kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особенности преподавания предмета «Русский язык(чтение и письмо)» в учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аномальное развитие умственно отсталых детей требует, чтобы все используемые методы и средства обучения способствовали коррекции их недостатков.

Просмотр содержимого документа
««Особенности преподавания предмета «Русский язык(чтение и письмо)» в учащихся с ограниченными возможностями здоровья»»

Новикова Л.А.,

учитель предмета «Русский язык»

(чтение и письмо) в учащихся,

находящихся на индивидуальном обучении


Выступление на заседании психолого-педагогического консилиума на тему

«Особенности преподавания предмета «Русский язык(чтение и письмо)»

в учащихся , находящихся на индивидуальном обучении по причине ограниченных возможностей здоровья»

Специфика методов обучения детей с ОВЗ  заключается в их  коррекционной  направленности.  Это понятие включает:

  • замедленность обучения и частую повторяемость,

  • подачу учебного материала малыми порциями,

  • максимальную развернутость и расчлененность материала,

  • наличие подготовительного периода в обучении,

  • постоянную опору на опыт ребенка.

Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить. Ценность метода реализуется в том случае, если он:

  • обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника,

  • делает обучение доступным и посильным,

  • обеспечивает прочность знаний,

  • учитывает индивидуальные особенности ребенка,

  • способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

В своей практической сфере специальная методика русского языка использует рекомендации, разрабатываемые методикой русского языка для начальной массовой школы. Вместе с тем, аномальное развитие умственно отсталых детей требует, чтобы все используемые методы и средства обучения способствовали коррекции их недостатков. Поэтому большинство методов, используемых в начальной массовой школе, требуют значительной их корректировки. В частности, увеличение количества этапов работы, удлинение сроков обучения, разработка дополнительных приемов.

Воспитывающая  направленность  обучения  для детей с ОВЗ состоит  в  формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных  способов  поведения  в  обществе.

Уроки русского языка создают оптимальные условия для формирования у детей положительных привычек, стойких нравственных качеств. На уроках русского языка дети не только усваивают речевые умения и навыки, но и учатся жить, строить отношения с окружающими.

Организуя уроки чтения, необходимо опираться на эмоциональный настрой детей для воспитания у них любви к Родине, честности, трудолюбия, дисциплинированности и других качеств. Принимая во внимание нарушение у умственно отсталых учащихся связей между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, учитель использует такие приемы работы, которые повышают воспитательное воздействие художественных произведений:

  • выразительно прочитывает текст целиком или наиболее важные для его понимания части,

  • помогает детям сравнить поступки персонажей с их собственным поведением,

  • по возможности перевести в реальный план описанную автором ситуацию.

  • для детей с ОВЗ предметная  наглядность  используется  длительное время.  Это связано с тем, что у учащихся резко  нарушены  процессы  отвлечения  и  обобщения,  им  трудно  оторваться  от  наблюдения  конкретных  предметов  и  сделать  отвлеченный  вывод  или  заключение,  что  необходимо  для  формирования  того  или  иного  понятия.

  • Умственно отсталый школьник имеет конкретно-образное мышление. Он так же, как нормальный ребёнок младшего возраста, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Однако, в отличие от нормально развивающегося ребёнка, такие дети, особенно младших классов, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

  • Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. Важно заранее определить, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая работа будет с ним проводиться. Не следует выставлять всю подобранную наглядность сразу, нужно демонстрировать её последовательно.

  • Умственно отсталым детям свойственны бедность словаря и грамматического строя, элементарность синтаксических конструкций, примитивность связных высказываний, за которыми стоит не только слабое усвоение грамматических законов, но и, в первую очередь, ограниченность представлений о предметах и явлениях окружающего мира, об их связях и отношениях. Фактически при обучении языку наглядные средства должны образовывать тот каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся. На уроках русского языка применяются традиционные средства, такие, как натуральные предметы и явления, их объемные и плоскостные изображения, графическая наглядность, технические средства обучения. Кроме того, используется ряд специфических средств, которые не применяются на других уроках. Это мимика, жест, драматизация, дикция, выразительность чтения, опосредованная, или языковая, наглядность. Последний вид наглядных средств обучения предполагает организацию наблюдений за самой речью, за ее образностью, за различными языковыми компонентами, начиная со звука и кончая текстом.



Прочность  знаний,  умений  и  навыков  достигается  специальной педагогической работой, направленной  на  углубление  и  закрепление  знаний  и  выработку  навыков.  Таким  средством  является  повторение.  Повторение  -  это  основа  всей  учебно-воспитательной  работы  в  коррекционной  школе. 

Прочность  усвоения  учащимися  знаний  достигается  путем:

  • осознанного усвоения материала;

  • многократного закрепления изученного материала;

  • разнообразных упражнений;

  • определенной степенью самостоятельности учащихся при выполнении заданий, которая зависит от года обучения и сложности материала.



Я работаю с двумя учащимися- Антоном С. и Марией Б. всего 6 месяцев. Но уже могу сделать кое-какие выводы.

Антон принадлежит к 1 типу учащихся с умственной отсталостью. 1  группу  составляют  ученики,  наиболее  успешно  овладевающие  программным  материалом  в  процессе  фронтального  обучения.  Все  задания  ими,  как  правило,    выполняются  самостоятельно.  Они  не  испытывают  больших  затруднений  при  выполнении  измененного  задания,  в  основном  правильно  используют  имеющийся  опыт,  выполняя  новую  работу.  Умение  объяснять  свои  действия  словами  свидетельствует  о  сознательном  усвоении  этими  учащимися  программного  материала.  Им  доступен  некоторый  уровень  обобщения.

На  уроках  русского  языка  эти  ученики  достаточно  легко  овладевают  звуко-буквенным  анализом,  первоначальными  навыками  письма  и  чтения,  усваивают  несложные  правила  правописания.  Они  хорошо  понимают  содержание  прочитанных  текстов,  отвечают  на  вопросы  по  содержанию. 

Однако в условиях фронтальной работы  при  изучении  нового учебного материала  у  этих учащихся  все  же  проявляются  затруднения  в ориентировке и планировании  работы. Им, бывает,  нужна  дополнительная  помощь  в  умственных  трудовых  действиях.  Эту  помощь  они  используют  достаточно  эффективно.

Маша же относится ко 2 типу. Учащиеся  II  группы  также  достаточно  успешно  обучаются .  В  ходе  обучения эти  дети испытывают  несколько  большие  трудности,  чем  ученики I  группы.  Они в основном  понимают фронтальное объяснение  учителя,  неплохо  запоминают  изучаемый  материал,  но   не  в  состоянии  сделать  элементарные  выводы  и  обобщения  без  помощи  учителя.  Они  нуждаются  в  активизирующей  и  организующей  помощи  учителя.

На  уроках  русского  языка  они  допускают  много  ошибок  в  чтении  и  письме  и  не  могут  самостоятельно  их  найти.  Правила  заучивают,  но  не  всегда  могут  применять  их  на   практике.  Прочитанное  понимают,  но  при  пересказе  могут  допустить  пропуски  смысловых  звеньев.


Организовывать учебную деятельность на уроке приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока.

Общедидактические требования:

  1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

  2. Урок  должен быть воспитывающим и развивающим.

  3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая  работа.

  4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

  5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

  6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

  7. Урок должен быть оснащен:

техническими средствами обучения;

дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты и т.п.);

весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

Необходимо введение в обучение компьютеров.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки);

соответствие мебели возрасту детей;

соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

способствовать социальной адаптации ребенка.

С учетом динамики работоспособности учащихся на уроке применяются такие этапы организации деятельности   как:

- организационно- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

Подготовительную часть урока рекомендуется по времени соотносить с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока). Основной этап должен осуществляться до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Новикова Любомира Александровна

Дата: 08.02.2019

Номер свидетельства: 498895

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства