Просмотр содержимого документа
««Опорные схемы, таблицы и алгоритмы на уроках письма и развития речи"»
МОУ «СОШ № 1 г.Ртищево Саратовской области»
Доклад
«Опорные схемы, таблицы и алгоритмы на уроках биологии, письма и развития речи как способ систематизации знаний, развития и коррекции логического мышления, речи обучающихся с ОВЗ»
Подготовила: учитель-дефектолог Е.А.Дрякина
2023 год
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас.
Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. Почему я обратилась к данной теме? На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
Трудно добиться результатов при изучении письма и развития речи, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках биологии, письма и развития речи способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что в одной тетради умещается 5 учебников теории с 5 по 9 класс (!)
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения : при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, а с первого. Чтобы облегчить эту работу, предлагаю школьникам записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения, схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него представляет собой предельно упрощённую, лаконичную запись, которую даже пятиклассники, не умеющие писать быстро, перепишут за две-три минуты.
При выполнении тренировочных заданий дома (по биологии , письму и развитию речи) и в классе учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме. В дальнейшем уже в 6 классе вновь придётся вернуться к первоначальной записи и внести в неё добавления и так до 9 класса.
Для самоподготовки дома или самостоятельной работы в классе мной были разработаны мини-схемы для вклеивания в тетрадь.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Не менее важно использование средств наглядности в виде обобщающих и тематических схем на уроках развития речи и биологии. Схема требует от школьника самостоятельного размышления и приводит к обобщению, устанавливает связи и взаимосвязи между явлениями, позволяет систематизировать, обобщать изучаемый материал. Схема на уроках биологии и развития речи является средством активизации познавательной деятельности учащихся, средством целостного осмысления материала.
Что нужно сегодняшнему старшекласснику? То, что требует самостоятельного (без надзора учителя!) размышления и приведёт к обобщению. Одним из приёмов, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, систематизировать, обобщать, является применение схемы на данных уроках. Существуют несколько видов схем: опорная, логическая, структурная.
Из всего сказанного выше можно сделать выводы. Схема на уроке биологии и развития речи может: подготовить восприятие, являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления старого.
При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии.
На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но при этом забываем, что уже известное — это средний уровень трудности. А обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и восприятие. Поэтому если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и организовать самостоятельный поиск-исследование, то ученик открывает для себя заново уже прочитанное, или, взяв в руки книгу, начинает чтение в ожидании самостоятельных открытий.
Во время анализа текста используются традиционные приёмы: выразительное чтение стихотворения, комментированное чтение, беседа. Для учителя главное – мотивировать детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определённая схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема полезна ещё и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла стихотворного текста с языковыми особенностями.
Использование данной методики при изучении письма и развития речи, биологии, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила, а также термины по биологии.
Использование опорных схем на уроках помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении, например, биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики научились работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.
Таким образом, использование опорных конспектов и схем на уроках письма и развития речи, а также биологии даёт следующие результаты:
Предлагаем вниманию учителей и школьников материалы для изучения, повторения и систематизации различных разделов. Используя опорные конспекты, учащиеся могут самостоятельно или под руководством учителя повторить основные темы. Опорные конспекты отличает компактность, продуманность представления каждой темы, наглядность, уместность примеров и пояснений. Конспекты представляют собой изученный курс в таблицах и схемах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этого раздела.
Универсальность С опорными конспектами можно работать с 5 по 9 класс: - при изучении нового материала; - при повторении и систематизации изученного; - на уроке и дома при выполнении домашнего задания; - с целым классом и при индивидуальном обучении.
Эффективность и успешность: - наглядно; - удобно: всегда под рукой необходимый теоретический материал; - кратко и емко представлен материал по каждой теме; - показан алгоритм действий при применении правила; - легче запоминается нужный теоретический материал.
Систематичность и последовательность Виды работы с опорными конспектами: 1. Оформление в справочной тетради опорного конспекта по теме (обучение правильному оформлению, умению выделять главное). 2. Комментирование учителем отдельных фрагментов конспекта (пояснения к схематическим обозначениям). 3. Повторение учениками вслух частей конспекта, правил, схем (обучение правильной речи). 4. Использование конспекта в процессе выполнения практических заданий (многократное обращение к конспекту; запоминание без заучивания). 5. Внесение учеником пометок и собственных дополнений в опорный конспект. 6. Письмо по памяти всего опорного конспекта или его частей. 7. Обучение составлению собственных опорных конспектов, схем, алгоритмов при повторении и систематизации изученного материала.