Просмотр содержимого документа
«Организация работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации»
Тема: Организация работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Выполнила:
учитель начальных классов
Трошкина Татьяна Александровна
г. Ульяновск - 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2
2. Цели и задачи консилиума
2
3. Нормативная база ПМПк
3
4. Деятельность ПМПк
3
5. Документация консилиума
6
6. Этапы деятельности консилиума
8
7. Заключение
14
8. Литература
15
9. Приложение
16-19
1. Введение
Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Поэтому главной задачей школы является создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном , конкурентном мире. Содержание деятельности образовательного учреждения связано с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.
С введением федерального государственного образовательного стандарта ведущая роль в вопросе создания образовательной среды в школах для детей с ОВЗ отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк).
2. Цели и задачи консилиума
Консилиум создаётся в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК и Индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида и решает ряд основных задач:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в создании СОУ;
- создание специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК;
- разработка и реализация для обучающихся индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
- оценка эффективности реализации программы сопровождения в образовательной среде и корректировка программы;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума;
- консультационная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом ОО;
- координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия).
- организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ [4: раздел 2].
3. Нормативная база ПМПк
В своей деятельности консилиум руководствуется законом об образовании, федеральным региональным законодательством об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, локальными нормативными актами, уставом организации, договорами между образовательной организацией (ОО) и родителями (законными представителями) обучающегося/воспитанника; между образовательной организацией и ПМПК; между образовательной организацией и другими образовательными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия; Положением о ПМПк [4: раздел 1].
4. Деятельность ПМПк регламентируют:
- Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений, которое содержит рекомендации о порядке создания и организации работы ПМПк образовательного учреждения и формах учёта деятельности специалистов ПМПк.
Значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми с ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе междисциплинарного взаимодействия на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.
На заседаниях консилиума обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника и др.) (Представления прилагаются) В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.
Разработку маршрута сопровождения детей с особенностями в развитии осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум. В состав нашего школьного консилиума входит:
- председатель консилиума (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) - отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного заседания, состав учащихся, приглашаемых на заседание, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.
- учитель с большим опытом работы(руководитель РМО начальных классов) -помогает «разговорить» ученика, снять барьеры общения, дает характеристику учащегося, активно участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.
- учитель-логопед:
представляет речевое развитие ребенка,
- звукопроизношение учащихся;
-лексико-грамматическую сторону речи;
-фонематическую сторону;
-отмечает интеллектуальные особенности учащегося.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В..). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия
- педагог-психолог:
представляет учащегося на консилиум с результатами диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования детей проводится по программе « Учись учиться», которая разработана на основе: Учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» Языкановой Е.В. Программа «Учись учиться» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы обучающихся начальной школы с ОВЗ , развивает такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Актуальность данной программы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций.
- Социальный педагог:
проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.
характеристика семьи ребёнка, особенности взаимоотношений и стиль воспитания;
жилищно-бытовые условия,
конфликтные аспекты в работе с семьёй;
настрой родителей (законных представителей) на взаимодействие со школой.
Классный руководитель:
Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения. Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.
Информация содержит:
- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;
- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.
- медсестра -информирует о состоянии здоровья учащегося, по рекомендации консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалисту (психоневрологу. детскому психиатру, окулисту, отоларингологу и т. д.), в ходе консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.
- классный руководитель – дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его обучении и воспитании, активно участвует в собеседовании с родителями и детьми, получает и выполняет рекомендации консилиума.
5. Документация консилиума
Положение о ПМПк образовательной организации (на основе районного положения о ПМПк)
Приказ о создании ПМПк образовательной организации
График плановых заседаний ПМПк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)
Журнал протоколов коллегиальных заседаний ПМПк
Описание проблем или жалоб происходит при записи ребенка на консультацию. Для этого ведутся журналы предварительной записи учащихся ПМПк и журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистами ПМПк.
Карта развития учащегося (вкладываются все представления специалистов)
Дневник индивидуального сопровождения (заполняется 1 раз в четверть)
Договор с ПМПК
Договор с родителями, заключается на один учебный год
На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов. [1]..
В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований (или изменить программу обучения). В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии. Важно только, чтобы все участники консилиума понимали необходимость решения всех возникающих вопросов для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы.
Комиссию возглавляет руководитель из числа административно-управленческого состава организации, назначаемый директором. Состав консилиума формируется в начале учебного года и утверждается руководителем организации. Но с учётом возникающих потребностей, он может определяться для каждого конкретного случая психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.
6. Этапы деятельности консилиума
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума состоит из определённых этапов, что создаёт чёткость, порядок и результативность в работе образовательной организации [2].
№ п/п
Название этапа
Содержание деятельности этапа
Документация
Ответственные
1.
Организационный
Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в
Общеобразовательной организации
1. Приказ по ОО о создании ПМПк
2. Положение о ПМПк
3. График работы ПМПк ОО
4. Договор о взаимодействии с ПМПК
Директор ОО
Председатель ПМПк ОО
2.
Предварительный
1. Определение запроса
инициатора обращения
2. Составление договора между ОО и родителями (законными представителями)
3. Заполнение журнала записи детей на ПМПк
1. Договор между образовательной
организацией (в лице руководителя
ОО) и родителями (законными
представителями) воспитанника
образовательного учреждения о его
психолого-медико-педагогическом
обследовании и сопровождении
2. Журнал записи детей на ПМП(к)
Председатель ПМПк ОО
3.
Подготовительный
1. Индивидуальное обследование
ребенка специалистами
консилиума
2. Уточнение и дополнение
анамнестических сведений
1. График консультирования
специалистами
2. График обследования
специалистами
3.Индивидуальный план обследования ребенка:
• педагогического
• психологического
• логопедического
• медицинского
Специалисты
консилиума
4.
Индивидуальное
обследование
ребенка
специалистами
консилиума
1. Индивидуальное обследование
ребенка специалистами
консилиума
2. Уточнение и дополнение
анамнестических сведений
Индивидуальные заключения всех
специалистов консилиума и
педагогическая характеристика классного
руководителя.
кл. руководитель
учитель-логопед, педагог-психолог
медицинский
работник
5.
Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи
1. Выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка
2. Определить общий прогноз его развития
3. Определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий
4.Выбрать образовательный маршрут
1. Протокол консилиума
2. Коллегиальное заключение
3. Рекомендации специалистов участникам образовательного процесса
4. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМП(к)
Все члены консилиума
6.
Направление ребенка на городскую психолого-медико- педагогическую комиссию (при необходимости)
Подготовка документов для направления ребенка на ПМПК
1. Направление на комиссию (медицинское заключение специалистов)
2. Подробная психолого- педагогическая характеристика и обоснование причин направления ребенка на комиссию в 2-х экземплярах
Все члены консилиума
7.
Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе
Координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка
1. Карта развития ребенка
2. Планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума
Куратор ребенка и все специалисты консилиума
8.
Реализация рекомендаций консилиума
Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану
1. Журнал учета индивидуальных и групповых занятий
2. Журнал консультаций
Специалисты консилиума
9.
Оценка эффектив-ности коррекцион-но-развивающей работы
Оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним
1. Карта динамики развития ребенка (или «Дневник динамического наблюдения»)
Специалисты консилиума
Индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются специалистами ПМПк учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей в целях достижения их успеха в образовательном процессе. В МБОУ СШ №74 для обучающихся с ОВЗ разработана карта индивидуального сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Специалисты ПМПк
Рекомендации.
Содержание работы.
Сроки реализации.
Ожидаемый результат.
Учитель.
Привести в систему отрывочные представления об окружающем мире….
В течении года.
Усвоение программы.
Психолог.
Планируемые мероприятия: 1.Групповые занятия 1 раз в неделю по программе курса коррекционных занятий «Учись учиться» Языкановой Е.В.
2.Индивидуальные занятия 1 раз в неделю, направленные на адаптацию к регулярному школьному обучению….
1.В течение года.
2.Октябрь-декабрь
1.Формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности…
Логопед.
Планируемые мероприятия: занятия в условиях групповой работы (2 раза в неделю), подгрупповой и индивидуальной (2 раза в неделю) комплексной программы.
_ коррекция звукопроизношения,
- развитие фонематического слуха…
1 этап
Сентябрь - декабрь
2 этап
Январь - апрель
Правильное произношение поставленных и автоматизированных звуков, звуковой анализ и синтез слов…
Родители.
Участие в тематических родительских собраниях; тематических групповых лекториях и индивидуальных консультациях (по запросу родителей).
Посещение открытых занятий.
Присутствие при итоговой диагностике (по желанию родителей).
7. Заключение
В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому все педагоги нашей школы, работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования.
В результате междисциплинарного взаимодействия специалистов образовательной организации проводится анализ всей деятельности: образовательной, воспитательной, коррекционной, принимается решение о продолжении обучения по установленной программе или об изменении программы обучения.
8. Литература:
Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.
Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Т.Г. Зубарева. Курск, 2009 г.
Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова, Г.В. Яковлева. Издательство "Просвещение", 2014. - 3с.
Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов). / Составители: Э.М. Александровская, И.В. Коновалова - М.: МГППУ, 2006. - 60 с.
Приложение 1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (для школьного консилиума)
математика ____________ русский язык _____________ чтение (литература)___________
Характеристика индивидуальных особенностей _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
общее звучание речи:__________________________________________________________ понимание речи _______________________________________________________________
Психологическое заключение (для школьного консилиума)
1. Ф.И.О. ученика.__________________________________________________ Возраст, школа, класс, сведения о семье._______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности общения:
с одноклассниками_______________________________________________ ________________________________________________________________
с учителями_____________________________________________________ ________________________________________________________________
Обследование ребенка:
внешний вид и поведение в ситуации обследования.__________________
Особенности развития универсальных учебных действий ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности эмоционально – личностной сферы___________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, характерные нарушения и особенности, рекомендации по коррекционной работе)_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________ ________________ /ФИО школьного психолога/