«Осуществление индивидуального подхода к учащимся при выполнении изделий программного характера на уроках швейного дела »
«Осуществление индивидуального подхода к учащимся при выполнении изделий программного характера на уроках швейного дела »
Вопросы индивидуализации обучения не являются новыми в олигофренопедагогике. Они положены в основу дидактических принципов коррекционной школы. В ряде публикаций, изданных еще в период становления советской вспомогательной школы, была показана необходимость дифференцированного изучения учащихся с целью индивидуального подхода. Особое внимание к проблеме индивидуального подхода связывалось с большим разбросом учебных возможностей умственно отсталых школьников одного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Осуществление индивидуального подхода к учащимся при выполнении изделий программного характера на уроках швейного дела »»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх-Ирменская
школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД
Тема: «Осуществление индивидуального подхода к учащимся при выполненииизделий программного характера на уроках швейного дела »
Учитель: Журавлёва С.В.
Вопросы индивидуализации обучения не являются новыми в олигофренопедагогике. Они положены в основу дидактических принципов коррекционной школы. В ряде публикаций, изданных еще в период становления советской вспомогательной школы, была показана необходимость дифференцированного изучения учащихся с целью индивидуального подхода. Особое внимание к проблеме индивидуального подхода связывалось с большим разбросом учебных возможностей умственно отсталых школьников одного возраста.
А. Н. Граборов об этом писал следующее: «...нормальная школа свои требования варьирует, приспосабливая их к отдельным индивидуальным особенностям своих учащихся: одному облегчит нагрузку, другому усилит её, третьему даст дополнительные задания. Всех этих мероприятий для дебильных детей мало, так как дебильные дети по своим психологическим особенностям выходят за пределы индивидуальных колебаний того типа, который мы называем нормой». С предъявлениями новых требований к образовательному процессу, внедрением новых педагогических технологий этот принцип не теряет актуальности и требует системного подхода в осуществлении.
Как показывает анализ педагогической практики в современной школе, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические и развивающие способы обучения и воспитания. Но всё же в учебном процессе сохраняются противоречия между «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика. В коррекционной школе дети различаются не только по характеру, темпераменту, темпу и мотивации ученья, но и полиморфностью основного и сопутствующих дефектов, их глубиной, поэтому это противоречие становится ещё острее. Поэтому дидактический принцип учета индивидуальных особенностей учащихся выходит на первый план.
Индивидуальный подход к учащимся – это система педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребенка условий обучения и воспитания, которая учитывает особенности развития и состояние ребёнка в данный момент в данных условиях. Он направлен на преодоление у ребёнка затруднений путем максимального развития здоровых, положительных качеств личности и, в конечном счете, на коррекцию имеющегося психофизического недостатка. Но индивидуальный подход можно осуществить, лишь при том условии, если учитель знает ученика, его особенности возможности.
Таким образом, индивидуальный подход предполагает решение двух основных задач:
1. Выявление типологических групп учащихся и их дифференциацию по типогруппам.
2.Организацию обучения в соответствии с особенностями учебной деятельности каждой типогруппы для выравнивания и подведения к фронтальным формам обучения.
В своей работе я использую типологические основания, предложенные С. Л. Мирским, соответствующие целевой, исполнительной и энергетической сторонам деятельности.
Целевая сторона отражает процессы усвоения заданной цели, сбора и объединения всех данных, планирование предстоящих действий.
Исполнительная сторона характеризует процессы реализации планов, практические навыки, самоконтроль.
К энергетической стороне относится эмоции и чувства, способность к волевому усилию в степени утомляемости.
Таким образом, индивидуальные возможности учащихся в трудовом обучении определяются путем комплексной оценки по трем направлениям в различных их сочетаниях, которые можно представить схематично. Как видно из схемы наиболее благополучной является I группа, в типогруппах со II по IV нарушена одна из сторон деятельности, в V по VII типогруппах нарушены две стороны деятельности, а дети с наиболее низким интеллектуальным уровнем развития отнесены к VIII типогруппе.
Такое деление позволяет наиболее полно выявить индивидуальные недостатки и определить приемы для их коррекции.
Индивидуальный подход можно осуществить лишь при том условии, если учитель знает ученика, его особенности и возможности. Задача изучения учащихся коррекционной школы была сформулирована известным психологом Л.В. Занковым: «Для того чтобы правильно осуществить индивидуальный подход к каждому ученику, очень важно раскрыть его положительные возможности, установить причины тех трудностей, которые возникают у того или иного учащегося в овладении школьными знаниями и навыками, те недочеты, на преодоление которых должны быть направлены усилия учителя, а также своевременно заметить те изменения, которые наступают в процессе воспитания и обучения школьников, проследить за развитием». Поэтому работа по осуществлению индивидуального подхода к учащимся начинается с изучения трудовых возможностей и выявления типических особенностей школьников 5-х классов, когда они впервые приходят в школьные мастерские.
Первый этап педагогического обследования включает ознакомление с медицинской картой, личным делом учащегося, его дневником индивидуального сопровождения. Это не только работа с документами, но и обмен мнениями с воспитателем, психологом, логопедом. Основную же информацию для определения технологических особенностей школьников несут наблюдения за выполнением учащихся программных заданий на уроках. Качество и достоверность результатов наблюдений во многом зависят от того, как осуществляется их фиксация. Малозначительные на первый взгляд факты чаще всего не сохраняются в памяти учителя, но именно они во многих случаях позволяют определить индивидуально-типологические свойства учащихся, поэтому результаты наблюдений заносятся в специальный дневник. С ведения об учащихся за период их обучения в I - IV классах распределяются соответственно трём сторонам трудовой деятельности, далее в дневнике фиксируется динамика отдельных свойств (отношения к занятиям, работоспособность, овладение трудовыми действиями).
Некоторые особенности деятельности отражаются в самих предметах труда. Поэтому выполненные изделия учащихся, самостоятельных работ оформляют в альбом, и они имеют ценность для диагностики. Кроме того, применяются специфические диагностирующие задания на выявление свойств разных сторон деятельности. Выполнение учащимся таких заданий позволяет видеть проявление свойств деятельности более изолированно, чем во время работы над программными изделиями. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, какие стороны трудовой деятельности учащихся нарушены, и какова степень их нарушений. По характеру нарушения определяется типологическая группа, к которой учащийся относится.
После диагностических обследований на каждый класс заводится типологическая карта, в которой каждый ученик отнесён в определённую типогруппу и даны краткие рекомендации по обучению той или иной типогруппы Работа с использованием типологических карт позволяет разрешить противоречия между фронтальной организацией обучения и индивидуальным процессом усвоения учебного материала отдельными учащимися, а так же их индивидуальным развитием. Исходя из данных типологических карт, применяются специфические методические приёмы обучения, направленные на развитие целевой, исполнительной или энергетической сторон деятельности. Кроме того, при выполнении практических заданий на уроках швейного дела программа ориентирует на изготовление образца изделия усредненной сложности. И здесь важно предусмотреть возможности каждого ученика. Снижение объема и сложности задания для сильных учеников так же вредно, как и его завышение для слабых. Поэтому целесообразно разрабатывать несколько вариантов программных изделий различного уровня сложности. Например, в 6 классе при изготовлении фартука на поясе разрабатываю три варианта изделий:
1. Вариант повышенного уровня (дополнительная отделка тесьмой).
2. Вариант базового уровня.
3. Вариант сниженного уровня (изделие меньшего размера).
В 7 классе при пошиве ночной сорочки:
1. Вариант повышенного уровня (сорочка более сложного фасона).
2. Вариант базового уровня.
3. Вариант сниженного уровня (сорочка упрощенного фасона и возможно уменьшенного размера)
Таким образом, в зависимости от индивидуальных возможностей программное изделие усложняется или упрощается путем изменения размера, вида обработки, фасона, отделки, что позволяет развивать интерес к урокам швейного дела и индивидуализировать работу с учащимися.
Кроме того, более полно осуществить индивидуальный подход при обучении детей с нарушениями интеллекта мне дает возможность система мониторинга качества знаний, умений, навыков. Отслеживание качества ЗУН позволяет мне не только выявлять уровень знаний, как в целом класса, так и каждого учащегося в отдельности, но и определить динамику усвоения материала, прогнозировать результат. Путем дробления тем на более мелкие я получаю возможность определить, где именно возникают проблемы в знаниях у того или иного учащегося и вернуться к неосвоенной части материала, как всем классом, так и с отдельным учащимся индивидуально
Такая системная организация индивидуального подхода приносит положительный результаты (трое учащихся 5 - 6 классов в течение двух лет обучения перешли в более высшие типогруппы). Учащихся старших классов в основном переходят в первые четыре наиболее благоприятные типогруппы, что позволяет увеличить объем фронтальной работы на уроке и способствует корригированию личных качеств учащихся. Улучшается их познавательная деятельность, практическая деятельность детей становится более качественной, увеличивается количество учащихся, которые практическое задание выполняют самостоятельно.
Учащиеся успешно сдают выпускной экзамен и продолжают образование в училище не испытывая затруднений в учебе. Иными словами системное осуществление индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения в коррекционной школе – это путь подведения детей к нормальным формам учебной деятельности, путь преодоления и компенсирования индивидуальных особенностей интеллектуального развития ребенка с целью его успешной социальной адаптации