Просмотр содержимого документа
«Организация работы кружка «Волшебные пальчики» (из опыта работы)»
Организация работы кружка «Волшебные пальчики» (из опыта работы)
Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое: новая цель, новый результат, новые средства достижения результата. Творческая деятельность всегда уникальна. Она является одним из способов самореализации человека. Поэтому выявление творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта и их развитие является немаловажным аспектом в процессе обучения и воспитания.
Процесс восприятия искусства и творчества детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие: координации движений рук, мелкой моторики зрительного контроля, развивает умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение
Расширяет и закрепляет представления об окружающем мире. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового.
Исходя из современной концепции о гуманизации учебно-воспитательного процесса, можно определить гуманистические принципы использования творческой деятельности в качестве основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития:
Любой ребенок обладает природной способностью к творчеству.
Творческий процесс воспитывает и оздоравливает.
Переживание и эмоции являются источником энергии.
В процессе творчества происходит личностный рост.
Виды творческой деятельности детей
Художественное творчество
Техническое детское творчество
Музыкальное творчество
Изобразительное детское творчество — это деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде создания : рисунков, лепных поделок, аппликаций, ручного труда
Литературное детское творчество - это деятельность является частью игры, данный вид творчества возможен в театрализованной деятельности, играх имитационного характера.
Процесс любого детского творчества делится на следующие этапы:
-Накопление и сбор информации
-Обработка накопленных данных
-Систематизирование и конечный результат
Для детей с нарушением интеллекта это очень сложный процесс, так как у них часто наблюдаются нарушения различных анализаторов, не позволяющих полному восприятию информации; наблюдаются нарушения психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Их воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден. Поэтому коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта по развитию творческих способностей проводиться в два этапа;
Первый этап – формирование предпосылок творчества , а именно расширение сенсорного опыта детей. В игровой форме идет познание свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми.
Второй этап – основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей. Одной из основных программ, реализующихся в учреждении по дополнительному образованию детей, является Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики»
Изобразительная деятельность. При работе с детьми с нарушением интеллекта , на занятиях наряду с традиционным рисованием, активно используются нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов и способов, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют педагогу возможность творчески подойти к их отбору, применительно к решению учебной задачи, учитывать особенности тематической, содержательной, технической, сторон художественно – творческой деятельности, а также спектр интересов воспитанников, их индивидуальные возможности, что позволяет сделать учебный – воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует:
- развитию уверенности в своих силах;
- развитию пространственного мышления, умению располагать рисунок на листе бумаги;
- формирует умение свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах и способах применения;
-развивает умения работать с разнообразными материалами;
- развивает чувство композиции, цветовосприятия;
- развивает чувство фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук; повышают уровень развития зрительно – моторной координации;
- дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы.
Главное во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционные техники рисования:
Нетрадиционных техник рисования очень много, остановимся лишь на некоторых из них, которые используются в работе с нашими детьми.
Один из более простых способов изображения окружающего мира - рисование пальчиками . Оно доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.
«Яблоко» Будников Д. « Солнечная полянка» Зайков Н.
Рисование пальцами и кулачком «Эстафета зверей» Абдувалиев И. Это оптимальный способ изображения, когда ребёнок не умеет удерживать кисточку, поворачивая ладошку или пальчики по- разному можно создать разные изображения. В процессе рисования происходит развитие моторики, сенсорики, цветовосприятия.
Рисование с помощью оттиска, печатками Эта техника также может использоваться с воспитанниками, которые ещё не могут хорошо удерживать кисточку. Оттиск печатками позволяет подготовить их к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, позволяет обучать композиционному рисованию, учит координировать движения рук. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки. Воспитанники, у которых навыки рисования сформированы лучше, могут использовать данную технику в сочетании с традиционными формами рисования
Печатки из овощей ( картофеля, моркови)
«Ночное небо» Шелепенькин Д.
Печатанье пробками «Яблоки на яблоне» Тотьмянин Ж., печатание спичечным коробком «Башня» Шукшин Д.
Рисование отпечатками листьев. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают к листу, получается аккуратный цветной отпечаток растения. «Ветка» Амбаров К.
«Рисование методом тычка (поролоновый тычок, сухой жесткой кистью)» Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность. Рисование методом тычка стимулирует развитие мелких мышц кисти рук, поэтому дети впоследствии легче овладевают и другими способами рисования.
«Кошка» Боронкин О.
Рисование с помощью соли. Красками рисуется изображение, затем на влажный рисунок насыпается крупная соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
«Маленькой ёлочке холодно зимой» Гурьянов Ж.
Рисование вдвоем. Два ребёнка совместно создают общую работу. Работать дети могут по очереди или одновременно. Выбирается тема, сюжет, или предмет для рисования , материал для работы. В результате рисунок, поделка должна получиться единой. В ходе работы дети учатся договариваться между собой.
«Рисование методом напыления (набрызг)»
На лист бумаги накладывается вырезанный контур предмета. На зубную щётку или жесткую кисточку набирается небольшое количество краски и над листом бумаги, с помощью палочки краска со щётки или кисточки напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снимается верхний лист.
«Букет» Зайков Н.
Ещё один из видов изобразительного творчества, который используется в работе с детьми с нарушением интеллекта в нашем детском доме – это работа с пластичными материалами
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полу - объёмные.
«Веселые овечки» (коллективная работа), «Петушок и курочка» Будников Д.
Именно творческая деятельность позволяет испытать воспитанникам с нарушением интеллекта ситуацию успеха, значимую для его познавательного, личностного и социального развития.
Сухомлинский В.А.: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»