kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особенности подхода к формированию патриотических чувств и отношений учащихся в коррекционной школе VIII вида»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданское и патриотическое становление личности зависит от потребности человека в духовно-нравственном совершенствовании.

            Чтобы воспитать гражданские качества необходимо развивать в детях любовь к природе, формировать положительное отношение к культурным ценностям, учить выстраивать отношения в коллективе, в семье.

            Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Просмотр содержимого документа
««Особенности подхода к формированию патриотических чувств и отношений учащихся в коррекционной школе VIII вида»»

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо»













«Особенности подхода к формированию патриотических чувств и отношений учащихся в коррекционной школе VIII вида»









Подготовила:

Учитель

Кузакова Людмила Николаевна

















Январь 2019 года

Гражданское и патриотическое становление личности зависит от потребности человека в духовно-нравственном совершенствовании.

Чтобы воспитать гражданские качества необходимо развивать в детях любовь к природе, формировать положительное отношение к культурным ценностям, учить выстраивать отношения в коллективе, в семье.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Сложность процесса гражданско-патриотического  воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе».

То есть, сам воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе, как и в массовой динамичен, подвижен, непредсказуем. Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями детей с особыми образовательными потребностями. Но, по словам Г.М. Дульнева нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении.

      Для умственно отсталых  также характерны нарушения поведения. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности проблемных детей. И сущностью этой незрелости является недоразвитие духовных потребностей, подвластность ребенка воздействиям окружающей ситуации либо собственным импульсам.

     Для них характерны незрелость мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность  специальной (коррекционной) школы в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями





  Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.        В  Законе РФ «Об образовании»,  Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»,  федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России  важно знать ее историю,  духовные истоки и традиции, чтобы  понимать  происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит  ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания  школьников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру.

          Хотя основные разделы занятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся, остаются неизменными с 1 по 9 класс, но характер работы педагога в каждом классе различен, что связано с развитием личности учеников, их взросления.

     Дети сталкиваются с данными категориями не только на занятиях, посвященных определенной теме, но и на других занятиях, уроках, кроме того, эти качества проявляются в их повседневном общении. Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью,  способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем. Итак, гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося.

     Необходимо учитывать, что проблемный ребенок с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.

     Смысл многих гражданско-патриотических качеств проблемному ребенку так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

     Но, тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического  формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы  VIII вида, поскольку, любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

     Поэтому, для более успешной организации гражданско-патриотического образования необходимо учитывать следующие правила:

  1. Использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.

  2. Обеспечить активность детей на занятиях, уроках рисования, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.

  3. Стараться делать упор на положительные примеры, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.

  4. Стараться преодолеть назидательность, однообразие, скуку.

  5. Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.

  6. Постоянно следить за гражданско-патриотическим развитием детей.

  7. Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.

Систему коррекционного воздействия можно считать эффективной только в том случае, если она направлена интеграцию и нормализацию жизни ребенка с ограниченными возможностями.

Коррекционное воздействие обязательно должно охватывать все стадии жизненного пути ребенка с ограниченными возможностями, от ранней помощи до включения выросшего ребенка в общественно полезный труд, гарантирующей ему достойную жизнь в социуме.

     Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Поэтому в каждой школе, учитывая конкретные условия, возможна разработка своей конкретной программы, с учетом возрастных особенностей, но обязательно целенаправленно решая задачи патриотического воспитания и гражданственности.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кузакова Людмила Николаевна

Дата: 04.02.2019

Номер свидетельства: 498382

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства