kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для работы с неслышащими школьниками при работе над словом как единицей речевого общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен методический материал для работы над словом при работе с неслышащими школьниками. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для работы с неслышащими школьниками при работе над словом как единицей речевого общения.»

Основная единица речевого общения. Работа над словами.


Слово — основная единица речевого общения. Нередко одно слово заменяет целое предложение.

Гласные звуки в слове произносятся с различной высотой тона, что придает слову особую музыкальную выразительность. Так, ударные слоги произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса. Это дает возможность через устную речь лучше передать чувства и мысли. Поэтому необходимо тщательно тренироваться в овладении элементами слова. Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук.

Упражнение 1.

Слитное произнесение только гласных звуков слова (контура слова) с сохранением естественной интонации слова. Ударный звук должен звучать громче и длительнее, чем остальные гласные в слове.

Произнесите контур слова, начинающегося с ударного йотированного звука (односложного, двусложного, трехсложного, четырехсложного), и само слово.

Образец:

я - яд яа - яма яеа - ябеда

яд якорь яростный

як ящик ягода

яр ялик яблоко

юг юный юноша

ют юность юбочка

юз юбка Юрмала

ель елка ежиться

ерш ежик ельничек

еж ершик ехали

Произнесите таким же образом слова, начинающиеся с ударных гласных а, о, у, э, и.

уж атлас амплуа

ум автор Австрия

ил эпос этика

альт экспорт опера

он осы озеро

икс утро удочка

ад утка издали

ас ива изгородь

Аналогично произнесите слова, начинающиеся с согласного, с ударением на первом слоге.

груз

труд

сахар

голубь

вылазка

жалоба

проволока

жаворонок

кот

будка

замысел

заморозки

ром

сыр

барин

диктор

ласточка

мимика

слушательница

набережная

Произнесите слова, начинающиеся с гласных и согласных звуков, с ударением на 2-м, 3-м, 4-м слогах. Ясно выделяйте ударный гласный звук.

Например:

а я а — зарядка

и и у — институт

интерес акцент

кино стекло

трамплин мануфактура

календарь универмаг

Составьте по этому принципу списки слов и отрабатывайте упражнение.

Упражнение 2.

Произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово.

ария — ария — ария

амплуа — амфора — астра

удар — урон — урок

отделение — операция — окулист

юмореска — юмористка — юмористы

Особое внимание обратите на экономное расходование воздуха и правильное выделение ударного гласного звука.

Упражнение 3.

Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова.

Например:

вести

вести

молодец

плачу

отрезать

хлопок

стоит

глазки

мука

гвоздики

ледник

замок

мало

девица

жила

компас

вычитать

полки

атлас

кружки


выкупать

орган

отзыв


трусы

электрик

стрелки


клубы

парить

духи


пироги

община

засыпать


Упражнение 4.

Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность, с четким выделением ударного слога.

морозостойкий естественнонаучный

высокоурожайный сложноподчиненный

жаропонижающий металлорежущий

огнеупорный малоупотребительный

нефтеперегонный свежекопченый

самолетостроительный сильнодействующий

деревообрабатывающий дикорастущий

народнохозяйственный животрепещущий

правобережный научно-фантастический

среднеазиатский дальневосточный

Упражнение 5.

Произнесите слитно на одном выдохе четыре слова, исключив лишнее по тематике.

Грабеж, пропажа, поджог, землетрясение, нападение.

Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Лист, почка, кора, дерево, сук.

Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.

Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

Упражнение 6.

Произнесите слова с опорой на гласные звуки («с прорывом»), оживляя в сознании называемый предмет.

Например:

Д-о-м! С-о-лнце! Дисцип-ли-на! А-ле-нуш-ка! Ка-те-ри-на!

Э-во-лю-ци-я! Напра-во! Кру-гом! Ша-гом марш!

Упражнение 7.

Продолжите ряды слов.

Говорить - взволнованно (ласково, насмешливо, тихо, раздраженно и т.д.).

Слушать - доброжелательно (доверчиво, одобрительно, внимательно и т.д.).

Голос - бархатный (детский, высокий, глухой, грубый, звучный, сильный, пронзительный и т.д.).

Взгляд - оживленный (лукавый, пристальный, прямой и т.д.).

Речь - плавная (выразительная, эмоциональная, внятная и т.д.).

Упражнение 8.

Подберите глаголы, характеризующие способ произношения. Составьте словосочетания.

Например: ответил лаконично.

Пролепетал... спросил... закричал... усомнился... проворчал... простонал... затараторил... заорал... прошептал... воскликнул... и т.д.

Работа над предложениями.

Начинайте речь мягко, с придыханием на фоне расслабления.

Упражнение 1.

Произнесите фразу, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность речи, с четким выделением логического ударения при замедленном темпе речи.

Юнга учится. Ира - ябеда.

Юля — умница. Аня учится.

Юркая ящерка. Иней искрится.

Елочка осыпается. Эхо отзвучало.

Яблоко упало. Арка изящна.

Утро солнечное. Черная туча.

Осенью холодно. Дикий зверь.

Адрес потерян. Целое яйцо.

Узкий коридор. Маленькая птица.

Сильный удар. Звонит будильник.

Кролик убежал. Высокая стена.

Чай остыл. Водитель вездехода.

Упражнение 2.

Отрабатывайте медленный темп речи с соблюдением следующих требований: сделав спокойный вдох, сразу же, не задерживая дыхания, произнесите на плавном выдохе предложение. Говорите плавно, слитно, интонационно выразительно.

Утренник организован удачно.

Якорь опустили осторожно.

Автобус остановился у остановки.

Экзамены окончились успешно.

Уборка урожая окончена.

Ученик отвечает урок.

Ежевику едят охотно.

Ягуар очень опасен.

Универмаг открыт ежедневно.

Упражнение 3.

С учетом требований предыдущего упражнения 2 продолжите работу над фразой. Потренируйтесь в произнесении чистоговорок и пословиц.

У ежа и елки иголки колки.

У нас гость унес трость.

Оса боса и без пояса.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Где родился, там и сгодился.

Делу время, потехе час.

Кашу маслом не испортишь.

Мир не без добрых людей.

Не всякий гриб в лукошко кладут.

Чистоговорки и пословицы предназначены для преодоления трудных сочетаний отдельных звуков и слогов.

Данный речевой материал используйте при работе над интонационной выразительностью речи, при отработке вопросно-ответной формы предложений. Одну и ту же фразу рекомендуется произносить с вопросительной, утвердительной, утвердительно-назидательной интонацией и т.д.

Упражнение 4.

Продолжите предложения, произносите их плавно, интонационно выразительно.

Я рад, что...

Я доволен, что...

Я счастлив, что...

Я уверен, что...

Я думаю, что...

Я знаю, что...

Я понимаю, что...

Мне грустно, потому что...

Мне трудно, потому что...

Мне интересно, потому что...

Хорошо, что...

Плохо, что...

Жаль, что...

Казалось, что...

Оказалось, что...

Слышно, как...

Я видел своими глазами, как...

Самый главный способ общения людей — это...

Речь одного человека — это...

Речь двух людей — это...

Упражнение 5.

Произносите каждое предложение слитно, на плавном выдохе, изменяйте интонационную окраску высказывания.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

Черепаха ползет.

Черепаха ползет по земле.

Маленькая черепаха ползет по земле.

Дует ветер.

Дует холодный ветер.

Дует холодный порывистый ветер.

Дует холодный порывистый северный ветер.

Сегодня дует холодный порывистый северный ветер.

Весь день сегодня дует холодный порывистый северный ветер.

Составьте предложения аналогично предложенному образцу, произносите возрастающее количество слов на плавном выдохе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова Марина Михайловна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 387885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства