Особенности надомного обучения детей с нарушением интеллекта с дцп.
Особенности надомного обучения детей с нарушением интеллекта с дцп.
Учителю,работающему с обучающимся с нарушением интеллекта с ДЦП на дому, необходимо строить обучающий маршрут так, чтобы ученик по мере возможности мог эффективно освоить программу, а также у него формировались коммуникативные навыки, чтобы он ощущал себя полноценной личностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности надомного обучения детей с нарушением интеллекта с дцп.»
ПРИНЦИПЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ДЦП.
Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича - от 2 до 6 больных на 1000 детского населения.
Детские церебральные параличи — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта. Затруднения в мышлении и умственной деятельности более распространены среди пациентов со спастической квадриплегией, чем среди страдающих от других видов церебрального паралича. Повреждение мозга может повлиять также на освоение родного языка и речи. ДЦП не является наследственным заболеванием. Но при этом показано, что некоторые генетические факторы участвуют в развитии заболевания (примерно в 14 % случае). Кроме того, определённую сложность представляет существование множества ДЦП-подобных заболеваний.Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза).
Причина любых церебральных параличей — патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга]. Принципиальное отличие ДЦП от других параличей — во времени возникновения и связанном с этим нарушении редукции позотонических рефлексов, характерных для новорождённых.Нарушенные функции мозга не восстанавливаются, но и не ухудшаются. Примерно половина детей, страдающих ДЦП, имеют нарушение интеллекта. Ребёнок, имеющий ДЦП и нарушение интеллекта нуждается в особой помощи при обучении.
Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.
Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.
Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учётом формы заболевания и возраста ребёнка.
На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.
Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.
Ранняя логопедическая работа.
Среди большого определенного количества форм получения школьного обучения особняком стоит надомное обучение. Это право имеют только дети с нервно-психическими или соматическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в том числе дети-инвалиды. Для ребёнка, который направлен на надомное обучение, строится особый обучающий маршрут: пишется индивидуальная программа с учётом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта, разрабатываются специальные презентации к урокам, которые помогут ученику лучше усвоить предмет, разрабатывается индивидуально образовательный маршрут.
Все занятия с данной категорией детей имеют гибкую структуру, занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. В процессе занятия с детьми, имеющими ДЦП и нарушение интеллекта необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.
Работа с ребёнком строится в форме урока. В структуру урока обязательно должны входить физминутки и офтальмотренаж, так как дети данной категории быстро утомляемы, их работоспособность резко снижена. Во время урока русского языка необходимо проводить пальчиковую гимнастику, так как у детей с ДЦП очень слабо развита мелкая моторика рук. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим массажем являются, по мнению В.В. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».Порядок уроков выстраивается таким образом, чтобы ребёнок в начале уроков был заинтересован на дальнейшую работу. Перед началом уроков необходимо установить контакт с ребёнком, настроить его на работу. В данном случае помогают беседы с ребёнком на отвлечённые темы (о просмотренном мультфильме, о том что ребёнок увидел вчера на улице и др.).
Больной ребёнок живёт в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребёнка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого. Уроки нужно проводить в отдельной комнате, чтобы ребёнок не отвлекался на бытовые моменты. В работе с ребёнком-инвалидом очень важное место занимает взаимодействие с родителями этого ребёнка. Зачастую родители не понимают как заниматься с таким ребёнком, какие использовать приёмы при выполнении домашних заданий. С другой стороны родители лучше знают особенности своего ребёнка и могут поделиться своими наблюдениями за ребёнком с учителем. Тандем учитель-родители даёт возможность наиболее эффективно "вкладывать" в ребёнка необходимые знания и умения.
Таким образом, учитель, работающий с ребёнком с нарушением интеллекта с ДЦП, обучающимся на дому, необходимо строить обучающий маршрут таким образом, чтобы ученик смог эффективно усвоить индивидуальную программу, а так же чтобы у ученика формировались коммуникативные навыки и чтобы он прежде всего чувствовал себя полноценной личностью.
Список используемой литературы:
1. Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб., "Дидактика Плюс". 2003.
2. Журнал "Начальная школа" № 38, 2003 г.
3. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия»,2006 4. Специальная психология под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд. Испр. - М.: 4. 5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.: ВЛАДОС, 2004
6. Что такое детский церебральный паралич (ДЦП) // Журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» № 1 2009
7. М. А. Наперстак — Методические подходы к диагностике и реабилизации детей, страдающих детским целебральным параличом, Альбом (учебно-методическое пособие) — М.:НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2012 — 46с.