kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нейропсихологические приемы – эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нейропсихологических приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность специалистам более качественно вести свою работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нейропсихологические приемы – эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога»»

Тема: «Нейропсихологические приемы – эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога»

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с различной структурой дефекта. Справиться с возникшими проблемами при помощи коррекционных игр и упражнений детям и взрослым помогают учителя-дефектологи. Если возникают трудности с восстановлением какой-либо нарушенной функцией, специалист ищет способ эту функцию компенсировать (заместить другой). При этом замечается, что в современном меняющемся мире традиционные психолого-педагогические методы уже не так справляются со своей задачей, как раньше. Поэтому на помощь традиционным методам приходят новые, например, такие как нейропсихологические. Работа нейропсихолога направлена на те же проблемы детей, что и дефектолога, однако ищет их причину он в соответствующих зонах головного мозга. Благодаря выявленным причинам отклонений, специалисты эффективнее справляются с дефектами. Поэтому современные дефектологи все чаще применяют на своих занятиях нейропсихологические методы и приемы, тем более это дает положительную динамику при коррекции любых нарушений.

Еще одна проблема современности заключается в плохой школьной успеваемости детей. Учителя и родители бьют тревогу. Наиболее частая причина этого явления — несформированные определенные структуры головного мозга детей. В итоге школьники просто не справляются с учебной нагрузкой. Бывает такое, что ребенок здоров и психически, и физически, но незрелость определенных структур головного мозга приводит к неуспеваемости в школе. Чтобы помочь таким детям преодолеть возникшие трудности, педагогам необходимо знание нейропсихологии. Решить эту проблему помогут нейропсихологические упражнения с детьми. Они не только разовьют нужные психические функции, но и будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий.

С каждым годом растет количество школьников, испытывающих трудности. Ранее за основные причины школьной неуспеваемости принимали неправильное воспитание и проблемную социальную среду. Сейчас же видно, что зачастую испытывают трудности дети из благополучных семей. В то же время успешные в школе дети зачастую страдают головными болями, проблемами с желудочно-кишечным трактом и различными невротическими проявлениями. Они, можно сказать, жертвуют своим здоровьем ради хорошей школьной успеваемости. Самыми трудными в освоении являются такие предметы, как русский язык, литература (чтение) и математика. Если прислушаться к жалобам детей, можно понять, с какой проблемой мы имеем дело.

Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходит положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

       Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность специалистам более качественно вести свою работу.

Примеры игр и упражнений:

  1. «Перекрестное марширование»

Дети медленно шагают, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена – перекрестные движения. Педагог в это время отсчитывает 6 раз в медленном темпе. Затем дети также шагают, касаясь одноименного колена – односторонние движения, 6 раз в медленном темпе. Далее перекрестные и односторонние движения чередуются. Важно начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

  1. «Ухо-нос»

 Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

  1. «Колечки»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному. Сначала упражнение выполняется поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

  1. «Цепочки»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке (от указательного к мизинцу). Вначале упражнение выполняется поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

  1. «Лезгинка»

 Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки  - 6-8 раз. 

В помощь пособие: Мухаматулина Е.А. «Генезис / Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра».

  1. «Кулак-ладонь-ребро»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Задания для обеих рук:

- письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);

- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;

- ощупывание фигур, букв двумя руками.

Большую помощь может оказать пособие Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичевой «Волшебные обводилки», О.А. Давыдова «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления» альбом графических упражнений.

  1. Лабиринты

Пройти по лабиринту – увлекательное занятие, дети очень любят такие задания в любом возрасте, развивают познавательную сферу (внимание, память, пространственную ориентацию, логическое мышление, воображение), а также графомоторные навыки у детей.

Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучению в школе.

Желаю успеха!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Нейропсихологические приемы – эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога»

Автор: Кузнецова Евгения Сергеевна

Дата: 31.10.2022

Номер свидетельства: 616374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства