kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Педагогическое сопровождение учащихся с нарушением коммуникаций в условиях классно-урочной системы и индивидуальной работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

При работе с детьми данной категории необходимо помнить, что каждый ребенок с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка, может никак не действовать на другого.

Просмотр содержимого документа
««Педагогическое сопровождение учащихся с нарушением коммуникаций в условиях классно-урочной системы и индивидуальной работы»»

«Педагогическое сопровождение учащихся с нарушением коммуникаций в условиях классно-урочной системы и индивидуальной работы»



При работе с детьми данной категории необходимо помнить, что каждый ребенок с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка, может никак не действовать на другого. В нашей работе особенность состоит еще и в том, что все учащиеся имеют сочетанный диагноз умственная осталось и РАС.

Адаптация к школьной жизни детей с сочетанным диагнозом происходит очень трудно. Они плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного педагогического сопровождения, не умеют общаться с другими детьми на перемене и т. д. Невозможность самостоятельно адаптироваться к неожиданным изменениям в режиме школьной жизни часто ставит такого ребенка под угрозу эмоционального срыва.

Большое значение в коррекционной работе имеет пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе. Для успешной адаптации в школе ему помогают создать устойчивый адекватный стереотип школьного поведения. Тревога ребенка уменьшается, если он четко усваивает свое основное место занятий, и что он должен делать во всех других местах школы, где он бывает.

Обучение аутичных детей в классно-урочной системе и особенно при организации обучения индивидуально на дому,требует нестандартного подхода. Учитель учитывает особый темп работы детей, трудности организации их внимания. Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев приходится в зависимости от ситуации и желаний ребенка.

Очень важны для таких детей личные отношения, поэтому учитель постоянно демонстрирует ребенку свою заинтересованность в нем и в том, что он делает. Для такого ребенка очень важно иметь возможность быть рядом со сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. С ним надо специально проговаривать, обсуждать возникающие ситуации.

В своей работе необходимо предоставлять ребенку возможность участвовать в общих делах класса, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно.

При организации учебного процесса в классно-урочной системе для детей данной категории мы используем специальные приемы работы:

- Сохранение постоянства в пространственной организации учебной деятельности, что помогает избежать многих поведенческих проблем.

- Усвоение ребенком четкого и стабильного расписания занятий и этапов урока, что создает комфортную обстановку для обучения, повышает работоспособность ребенка.

- Создание благоприятного психологического климата на занятиях и в образовательной среде. Ребенок должен видеть, что его ждали, ему рады, занятие пройдет в комфортной обстановке: ритм его не будет нарушен.

- Четкость и краткость временных инструкций. Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: «Возьми ручку», «Положи ручку» и т.д., тогда они будут доступны ребенку.

- Акцент на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания ребенка РАС на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения. Например, ребенку, страдающему аутизмом, нравятся машины. Для чтения можно выбрать тексты, в которых идет речь о машинах.

- Использование сигнальной системы: карточки, картинки, таблички, схемы, напоминалки при обучении.

- Развитие сенсорно-речевого восприятия. Если есть такая возможность, то предметы, о которых идет речь на занятии необходимо осмотреть, ощупать, назвать. Что способствует лучшему усвоению учебного материала. При этом всегда помним, что сенсорная перегрузка может привести к срывам.

- Оказание физической помощи в организации учебного действия: в связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. При работе с данной группой можно использовать поддержку руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.

- Снятие статического напряжения, через физические упражнения и смену видов деятельности. Физические упражнения поднимают общую активность ребенка и снимают его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятия помимо стандартной динамической паузы можно привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками и многое другое.

Коррекционная работа направлена на:

- установление контакта,

- развитие речи,

- формирование положительного настроя на контакт со средой,

-коррекцию поведенческих нарушений и социальной дезадаптированности,

- устранение негативных воздействий внешней среды (неадекватной физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки),

- коррекцию страхов;

- коррекцию агрессивности;

- развитие когнитивных способностей.

– развитие коммуникации, форм общения, эмоциональной сферы, преодоление проблем поведения.

Эта работа является необходимой основой для развития социального взаимодействия, для реализации других задач коррекции;

– развитие навыков самообслуживания и бытовых навыков, самостоятельности.

Выбор оптимального для каждого ребёнка коррекционного подхода индивидуален и далеко неоднозначен. Индивидуальные возможности и стереотипные действия также являются базой для продолжения коррекционной работы.

Например, обучение и закрепление знаний об окружающем, развитие речевых навыков, навыков счёта, отрабатывается на стремлении ребёнка выстраивать ряды из разных предметов. Навык глобального чтения используется при развитии понимания речи и структурирования фразы. Большой интерес к сыпучим материалам используется как сильный стимул и как тренажёр для мелкой моторики. Система занятий построена на использовании лексических тем, что помогает разнообразить игровую среду и речевой материал, а это необходимое условие для налаживания взаимодействия.

Беседа. Разговаривать с аутичными детьми нужно много и на самые разные темы, помогая им в формировании более целостной и глубокой картины мира. Главное, к чему можно стремиться с помощью индивидуальной или групповой беседы – это развитие интереса к общению. Для движения в этом направлении в большинстве случаев можно опираться, в том числе, на те интересы и темы, в которых заинтересован ребенок, даже если их отличает стереотипность и узость.

К обучению письму ребенка РАС, как и любого другого, нужно подготовить. Мы используем традиционные в педагогике средства для развития мелкой моторики, в первую очередь изобразительную деятельность: рисование красками, мелками, лепка из пластилина, работа с конструктором, мозаикой, песком, крупами, упражнения пальчиковой гимнастики, массаж кистей рук и различные игры для мелкой моторики. Эти движения отрабатываются, манипулируя рукой ребенка. Далее активная помощь взрослого постоянно уменьшается. Чтобы ребенок овладел графическими навыками, необходимыми для освоения письма, мы используем традиционный материал, адаптированный для дошкольного возраста: готовые тетради, альбомы для подготовки к письму, прописи с графическими элементами.

Также для развития памяти, словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать в работе используются коллажи. Детям нравится работа с коллажом, особенно если они принимают участие в его создании.

Результатом обучения детей в школе любой формы обучения(индивидуальной или классно-урочной) должна являться их социальная адаптация в обществе. Ребёнок должен овладеть жизненными компетенциями, в частности языком, как средством общения, навыками взаимодействия для общения с людьми.

Из опыта работы в системе индивидуального обучения на дому, обучающийся Илья Т. Обучается 3-й год. Первое время мальчик делал вид, что меня просто не существует. Когда я приходила на занятия он кричал, не разговаривал, издавал звуки, не сидел на месте, не смотрел мне в глаза, закрывал уши. В этот период главное было чтобы он меня принял, услышал, и, хотя бы, сел на стул. Я заметила интерес мальчика к буквам. К моменту начала работы Илья уже знал буквы, умел читать. Я приносила на занятия разнообразные кубики, игры, где можно из букв составлять слова. Мальчик пошел на контакт. Письменные работы первые 2 года выполнялись только методом «рука в руке» вместе писали, рисовали, лепили. Сейчас Илья начал некоторые работы выполнять самостоятельно. Снижению уровня тревожности способствовали: телесные контакты, релаксационные и пальчиковые игры. Также очень важна частая смена деятельности, так как дети с синдромом РАС психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности занимал по времени не более 10 минут. При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и виды, удается найти такой, который ему бы понравился. Сейчас Илья выполняет инструкцию, самостоятельно обводит по линиям карандаша, решает примеры с опорой на таблицу сложения или умножения. Читает вслух небольшой текст.

В классно-урочной системе девочка Настя М. обучается 7-ой год в нашем учреждении. В начале обучения девочка испытывала большие трудности. Настя проявляла требовательность к организации стереотипной среды обитания (особая избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.). Была неспособна вступать в контакт с новыми людьми. При нарушении стереотипных действий бывали случаи причинения вреда собственному здоровью. В состоянии аффекта девочка могла ломать попавшие под руку предметы, рвать на себе одежду, бросать предметы. Зная формы реагирования девочки, четко соблюдали режимные моменты, расписание занятий. Настя очень любит рисовать и в работе с девочкой мы использовали её интерес. Еще мы применяли методику «маленький тьютор». Когда к Насте, по желанию детей, прикрепляется помощник. «Маленький тьютор» объясняет девочке, что надо делать, подсказывает, старается ей помочь. Дети в классе всегда доброжелательно относятся к Насте. К концу обучения в 4-м классе девочка дала заметную положительную динамику. Она стала участвовать в классных мероприятиях, кушать некоторые блюда которые дают в школьной столовой, наблюдались большие успехи, в усвоении учебной программы. Сейчас Настя учится в 7-ом классе, девочка адекватно относится к смене педагогов, ведущих разные уроки в этом классе, она выполняет инструкции педагогов.



Мы говорим об особенных детях-детях с нарушением коммуникаций, которые обучаются в специальной (коррекционной) школе. Они учатся, значит, у них есть возможность социализироваться в обществе, быть нужными, равными.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лаптева Марина Владимировна

Дата: 07.02.2021

Номер свидетельства: 572495

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства