kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные приемы на занятиях по трудовой и изобразительной деятельности с обучающимся ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом выступлении раскрывается ряд специальных упражнений, а также использование нетрадиционных техник, позволяющих стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи обучающегося, а ттакже совершенствуется память,мышление, вниманиеи т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные приемы на занятиях по трудовой и изобразительной деятельности с обучающимся ОВЗ»

Нетрадиционные приемы на занятиях по трудовой и изобразительной деятельности с обучающимся ОВЗ

Трудовая и изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Искусство и труд создают целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств, развитие мелкой моторики, доступных каждому ребенку. Рисуя либо выполняя какую - нибудь поделку , ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки и поделки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, т. к то, что не воспринято , не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная и трудовая деятельность тесно связана с другими видами деятельности такого ребенка.

В своей работе с обучающимся с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) я стараюсь соблюдать принцип дифференцировано-индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Это обуславливает необходимость составления индивидуального плана коррекции именно для этого ребенка. Прежде чем составить такой план работы провожу диагностику. На основе этих данных составляю индивидуально образовательный маршрут этого ученика, в котором отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития” потенциальные возможности.

Невозможно получить какое-либо изображение, поделку , не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности и трудовых навыков ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования и труда школьников с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно-потребностного плана деятельности.

В начале занятия по изодеятельности и ручному труду проводятся с подбором индивидуальных заданий, чтобы учесть возможности особенности ребенка. Часто у ученика при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с обучающимся за столом, наглядно демонстрируется , как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, направляется руки и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняются.Для изображения подбираются наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у ребенка эмоциональный отклик.

Следующей задачей обучения изо и трудовой деятельности детей, является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой ученик начинает чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина). Часто ребенок не может придать ему нужную форму. Можно взять ладони ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу.

Обследование я провожу в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчиваю обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры использую реальные предметы.В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В ходе обучения я решаю также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своего ученика. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением ребенка приемов и навыков изобразительной либо трудовой деятельности, а с другой выработкой у него умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных средств изображений.

В результате наблюдений ясчитаю, что изобразительная и трудовая деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.

Часто я предлагаю своим детям рисовать красками пальцем, ватными палочками. Видимо, не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев.

По мере рабботы с ребенком он овладевает умением пользоваться не только карандашом, кистью,ватными палочками, краской, но и свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями (“Осенний лес”, “Рябина”, " Натюрморт"), рисуют птичьими перышками (“Рисунок деда Мороза”, “Дождь”,"Цветы на снегу") поролоном (“Барашки на лугу”, “Снегири на ветке ”). Рисоватьватными палочками, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клейстера и манки (“Снег идет”, “Снеговик”, “Ветка вербы”, “Лесная поляна") . Обучающиийся использует в работе комочки из бумажных салфеток (“Рыбка”, “Мимоза”), умеют выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток (“Елочка”, “Маска деда Мороза ”, “Снеговичок”).

В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму. Занятия по изо и трудовой деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности ученика: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Большой коррекционной эффективности в процессе обучения я отвожу проведению занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира.Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией (“Осенний лес“,"Первый снег”, “Белеет парус одинокий ”), создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.

Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы - листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные ощущения и представления у ученика, активизируя его познавательную, личностную и мотивационно -образующую сферу. Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки к знакомству с элементами трудовой деятельности.

В своей работе широко использую пальчиковые игры такие как:

– упражнения на координацию движений пальцев рук

–народные игры – забавы, потешки

- дидактические игры

Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи обучающегося с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

По результатам коррекционно-развивающей работы отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, обучающиеся становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. Также у них формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

Литература

  1. 1. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Е.М. Мастюкова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

2. Хольц Ренате — Помощь детям с церебральным параличом.: пер. с нем.— М.: Теревинф, 2007

3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. Л.П.Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др. – М. : Просвещение, 1993. – 224.

4. Развитие с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планиование, конспекты занятий. Под редакцией Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

5. Нетрадиционные техники рисования. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2007. – 96 с.

6. Развитие моторики рук у детей с ОВЗ в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. Ю.В. Рузанова. – СПб.: КАРО, 2016. – 160 с.

7. Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии на занятиях по изобразительной деятельности и художественному конструированию “Солнечные зайчики”. М.Ю. Безделева, Г.И.Иванова, Н.Г. Черепанова. – Казань: РИЦ “Школа”, 2009. – 196 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фатеева Ирина Анатольевна

Дата: 27.06.2020

Номер свидетельства: 554186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства