Особенности взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного зрительного восприятия у детей до-школьного возраста с нарушением зрения
Особенности взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного зрительного восприятия у детей до-школьного возраста с нарушением зрения
Особенности взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного зрительного восприятия у детей до-школьного возраста с нарушением зрения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного зрительного восприятия у детей до-школьного возраста с нарушением зрения»
Особенности взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного зрительного восприятия у детей до-школьного возраста с нарушением зрения
В современной научной литературе имеются данные о взаимодействии различных механизмов анализа формы и пространственных отношений у детей и взрослых. К числу основных механизмов зрительного пространственного восприятия относят стреокинетический, обеспечивающий оценку глубины на основе параллакса движения, и бинокулярный, основанный на анализе диспартности двух сетчаточных изображений.
В естественных условиях монокулярные и бинокулярные механизмы дополняют друг друга, повышая надежность и точность оценок пространственных параметров окружающей среды. Ранее нами были установлены существенные изменения характера взаимодействия бинокулярного и стерео-кинетического механизмов восприятия глубины у детей 6 лет с нарушениями
бинокулярных функций (косоглазием и амблиопией) по сравнению со сверстниками, не имеющими нарушений зрения [23]. Учитывая разнообразные морфофункциональные изменения, возникающие в зрительной системе у слабовидящих детей [4, 5, 7], можно предположить, что при разных клинических формах зрительной патологии могут происходить характерные изменения созревания и взаимодействия механизмов пространственного восприятия.
Особый интерес представляет сравнительное изучение особенностей взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия в двух группах на разных возрастных этапах. Разброс индивидуальных значений коэффициента К представлен на рисунке. Для сопоставления показателей в двух группах мы провели горизонтальные линии на уровне К = 0, характеризующем ситуацию, при которой переход от монокулярных условий наблюдения к бинокулярным не приводил к уменьшению иллюзорной глубины.
В группе детей с нормальным зрением (см. рисунок 1) коэффициент К в основном положителен: большинство точек расположено выше проведен-ной горизонтальной линии, а отрицательные значения К встречаются только в возрасте до 7 лет. В каждой возрастной группе есть испытуемые с К = 1, у которых наблюдали полную победу бинокулярных механизмов над монокулярными. В группе слабовидящих детей (см. рисунок 1) обращает на себя внимание 2 факта: большое количество (более 70%) детей с К
У слабовидящих детей среднее значение коэффициента К по группе оказалось равным —0,009 ± 0,35, что достоверно ниже соответствующего среднего показателя в контрольной группе, составившего 0,38 ± 0,25 (р
Рисунок 1- Индивидуальные значения коэффициента К
Анализ случаев отрицательного значения К в группе слабовидящих по-казал, что далеко не все испытуемые имеют нарушения бинокулярного зрения. Так, нередко отрицательные значения К отмечаются у детей, страдающих врожденными рефракционными аномалиями высокой степени, осложненными амблиопией, астигматизмом, а также при патологии сетчатки и артифакии.
Результаты исследования показали, что у слабовидящих детей изменяется характер взаимоотношений между монокулярными и бинокулярными механизмами пространственного восприятия. Если в норме в условиях эксперимента бинокулярные механизмы уменьшали иллюзию глубины, обеспечивая формирование более совершенного пространственного образа, то при нарушениях зрения вклад бинокулярных механизмов был уменьшен даже при отсутствии явных бинокулярных расстройств.
Можно предположить, что выявленная у слабовидящих детей инверсия влияния условий наблюдения на величину стереокинетического эффекта может объясняться неполноценностью бинокулярных механизмов. До определенного возраста происходит параллельное развитие монокулярных и бинокулярных механизмов, которые могут быть сопоставимы по своим возможностям.
Из-за дефектности бинокулярных механизмов их развитие останавливается, тогда как развитие и тренировка монокулярных механизмов продолжаются и дети привыкают опираться именно на них, игнорируя бинокулярные, что может приводить к аномальному усилению монокулярных эффектов в условиях бинокулярного наблюдения.
Вместе с тем проведенное исследование не может дать однозначный ответ на вопрос о том, какие факторы оказали преимущественное влияние на изменение характера взаимоотношений механизмов пространственного зрения при слабовидении: глубина и тип зрительной патологии, время наступления и стаж зрительного дефекта, специфические компенсаторные перестройки взаимоотношений между правым и левым зрительным каналом. Для выяснения этого вопроса требуются более массивные исследования с формированием групп испытуемых, имеющих схожие нарушения зрения.