Просмотр содержимого документа
«Методы, используемые в процессе обучения глухих детей на РСВ и ФП»
Методы, используемые в процессе обучения глухих детей, уcловно можно разделить на три группы: общедидактические, специальные и специфические.
К общедидактическим относятся методы, используемые в учебном процессе во всех типах учебных заведений, в том числе и в массовой школе, при изучении всех предметов, при обучении любой категории учащихся. Специальную группу представляют методы, применяемые при изучении того или иного учебного предмета, предусмотренного учебным планом школы для глухих детей. Характерные особенности содержания учебного материала и особенности усвоения его глухими школьниками обусловливают необходимость использования особых методов, методических приемов и организационных форм обучения. К специфическим следует отнести те методы, которые используются сурдопедагогами в процессе проведения специфических разделов работы (формирование словесной речи глухих учащихся как средства общения, развитие и использование слухового восприятия, обучение чтению с губ и произношению).
В отборе, сочетании и применении методов обучения имеются особенности:
- В силу ограничения возможностей полноценного восприятия детьми учебной информации предпочтение отдается тем методам, которые на базе использования сохранных анализаторов обеспечивают наиболее полную передачу, восприятие, воспроизведение и переработку учебной информации в доступном для них виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению сенсорной основой представлений и понятий об изучаемых объектах и явлениях.
- Речевое недоразвитие, особенно на начальном этапе не позволяет словесным методам обучения занять ведущее место.
- Доминирование наглядного мышления, трудности связанные с формированием словесно-логического мышления, ограничивают возможность применения логических и гностических методов, а потому на начальном этапе обучения предпочтение отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично-поисковым.
- При отборе и продумывании сочетания методов обучения учитываются как отдаленные коррекционно-образовательные задачи, так и те, которые могут возникнуть в конкретных учебных ситуациях.
Например, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении глухих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. При этом особое значение придается уточнению требований к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:
- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;
- опора на дополнительные средства (письменные записи, дактилологию).
Метод рассказа по учебному материалу предполагает доступность его содержания с точки зрения понимания детьми значения употребляемых единиц языка и форм речи. Педагогу необходимо внимательно продумать все содержание, оценить речевой материал с позиций возможности его слухозрительного восприятия учащимися. В случае возникновения трудностей допустимы устно-дактильное проговаривание отдельных единиц речи, запись на доске. При этом учитывается подготовленность к восприятию текста различных групп учащихся: их интеллектуальное своеобразие, особенности речевого развития, сформированность навыков зрительного и слухового восприятия речи. Пониманию содержания рассказа помогают использование иллюстративного материала, привлечение ярких и интересных примеров, собственных наблюдений учеников и др. В обучении глухих детей, особенно на начальной ступени, рассказы должны быть краткими и непродолжительными по времени их предъявления.
Для реализации задач обучения, воспитания глухих школьников и коррекции нарушенного развития используются специальные методы и образовательные технологии. Первые представляю" собой упорядоченные приемы взаимодействия педагога и учащихся, обеспечивающие передачу знаний, умений и развитие познавательных способностей, а также способы познавательной деятельности самих школьников.
Под образовательной технологией понимается система взаимосвязанных процедур, неукоснительное выполнение которых приводит к достижению планируемого результата обучения. В связи с этим ее отличают четкое и ясное определение целей деятельности и диагностика их достижения; возможность осуществления объективного контроля последовательно решаемых задач на различных этапах продвижения к цели; структурная и содержательная целостность деятельности; недопустимость в процессе обучения экспромтов, не гарантирующих успеха. Технологии обучения предусматривают ряд этапов реализации поставленных задач — моделирование, проектирование, конструирование ситуаций обучения.
В этом контексте можно говорить о специальных образовательных технологиях, в основе которых лежит вариативное сочетание методов обучения.
Методы обучения глухих учащихся. В специальном образовании глухих учащихся принято рассматривать методы обучения на разных уровнях:
- на общедидактическом — раскрываются методы, имеющие универсальный характер для обучения глухих школьников;
- на частно-методическом — определяются особенности применения методов обучения отдельным учебным курсам и при этом учитывается их предметное содержание, а их совокупность и последовательность использования уточняются в методиках;
- на уровне коррекционно-педагогической помощи выделяются методы, обеспечивающие формирование и развитие словесной речи как средства общения, развитие речевого слуха, произношения, чтения с губ.
В сурдопедагогике классификация общедидактических методов дается на основании целостного подхода к процессу обучения, где представлены элементы организации, регулирования, контроля. Опора на такой подход обеспечивает понимание функционального назначения методов обучения, их дидактической ценности и комплексной основы для осуществления продуктивной познавательной деятельности школьников. Следуя данным теоретическим основаниям, сурдопедагоги подразделяют их на следующие группы:
методы организации и осуществления учебной деятельности;
методы ее стимулирования и мотивации; ; методы контроля и самоконтроля.
В итоге учебный процесс в коррекционных образовательных учреждениях получает возможность быть охарактеризованным с различных сторон.
Отбор методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности глухих школьников основан на ряде факторов.
Во-первых, в силу ограничения возможностей полноценного Неприятия детьми учебной информации предпочтение отдается тем методам, которые на базе использования сохранных анализаторов обеспечивают наиболее полную передачу, восприятие, воспроизведение и переработку учебной информации в доступном для них виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению сенсорной основой представлений и понятий об изучае мых объектах и явлениях.
Во-вторых, речевое недоразвитие, особенно на начальном этапе не позволяет словесным методам обучения занять ведущее место. '
В-третьих, доминирование наглядного мышления, трудности связанные с формированием словесно-логического мышления' ограничивают возможность применения логических и гностических методов, а потому на начальном этапе обучения предпочтение отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично — поисковым.
При отборе и продумывании сочетания методов обучения учитываются как отдаленные коррекционно-образовательные задачи, так и те, которые могут возникнуть в конкретных учебных ситуациях.
Рассмотрим возможности применения отдельных методов в специальном образовании глухих учащихся. Специфика использования наглядных методов обусловлена особенностями их восприятия, своеобразием мыслительной и речевой деятельности детей.
Наблюдения в практике работы с глухими детьми проводятся как при изучении нового объекта, явления, процесса, так и для уточнения и расширения представлений об уже знакомом предмете, для углубления знаний о нем. Эффективности наблюдений содействует предварительная подготовка к ним учащихся. Само наблюдение связано с выполнением доступных, посильных учебных заданий, включающих различные виды практических работ (зарисовки, аппликации, сбор природного материала и др.). Эти задания могут быть коллективными, индивидуально-групповыми, индивидуализированными. Исследования С. А. Зыкова наглядно показывают, что вопросы и задания практического характера облегчают осмысление и усвоение учебного материала, способствуют переносу приобретенных знаний в ситуации, аналогичные тем, которые составляют основу наблюдения.
Применение данного метода предполагает обучение детей словесному оформлению результатов наблюдений в устной или письменной форме, что помогает осознанному и многостороннему выделению как существенных, так и второстепенных признаков объекта. В результате выполнения практических заданий глухие дети учатся самостоятельно планировать и излагать полученные сведения, отвечать на вопросы, обосновывать причинно-следственные зависимости.
Демонстрация применяется на всех этапах овладения учебным материалом, содействуя активному и сознательному усвоению знаний.
Как метод обучения демонстрация опирается на наглядный показ натуральных предметов, их изображений, материалов, схем,
блиц, карт, пособий и опытов, просмотр кинофильмов и диафильмов и др. В практике работы специальных школ широкое распространение получила демонстрация картин. Однако изображенное на картине не всегда наглядно отражает существенные признаки объекта и не воспроизводит его реальные размеры. В связи с этим У глухих учащихся могут сформироваться искаженные представления о величине, форме и размерах изучаемых объектов, что затруднит их узнавание в окружающем мире.
Успешность применения любого вида демонстрации в обучении детей с нарушенным слухом зависит от умения сурдопедагога сочетать слово и наглядность, выделять значимые, отличительные свойства воспринимаемых предметов, явлений и с их помощью раскрывать сущность изучаемых фактов, понятий.
Демонстрационный метод предусматривает возможность вариативного характера его использования. Так, если показываемый предмет иллюстрирует сообщение учителя, то в такой учебной ситуации он служит источником, дополняющим информацию. Изменение характера познавательной деятельности происходит при действенном изучении объектов, что предполагает продумывание предварительных вопросов и заданий, ориентированных на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Как правило, это задания на анализ, сравнение, обобщение и др.
Особенности применения наглядных методов состоят в эффективности их комплексного использования. Так, сурдопедагог, демонстрируя объект изучения, организует при этом его наблюдение, учит глухих детей способам анализа его признаков, выделению из них наиболее существенных, их обобщению, сопоставлению с другими, отрабатывает у школьников умение соотносить воспринимаемое со словесной речью.