Просмотр содержимого документа
«Особенности слухоречевого развития обучающихся с нарушениями слуха»
Особенности слухоречевого развития обучающихся
с нарушениями слуха
Слухоречевое развитие обучающихся с нарушениями слуха неоднородно по многим критериям. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился школьник. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития. Глухие школьники 11 – 13 летнего возраста ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции собеседника. Слабослышащие обучающиеся могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искаженный характер из-за не различения близких по звучанию слов и фраз. Искаженное восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности учащихся.
Практический опыт показал, что, несмотря на все перечисленные выше особенности устной речи, обучающиеся испытывают потребность и интерес к вступлению в диалог. Высказывания, самостоятельно конструируемые учащимися, отличаются широким разнообразием: от неадекватных, не соответствующих содержанию беседы реплик, до адекватных, грамматически правильно оформленных.
Нами выделены некоторые характерные особенности диалогической речи испытуемых:
- трудности в восприятии и понимании обращенных высказываний и самостоятельном конструировании высказываний;
- дефицит лексических и грамматических средств;
- склонность к вопросно-ответному диалогическому единству;
- недостаточная сформированность умения конструировать диалогические единства и развивать тему диалога.
Соответственно, необходимо совершенствование коррекционно-педагогических средств, используемых в процессе преподавания учебного курса «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» и направленных на слухоречевое развитие обучающихся 11 – 13 лет с учетом индивидуальных особенностей каждого. Успешное слухоречевое развитие школьников с нарушениями слуха напрямую зависит от педагогического воздействия и от того, насколько качественно оно было оказано. Хорошие результаты продемонстрировали системный подход в обучении и технология слухоречевого развития, наглядные пособия, взаимодополняющие друг друга приемы, виды и формы обучения, которые учитывают особенности не только речевого, но и слухового развития школьников.
Под системой коррекционно-развивающей работы мы понимаем обучение школьников с нарушениями слуха устной речи в условиях интенсивного развития нарушенной слуховой функции.
Главным условием эффективности коррекционно-развивающей работы с неслышащими школьниками является создание слухоречевой среды, необходимой не только для формирования речи учащихся и осознания результатов овладения ею обучающимися, но и развития их коммуникативных качеств.
Данная система коррекционно-развивающей работы предполагает: создание условий, обеспечивающих постоянное восприятие учащимися с нарушениями слуха речи окружающих с помощью различных типов звукоусиливающей аппаратуры; мотивированное речевое общение; использование естественных и специально созданных ситуаций, стимулирующих общение школьников; применение устной речи как ведущей при общении.