Обучение младших школьников с тяжелой умственной отсталостью решению простых задач
Обучение младших школьников с тяжелой умственной отсталостью решению простых задач
Во ФГОС образования обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) читаем: «Создание специфических условий образования обучающихся с ТМНР должно способствовать:
- целенаправленному развитию способности обучающихся с ТМНР к невербальной и вербальной коммуникации и взаимодействию со взрослыми и детьми;
- развитию самостоятельности и большей независимости от близких в повседневной жизни;
- расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации
- развитию представлений об окружающем мире и способности ориентироваться в пространстве и времени».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Во ФГОС образования обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) читаем: «Создание специфических условий образования обучающихся с ТМНР должно способствовать:
целенаправленному развитию способности обучающихся с ТМНР к невербальной и вербальной коммуникации и взаимодействию со взрослыми и детьми;
развитию самостоятельности и большей независимости от близких в повседневной жизни;
расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации
развитию представлений об окружающем мире и способности ориентироваться в пространстве и времени».
Созданию таких условий образования способствует обучение младших школьников решению простых задач, т.к.:
простые задачи тесно связаны с жизнью и помогают решать часто встречающиеся житейские проблемы;
решение простых задач невозможно без достаточного уровня развития у обучающихся умения читать и понимать прочитанное, умения работать под руководством взрослого, вместе со взрослым и самостоятельно, без достаточного уровня развития речи, мелкой моторики рук и познавательных процессов ( памяти, мышления, внимания и т.д.)
Для того, чтобы обучающиеся научились решать простые задачи, необходимо чтобы они:
- умели читать и понимать тексты простых задач,
- понимали что такое число и что такое количество,
- понимали смысл математических действий сложения и вычитания,
- понимали математическую речь простых задач.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
I-Й ЭТАП ( подготовительный – 1-й класс)
ЗАДАЧИ:
- научить обучающихся читать,
- сформировать понятие числа и количества в пределах 10,
- научить прямому и обратному счету в пределах 10,
- научить присчитывать и отсчитывать по одному в пределах 10,
- развивать речь обучающихся,
- развивать мелкую моторику рук через обучение записи чисел в пределах 10,
- корректировать и развивать познавательные процессы через выполнение специальных упражнений на развитие памяти, мышления, и т.д.,
- воспитывать интерес к математике
I-Й ЭТАП ( подготовительный – 1-й класс)
ЗАДАЧИ:
- научить обучающихся читать,
- сформировать понятие числа и количества в пределах 10,
- научить прямому и обратному счету в пределах 10,
- научить присчитывать и отсчитывать по одному в пределах 10,
- развивать речь обучающихся,
- развивать мелкую моторику рук через обучение записи чисел в пределах 10,
- корректировать и развивать познавательные процессы через выполнение специальных упражнений на развитие памяти, мышления, и т.д.,
- воспитывать интерес к математике
III ЭТАП ( 3-4 классы)
ЗАДАЧИ:
- совершенствовать технику чтения обучающихся,
- развивать осознанное чтение через понимание текстов простых задач,
- развивать умение анализировать условие и вопрос задачи, выбирать нужное математическое действие при выполнении решения простых задач,
- формировать понятие арифметических действий сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд, с использованием наглядности,
- развивать речь обучающихся,
- развивать мелкую моторику рук через обучение записи решения примеров и задач,
- корректировать и развивать познавательные процессы через выполнение специальных упражнений на развитие памяти, мышления, и т.д.,
- воспитывать интерес к математике.
При организации и проведении уроков счета в классах для детей с тяжелой умственной отсталостью необходимо руководствоваться рядом таких принципов как:
а)обучение должно быть направлено на коррекцию и развитие познавательных процессов и формирование личностных качеств обучающихся;
б) методы обучения и формы организации деятельности обучающихся должны быть разнообразны и использоваться с учетом особенностей развития познавательных процессов младших школьников;
в) на уроке счета должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;
г) на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход и межпредметные связи.
ВЫВОД
Для успешного обучения младших школьников умению решать простые задачи необходимо:
- обучение их осознанному чтению тексов простых задач,
- формирование у них понятия числа и количества,
- развитие понимания математических действий сложения и вычитания,
- развитие математической речи,
- коррекция и развитие познавательных процессов,
- развитие речи и мелкой моторики рук,
- развитие познавательного интереса к математике.
Данный опыт работы полезен для учителей, работающих с младшими школьниками с ОВЗ