Просмотр содержимого документа
«Оснавная характеристика особенностей детей с ЗПР»
Задержанное психическое развитие - ЗПР. Основная характеристика особенностей психического развития детей с ЗПР.
Работу выполнила студентка 3 курса колледжа
Группы ОФ 318-165-3-1
Гулынина Варвара
Задержка психического развития (ЗПР)
Темповое отставание развития психических процессов и
незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые
потенциально могут быть преодолены с помощью
специально организованного обучения и воспитания.
ЗПР характеризуется недостаточным уровнем
Развития моторики;
Речи;
Внимания;
Памяти;
Мышления;
Регуляции и саморегуляции поведения;
Примитивность и неустойчивостью эмоций;
Плохой успеваемость в школе.
ЗПР представляет собой обратимые нарушения
интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы,
сопровождающиеся специфическими трудностями в
обучении. Число лиц с задержкой психического развития
достигает 15-16% в детской популяции.
Причины ЗПР
Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка.
Средовые (социальные) факторов, чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
ЗПР вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Симптомы и признаки отставания в развитии
Восприятие : замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ, Дети с ДСЦ лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух;
Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы;
Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации;
Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя;
Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислексия.
Осложнения и последствия ЗПР
Последствия ЗПР больше всего отражаются на
психическом здоровье личности. Если проблема не
корректируется, малыш продолжает отдаляться от
коллектива, у него снижается самооценка. В
будущем социальная адаптация таких детей
затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР
ухудшается письмо и речь.
Профилактика проблем с развитием ЗПР
Нужно придерживаться простых правил:
Создать благоприятные условия течения беременности и родов;
Создать дружественную обстановку в семье;
Пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
Своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
Заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста;
Наибольшее значение для ребенка – телесно-эмоциональный контакт малыша и матери (объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойной и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир)