Основные приёмы коррекции и развития речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Основные приёмы коррекции и развития речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Главное условие успешного обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью— это стимулирование самостоятельности при ответах на вопросы, например, «чем ты играешь?», «чем ты умываешься?», при выборе соответствующих картинок. Речь педагога является примером для таких детей, общение - средством развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные приёмы коррекции и развития речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»
Основные приёмы коррекции и развития речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Главное условие успешного обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью— это стимулирование самостоятельности при ответах на вопросы, например, «чем ты играешь?», «чем ты умываешься?», при выборе соответствующих картинок. Речь педагога является примером для таких детей, общение - средством развития. Например, большое значение имеет работа над словарём, используется приём смыслового комментирования. Например, назвать мебель, одежду, части тела. На первоначальных этапах необходимо научить понимать инструкции (например, «покажи куклу», «возьми машину», «дай мне ложку») обращаться к педагогу «можно идти», договаривать фразы.
Подача материала осуществляется на основе имеющегося знакомого жизненного опыта, употребляемые педагогом слова должны быть понятны и доступны. Например, для того, чтобы ребёнок научиться слушать и понимать необходимо использовать следующие приёмы: фиксация взгляда, тактильный контакт, смена выразительной эмоциональности голоса, сопровождение речи показом предметов, в последствии картинок; обязательно должен быть раздаточный материал; слушание голоса учителя и звуков природы с последующим звукоподражанием.
Все занятия должны проходить в форме игры, здесь дети учатся действовать совместно со взрослым, по образцу, подражанию, сопровождать действие речью (от звуков до фраз). На занятиях целесообразно использовать сопряжённую, отражённую и хоровую речь, но количество вводимых за одно занятие слов должно быть ограничено. Например, для построения элементарных фраз организую беседы на основе практических наблюдений, трудовых действий по уборке класса, уходе за растениями. Механическое заучивание является основным приёмом овладения фразовой речью.
Наиболее успешно речь развивается в доступной для детей деятельности (на занятиях социально-бытовой ориентировки, предметно-практической, хозяйственно-бытовой деятельности, сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, пении, рисовании, конструировании, труде).
При работе с такими детьми важно учитывать опору на сохранные анализаторы. Например, некоторые понимают несложную речевую инструкцию, другие пиктограммы, третьи - картинный план, четвёртые - пошаговый показ действий.