Просмотр содержимого документа
«"Обучение социально-бытовым навыкам детей с ОВЗ"»
Обучение социально-бытовым навыкам детей с ОВЗ.
Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с интеллектуальными нарушениями к реалиям окружающего мира.
Социально-бытовая ориентация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу нарушения их познавательной деятельности. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.
То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
Цель:
Создание наиболее эффективных условий для формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в практической деятельности.
2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.
4. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.
5. Развитие и коррекция двигательной моторики, системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Социально–бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы.
В работе можно выделить пять основных разделов:
Самообслуживание,
Предметные представления,
Приобщение ребенка к труду взрослых
Социальная активность
Культура поведения и общения
Формирование навыков происходит:
во время реальных бытовых ситуаций вне урока
на досуговых мероприятиях на внеклассных часах
при индивидуальной работе по запросу родителей
на праздничных и тематических занятиях
1. Формирование навыком самообслуживания и элементарных бытовых навыков это одна из первостепенных задач детей с особенностями развития, важная для развития всех остальных сфер и адаптации в этом мире. Навыки самообслуживания вне урока формируются путем тренировочных упражнений по усвоению и отработке отдельных действий, моделированию реальных ситуаций.
При подготовке к урокам, посещении столовой нужно уделять внимание выполнению санитарно-гигиенических навыков, культурному приему пищи, самостоятельному переодеванию спортивной формы, уборки своих вещей на место и т.д.
Задачи по каждому учащемуся прописаны в программе по воспитанию в разделе «Индивидуальная работа с учащимися» (Например, для одного учащегося это отработка алгоритма действий при переодевании, мытье рук, умение поднимать то, что уронил, убарать за собой рассыпанное, разбитое. Для другого – умение анализировать ситуацию и принимать самостоятельное решение .Для третьего – умение ориентироваться в классе и других школьных помещениях.)
2. Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта ребят и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание пола, вытирание пыли, уборки посуды в столовой).Большую роль играет отношение к собственным трудовым действиям: доводить дело до конца, прилагать усилия.
3. Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.
На внеклассных часах можно проводить занятия по безопасности дорожного движения (Например, «Мой друг – светофор» и «Воспитанный пешеход»).
Через совместную игровую и трудовую деятельность на внеклассном мероприятии по экологии происходит приобщение ребят к проблеме загрязнения города бытовыми отходами, закрепление знаний о правилах поведения на природе, соблюдения чистоты на улицах.
4. На внеклассных часах коррекционная деятельность может осуществляться через дидактические игры и просмотр презентаций. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают действиями, учатся культуре общения друг с другом. Это способствует активации познавательной деятельности
С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно применять развивающие компьютерные игры и компьютерные тренинговые задания.
Для приобщения к культурному наследию можно проводить занятия по знакомству с достопримечательностями нашего города посредством видеофильмов.
5. Особое значение имеет индивидуальное решение задач по запросу родителей.
Здесь особенно необходимо подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и их возможности овладения трудовыми умениями и навыками.
(Например, запрос мамы учащегося научить его чистить овощи).
6. Неотъемлемая часть работы– формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.
Совместное проведение праздников помогают формированию навыков культурного поведения и вежливых взаимоотношений
Обязательно присутствие моментов эстетического воспитания - развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта
Заключение
Основным недостатком деятельности умственно отсталых детей является ее низкая самостоятельность.
Умение обслужить себя без посторонней помощи - главное, чему необходимо научиться - это первый и самый основной шаг на пути к адаптации в обществе
Быстрота формирования прочного навыка. достигается благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности и организованному, повседневному, продолжительному участию детей в выполнении своих обязанностей. Поэтому так важно, чтобы работа была систематической,
Внеурочные занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде
Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из немногих видов деятельности, в котором ребенок с ОВЗ достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития
Результат овладения социально-бытовыми навыками создает основу для коррекции имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию