kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы, используемые в процессе обучения глухих детей на РСВ и ФП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена методам, используемым учителями - дефектологами в работе с глухими детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы, используемые в процессе обучения глухих детей на РСВ и ФП»

Методы, используемые в процессе обучения глухих детей, уcловно можно разделить на три группы: общедидактические, специальные и специфические.


К общедидактическим относятся методы, используемые в учебном процессе во всех типах учебных заведений, в том числе и в массовой школе, при изучении всех предметов, при обучении любой категории уча­щихся. Специальную группу представляют методы, применяемые при изучении того или иного учебного предмета, предусмот­ренного учебным планом школы для глухих детей. Характерные особенности содержания учебного материала и особенности усвоения его глухими школьниками обусловливают необходимость использования особых методов, методических приемов и организа­ционных форм обучения. К специфическим следует отнести те методы, которые используются сурдопедагогами в процессе проведения специфичес­ких разделов работы (формирование словесной речи глухих учащихся как средства общения, развитие и использование слухового восприятия, обучение чтению с губ и произношению).

В отборе, сочетании и применении методов обучения имеются особенности:


- В силу ограничения возможностей полноценного восприятия детьми учебной информации предпочтение отдается тем методам, которые на базе использования сохранных анализа­торов обеспечивают наиболее полную передачу, восприятие, вос­произведение и переработку учебной информации в доступном для них виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению сенсорной основой представлений и понятий об изучаемых объектах и явлениях.


- Речевое недоразвитие, особенно на начальном этапе не позволяет словесным методам обучения занять ведущее место.


- Доминирование наглядного мышления, трудности связанные с формированием словесно-логического мышления, ограничивают возможность применения логических и гностиче­ских методов, а потому на начальном этапе обучения предпочте­ние отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично-поисковым.


- При отборе и продумывании сочетания методов обучения учи­тываются как отдаленные коррекционно-образовательные задачи, так и те, которые могут возникнуть в конкретных учебных ситуациях.


Например, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении глухих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. При этом особое значение придается уточнению требований к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:


- хорошее освещение лица говорящего;


- четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение ор­фоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;


- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;


- опора на дополнительные средства (письменные записи, дактилологию).


Метод рассказа по учебному материалу предполагает доступность его содержания с точки зрения понимания детьми значения употребляемых единиц языка и форм речи. Педагогу необ­ходимо внимательно продумать все содержание, оценить речевой материал с позиций возможности его слухозрительного восприятия учащимися. В случае возникновения трудностей допустимы устно-дактильное проговаривание отдельных единиц речи, запись на доске. При этом учитывается подготовленность к восприятию тек­ста различных групп учащихся: их интеллектуальное своеобразие, особенности речевого развития, сформированность навыков зри­тельного и слухового восприятия речи. Пониманию содержания рассказа помогают использование иллюстративного материала, привлечение ярких и интересных примеров, собственных наблюдений учеников и др. В обучении глухих детей, особенно на начальной ступени, рассказы должны быть краткими и непродолжительными по времени их предъявления.

Для реализации задач обучения, воспитания глухих школьников и коррекции нарушенного развития используются специальные методы и образовательные технологии. Первые представляю" собой упорядоченные приемы взаимодействия педагога и учащихся, обеспечивающие передачу знаний, умений и развитие познавательных способностей, а также способы познавательной деятельности самих школьников.

Под образовательной технологией понимается система взаимосвязанных процедур, неукоснительное выполнение которых приводит к достижению планируемого результата обучения. В связи с этим ее отличают четкое и ясное определение целей деятельности и диагностика их достижения; возможность осуществления объективного контроля последовательно решаемых задач на различных этапах продвижения к цели; структурная и содержательная целостность деятельности; недопустимость в процессе обучения экспромтов, не гарантирующих успеха. Технологии обучения предусматривают ряд этапов реализации поставленных задач — моделирование, проектирование, конструирование ситуаций обучения.

В этом контексте можно говорить о специальных образовательных технологиях, в основе которых лежит вариативное сочетание методов обучения.

Методы обучения глухих учащихся. В специальном образовании глухих учащихся принято рассматривать методы обучения на разных уровнях:

- на общедидактическом — раскрываются методы, имеющие универсальный характер для обучения глухих школьников;

- на частно-методическом — определяются особенности применения методов обучения отдельным учебным курсам и при этом учитывается их предметное содержание, а их совокупность и последовательность использования уточняются в методиках;

- на уровне коррекционно-педагогической помощи выделяются методы, обеспечивающие формирование и развитие словесной речи как средства общения, развитие речевого слуха, произношения, чтения с губ.

В сурдопедагогике классификация общедидактических методов дается на основании целостного подхода к процессу обучения, где представлены элементы организации, регулирования, контроля. Опора на такой подход обеспечивает понимание функционального назначения методов обучения, их дидактической ценности и комплексной основы для осуществления продуктивной познавательной деятельности школьников. Следуя данным теоретическим основаниям, сурдопедагоги подразделяют их на следующие группы:

методы организации и осуществления учебной деятельности;

методы ее стимулирования и мотивации; ; методы контроля и самоконтроля.

В итоге учебный процесс в коррекционных образовательных учреждениях получает возможность быть охарактеризованным с различных сторон.

Отбор методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности глухих школьников основан на ряде факторов.

Во-первых, в силу ограничения возможностей полноценного Неприятия детьми учебной информации предпочтение отдается тем методам, которые на базе использования сохранных анализаторов обеспечивают наиболее полную передачу, восприятие, воспроизведение и переработку учебной информации в доступном для них виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению сенсорной основой представлений и понятий об изучае мых объектах и явлениях.

Во-вторых, речевое недоразвитие, особенно на начальном этапе не позволяет словесным методам обучения занять ведущее место. '

В-третьих, доминирование наглядного мышления, трудности связанные с формированием словесно-логического мышления' ограничивают возможность применения логических и гностических методов, а потому на начальном этапе обучения предпочтение отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично — поисковым.

При отборе и продумывании сочетания методов обучения учитываются как отдаленные коррекционно-образовательные задачи, так и те, которые могут возникнуть в конкретных учебных ситуациях.

Рассмотрим возможности применения отдельных методов в специальном образовании глухих учащихся. Специфика использования наглядных методов обусловлена особенностями их восприятия, своеобразием мыслительной и речевой деятельности детей.

Наблюдения в практике работы с глухими детьми проводятся как при изучении нового объекта, явления, процесса, так и для уточнения и расширения представлений об уже знакомом предмете, для углубления знаний о нем. Эффективности наблюдений содействует предварительная подготовка к ним учащихся. Само наблюдение связано с выполнением доступных, посильных учебных заданий, включающих различные виды практических работ (зарисовки, аппликации, сбор природного материала и др.). Эти задания могут быть коллективными, индивидуально-групповыми, индивидуализированными. Исследования С. А. Зыкова наглядно показывают, что вопросы и задания практического характера облегчают осмысление и усвоение учебного материала, способствуют переносу приобретенных знаний в ситуации, аналогичные тем, которые составляют основу наблюдения.

Применение данного метода предполагает обучение детей словесному оформлению результатов наблюдений в устной или письменной форме, что помогает осознанному и многостороннему выделению как существенных, так и второстепенных признаков объекта. В результате выполнения практических заданий глухие дети учатся самостоятельно планировать и излагать полученные сведения, отвечать на вопросы, обосновывать причинно-следственные зависимости.

Демонстрация применяется на всех этапах овладения учебным материалом, содействуя активному и сознательному усвоению знаний.

Как метод обучения демонстрация опирается на наглядный показ натуральных предметов, их изображений, материалов, схем,

блиц, карт, пособий и опытов, просмотр кинофильмов и диафильмов и др. В практике работы специальных школ широкое распространение получила демонстрация картин. Однако изображенное на картине не всегда наглядно отражает существенные признаки объекта и не воспроизводит его реальные размеры. В связи с этим У глухих учащихся могут сформироваться искаженные представления о величине, форме и размерах изучаемых объектов, что затруднит их узнавание в окружающем мире.

Успешность применения любого вида демонстрации в обучении детей с нарушенным слухом зависит от умения сурдопедагога сочетать слово и наглядность, выделять значимые, отличительные свойства воспринимаемых предметов, явлений и с их помощью раскрывать сущность изучаемых фактов, понятий.

Демонстрационный метод предусматривает возможность вариативного характера его использования. Так, если показываемый предмет иллюстрирует сообщение учителя, то в такой учебной ситуации он служит источником, дополняющим информацию. Изменение характера познавательной деятельности происходит при действенном изучении объектов, что предполагает продумывание предварительных вопросов и заданий, ориентированных на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Как правило, это задания на анализ, сравнение, обобщение и др.

Особенности применения наглядных методов состоят в эффективности их комплексного использования. Так, сурдопедагог, демонстрируя объект изучения, организует при этом его наблюдение, учит глухих детей способам анализа его признаков, выделению из них наиболее существенных, их обобщению, сопоставлению с другими, отрабатывает у школьников умение соотносить воспринимаемое со словесной речью.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы, используемые в процессе обучения глухих детей на РСВ и ФП

Автор: Свинина Ирина Николаевна

Дата: 26.02.2018

Номер свидетельства: 459712


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства