Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по развитию лексической стороной устной речи на занятиях по РСВ и ФП.»
Методические рекомендации к работе по развитию лексической стороны устной речи у обучающихся с множественными нарушениями развития на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП с помощью средств художественной литературы
Важно, чтобы педагоги, воспитатели, родители постоянно обращали внимание на лексическую сторону устной речи обучающихся с нарушениями слуха и задержкой в развитии, побуждали их высказываться, помогали найти нужную речевую форму, стимулировали их к более активному поиску слов и способов высказывания. Хорошему развитию лексической стороны устной речи неслышащих учащихся способствуют такие направления работы, как своевременная проверка понимания детьми отдельных слов и выражений, употребляемых ими в речи; побуждение к разным вариантам выражения одних и тех же мыслей; обеспечение обогащения и усложнения речи детей словами и грамматическими структурами; связь употребляемого в данный момент речевого материала с тем, который уже имеется в речевом опыте ребенка; побуждение повторять и запоминать наиболее удачно сказанные слова и выражения.
Развитию лексической стороны устной речи у обучающихся с множественными нарушениями развития необходимо уделять внимание на всех этапах их обучения и воспитания (в дошкольном возрасте, в младших, средних и старших классах школы). При этом важно создавать ситуации для общения детей не только со взрослыми, но и друг с другом. Следует обращать внимание на активизацию речевого материала (словаря, структур фраз литературных текстов), который употребляется в диалогах на бытовые темы, повседневной жизни, в контактах с другими детьми, что позволит развивать у них готовность и умение обмениваться информацией между собой. Целесообразно чаще читать по ролям, инсценировать прочитанное, что дает возможность представить себя на месте действующих лиц, действовать и говорить, как они. В этом случае дети не только лучше понимают поступки героев, их характеры, но и приучаются понимать и проявлять эмоциональное состояние героев и выражать его в своих высказываниях, интонацией. Значимым фактором для развития лексической стороны устной речи у обучающихся с множественными нарушениями развития на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП с помощью средств художественной литературы является поведение педагога. Важно, чтобы он настраивал обучающихся на нужную ситуацию так, чтобы у них возникло желание говорить.
Успешное развитие лексической стороны устной речи у обучающихся с множественными нарушениями развития на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП с помощью средств художественной литературы осуществляется при условии ее использования в единстве с письменной, с учетом возникающей потребности в общении. Особо важное значение приобретает опора на письменную речь для овладения учащимися новым лексическим материалом (словарем, структурами фраз художественных произведений).