знаменитая битва под Москвой, в которой советские войска одержали первую крупную победу над немцами с момента начала второй мировой войны. Враг отошёл от Москвы на 100 – 250 километров.
Задание: 1.Спишите, числа напишите письменно в нужной форме.
11) Война – это 4 года, это 1418 бессонных дней и ночей, это 20 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту.
Задание:1. Спишите, подчеркните имена числительные .
12)Война…Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!» Это добытая огнём и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
Задание:1.Подчеркните собственные имена существительные.
13)125 гр. хлеба кружка кипятка ложка жиденькой каши - вот и весь обед блокадного ленинградца. Он съест его, не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника.
Задание: Спишите. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
14). В дни войны четырнадцатилетний Фёдор Быков писал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я всё время хочу есть, и мама хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!» Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков
Задание: Запишите письмо в соответствии правилами написания «Письма»
15).Валя Котик – пионер, которому только – только исполнилось 14 лет, сражался плечом к плечу со взрослыми. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени.
Задание: Контрольное списывание.
Литература
1).Маленькие герои большой войны сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Задание: Прочитать. Подготовить сообщение об 1 пионере – герое.
2). Георгий Константинович Жуков родился 19 ноября 1896 года в деревне Стрелковке Калужской области в семье крестьянина. Георгий Жуков — великий военачальник, маршал, министр обороны СССР. Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа»
Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года, Камышин - легендарный российский летчик Второй мировой войны, общественный деятель, Герой Советского Союза, полковник, кандидат исторических наук.
Задание:1) Что вы узнали об этих людях? 2) Показ презентации.
3). День Победы Н.Томилина День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Что такое День Победы? И.А.Носова
Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат.
Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы, Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты, Это запахи весны… Что такое День Победы – Это значит – нет войны.
Задание:1.Почему у стихотворений такое название? 2.С каким настроением нужно прочитать стихи? 3.Подготовить выразительное чтение.
4).Сантиметр за сантиметром наши войска гнали врага прочь с нашей земли. И вот, наконец, 30 апреля 1945г. над поверженным Рейхстагом в Берлине наши солдаты Егоров М. А. и Кантария М. В. водрузили Знамя Победы.
Задание: Что произошло 30 апреля 1945г.?
5). 8 мая – 1945г. – первый парад в честь Дня Победы.
Задание: Нарисовать иллюстрацию «День Победы»
6). Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
(Ю. Киринец)
Задание: 1.Прочитать выразительно. О чем это стихотворение? 2. Скажите, когда люди приходят к Могиле Неизвестного Солдата? Что они вспоминают, что чувствуют, на что надеются, находясь в этом священном месте?
7). День Победы – праздник всей страны! Духовой оркестр играет марши. День Победы – праздник седины. Наших прадедов, дедов. Даже тех, кто не видал войны, - Но её крылом задет был каждый. Поздравляем с Д нём Победы мы! Этот день для всей России важный!
Задание:1.Прослушивание песен военных лет. 2.Нарисовать рисунок к стихотворению.
8) Битва за Москву. (30.09.1941-20.04.1942г.г.)
Московская битва – совокупность оборонительных и наступательных операций советских войск ВОВ, проведённых с 30 сентября1941 года по 20 апреля 1942 года на западном стратегическом направлении с целью обороны Москвы и Центрального промышленного района. Эта битва развеяла миф о непобедимости германской военной машины. К началу битвы за Москву Красная Армия находилась в сложной ситуации. Немецко-фашистские войска глубоко вторглись в пределы Советского Союза, захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины, блокировали Ленинград. Наступление на Москву началось осенью 1941 года и в первые месяцы велось на дальних подступах к столице. Это была операция «Тайфун». Гитлеровское командование поставило задачу овладеть Москвой – политическим и военно-стратегическим центром СССР. Оно разработало крупную стратегическую наступательную операцию под кодовым названием «Тайфун». План наступления немецкой группы армии «Центр» был следующим: с трёх направлений мощными ударами танковых группировок окружить в районе Брянска и Вязьмы основные силы Красной Армии, обойти Москву с севера и юга и захватить ее в клешни. Командующим группой армий « Центр» был назначен Федор фон Бок. Немцы бросили в бой 1,8 млн. солдат, свыше 14 тыс. орудий и миномётов, 1700 танков, почти 1400 самолётов. Фашистам противостояли силы трёх фронтов Красной Армии: Западного (под командованием генерала Ивана Конева), Резервного (под командованием маршала Семёна Будённого), Брянского (под командованием генерала Андрея Ерёменко). Их общую численность можно оценить в 1,25 млн. солдат, 7,6 тыс. орудий и миномётов, почти 1 тыс. танков и около 700 самолётов. Группа армии «Центр» начала наступление 30 сентября 1941 года на Брянском направлении, 2 октября – на Вяземском, 10 октября – на Калининском. Немцам удалось прорвать оборону упорно сопротивляющихся советских войск и взять несколько армий в окружение ( в районе Вязьмы и Брянска). В тяжелейших условиях советские воины упорно отстаивали каждый оборонительный рубеж, наносили противнику большие потери в живой силе и технике. К началу декабря немецкое наступление на столицу было остановлено контрударами советских войск. За период с 16 ноября по 5 декабря 1941 года гитлеровцы потеряли 155 тыс. убитыми, раненными и обмороженными, около 800 танков , 300 орудий и миномётов, до 1500 самолётов. Немецкие ударные группировки начали терять силы. Советские войска перешли в контрнаступления. Операция «Тайфун» провалилась. Угроза столицы была ликвидирована. Эта победа была решающим событием первого года ВОВ и первым стратегическим поражением Германии во Второй мировой войне. За образцовое выполнение боевых задач в ходе Московской битвы и проявленные при этом доблесть и мужество около 40 частей и соединений получили звание гвардейских, 36 тыс. советских воинов были награждены орденами и медалями, из них 110 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Президиумом Верховного Совета СССР в 1944 году была учреждена медаль « За оборону Москвы», которой награждено более одного миллиона защитников города.
Задание: Назовите период Битвы за Москву
9) Блокада Ленинграда.
Много лет назад завершилась блокада Ленинграда, советские войска прорвали блокадное кольцо немецко-фашистских войск, закончились 872 дня блокады. 27 января официально отмечается День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады(1944). Сложно сегодня понять и представить, что было тогда. На фронт уходили деды, отцы, братья. На их место на заводы выходили подростки 12-14 лет. Ужасное испытание для жителей города на Неве длилось почти 900 дней (с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944г.). Ленинград (а сейчас это г. Санкт-Петербург) находился в окружении фашистских захватчиков, и у жителей не было никакой возможности вырваться из этого ада. Из 2,5 млн. жителей , проживающих на тот момент в северной столице до начала войны, за время блокады только от голода и холода умерло 632 253 человека, а ещё 16 747 граждан погибло от нескончаемых бомбёжек и обстрелов. Всего погибших насчитывалось 850 тыс. человек. Несмотря на голод и сильные морозы, отсутствие отопления и электричества, ленинградцы мужественно выстояли и не отдали врагу родной город. Они сражались за каждую улицу, за каждый дом. Военные потери составили: 332 059 убитых,24 324 не боевых потерь, 111 142 пропавших без вести. За годы блокады погибло до 1,5 млн. человек. Продукты в город доставлялись по Ладожскому озеру под бомбёжки. Солдатам, которые сражались на передовой, выдавали в день по 500гр. хлеба. Рабочим горячих цехов по 375гр., а остальным труженикам – по 250 гр. хлеба. Служащим, иждивенцам - по 125гр..Продукты выдавались раз в неделю по карточкам. Трудное было время, но люди не сдавались, держались из последних сил.
Задание:1. Назовите даты блокады Ленинграда. 2.Сколько дней длилась блокада Ленинграда? 3.Сколько человек погибло за годы блокады?
10).Битва за Правобережную Украину. ( 24 декабря 1943 – 17 апреля 1944 г.г.)В апреле 1944 года, Красная Армия завершила освобождение Правобережной Украины. Наши войска в ходе ряда операций разгромили сильного и умелого противника, продвинулись на запад на 250-450 км и освободили от гитлеровцев огромную территорию Малой Руси (Украины) с населением в десятки миллионов человек и важные хозяйственные области страны.Днепровско - Карпатская стратегическая операция стала одним из самых крупных сражений ВОВ.Это единственная битва Великой войны, в которой участвовали все 6 советских танковых армий. Советские войска нанесли тяжёлое поражение вермахту на южном стратегическом направлении.В этой операции участвовало около 4 млн. солдат с обеих сторон.Эта операция закончилась победой Советской Армии.
Задание:Просмотр фильма 35 мин. «Битва за Правобережную Украину».
11).Прибалтийская операция. (14 сентября1944 – 24 ноября 1944 года)Прибалтийская операция – стратегическая наступательная операция советских войск, проведенная с 14 сентября по 24 ноября 1944 года на территории Прибалтики с целью освобождения от немецких войск Эстонии, Латвии и Литвы.Замысел советского Верховного Главнокомандования «Сталина» заключался в нанесении мощных ударов по сходящимся направлениям на Ригу. Советские войска насчитывали:900 тыс. чел., около 17500 орудий и миномётов 76 мм калибра и выше , 3000 танков и артиллерийских установок, свыше 2500 боевых самолётов. В ходе этой операции были разгромлены 26 дивизий группы армий « Север» и 3 дивизии полностью уничтожены.
Задание: Просмотр фильма «Освобождение. 44-й. Прибалтика. (23 мин.)