Методическая разработка «Адаптация учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения»
Методическая разработка «Адаптация учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения»
В материале рассказывается о том, какие специальные образовательные условия надо создать на уроке для детей с нарушениями слуха, как правильно ораганизовать образовательный процесс для ребенка, а также об адаптации учебных материалов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Адаптация учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения»»
Методическая разработка
«Адаптация учебного материала для детей с нарушениями слуха
на уроках литературного чтения»
Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Педагогические технологии инклюзивного образования в начальной школе
в условиях реализации ФГОС»
Автор:
Фамилия, И.О. Фролова Т.В.
Должность учитель начальных классов
Место работы__МКОУ « Царевская СОШ»
Царев, 2016 год
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка посвящена проблеме адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения.
В работе раскрываются вопросы организации образовательного пространства и создания специальных образовательных условий, способствующих благоприятному усвоению учебного материала детьми с нарушениями слуха, приводятся приемы и методы, способствующие адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха.
Эта работа будет полезна учителям начальных классов, работающих с детьми с нарушениями слуха, школьным логопедам и сурдопедагогам.
ВВЕДЕНИЕ
Первостепенная задача гуманистического образовательного процесса -создание условий, максимально раскрывающих потенциальные возможности каждого ребенка, независимо от состояния их здоровья.
Одной из основных целей обучения детей с нарушениями слуха в начальной школе является обеспечение их компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе. Без получения компетенций (умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков, ребенок с нарушениями слуха не готов к реальной жизни, где ему предстоит играть множество жизненных ролей.
В связи с вышесказанным, актуальным является вопрос о создании специальных условий в начальной для освоения плохослышащими детьми программы обучения, используя все возможные средства коррекционной педагогики и специальной психологии.
Для обучения детей с нарушениями слуха необходимо использовать социальный подход – проводить работу по созданию условий для комфортного обучения таких детей в обществе своих сверстников.
Целью методической разработки является систематизация знаний по данной тематике и оказание методической помощи учителям начальной школы, которые работают на уроках с детьми, имеющими нарушения слуха. В последнее время таких детей появляется все больше, поэтому данная работа очень актуальна.
Для успешного использования и внедрения материалов методической разработки в практику, необходимо проводить обучающие семинары с педагогами, посвященные методике работы с детьми с нарушениями слуха, создавать необходимые специальные образовательные условия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Создание специальных образовательных условий должно предусматривать организацию материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное, учебное пространство) и специальное оборудование.
Для детей с нарушениями слуха основным источником получения информации является зрение. Значит в кабинете начальных классов, где обучаются такие дети, должны присутствовать удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о правилах поведения и безопасности, режиме дня, расписании уроков и т. д. Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).
На уроках возможно использование телевизоров, которые, должны быть снабжены дополнительной функцией, позволяющей подключать субтитры. Немаловажным является обеспечение возможности ребенку с нарушенным слухом контактировать с родителями, сверстниками, учителями для получения необходимой информации с помощью телефона ОУ (обязательно наличие функции работы в режиме СМС — сообщений) и доступа к интернету.
Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе — значимая часть работы по созданию специальных образовательных условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать с поиска среди учеников класса партнера для такого ребенка. Первым партнером должен быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, имеющий достаточно четкую дикцию и правильную речь, добрый, отзывчивый ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, и помогать ему ориентироваться в процессе урока.
Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется — первая парта (около окна или учительского стола), чтобы ученик с нарушенным слухом имел возможность поворачиваться и зрительно воспринимать речь одноклассников. Наиболее выгодное расположение за партой школьника с нарушенным слухом — справа от слышащего ученика партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока.
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В рамках сложившейся в школе традиционной классноурочной системы можно рекомендовать более активное использование таких форм работы с детьми, имеющими нарушения слуха, как групповые, подгрупповые, работа в парах и индивидуальные занятия. Безусловным расширением возможностей ребенка будет использование нестандартных уроков литературного чтения в форме ролевых игр, урока-КВН, урока-конкурса, урока-путешествия, интегрированного урока. Огромный потенциал имеет самостоятельная работа ребенка с нарушенным слухом над исследовательскими или творческими проектами под руководством учителя и их защита.
Организуя образовательный процесс на уроке литературного чтения в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом, учитель должен соблюдать ряд правил:
1. Тесное сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребёнка;
2. Стимулирование полноценного взаимодействия слабослышащего ребенка со сверстниками, адаптации в детском коллективе;
3.Организация рабочего пространства педагога:
месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдение требований к речи педагога; использование наглядного и дидактического материала во время устных объяснений;
контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения (обратная связь) и т. д.;
4.Организация рабочего пространства ученика с нарушением слуха: месторасположение;
наличие исправных слуховых аппаратов;
готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и т. д.;
5.Включение слабослышащего ребёнка в учебную деятельность на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика;
6.Решение задач коррекционной направленности в процессе урока: стимулирование слухозрительного внимания;
коррекция речевых ошибок и закрепление навыков грамматически правильной речи;
расширение словарного запаса и пояснение слов и словосочетаний;
помощь при составлении пересказов.
3.АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методы, приемы и средства работы с плохослышащими детьми, которые рекомендуется использовать на уроках литературного чтения в начальной школе, являются специальными. Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы, приемы, направленные на формирование речи и изучения языка.
Выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:
На уроках литературного чтения первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи. Развитие речи на уроке у детей с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям:
-лексическосемантический уровень (слово);
-синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
-уровень текста.
Лексикосемантический уровень.
В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных. Такие методы и приемы условно подразделяются на наглядные, вербальные и смешанные.
Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:
использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);
демонстрация слайдов, учебных фильмов (по возможности с субтитрами);
демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:
подбор синонимов, антонимов, омонимов;
перефразирование (затаился — сидел тихо, не шевелился);
подбор определений (полустанок — маленькая железнодорожная станция); подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства — это грибы, ягоды);
негативные определения (беспорядок — нет порядка);
тавтологические толкования (кожаные сапоги — сапоги, сшитые из кожи); опора на контекст — незнакомое слово помещается во фразу, предложение , которые позволяют детям самим догадаться о значении слова (не удержался — Мальчик не удержался на ногах и упал на землю);
На уроках литературного чтения широко используются смешанные приемы для расширения лексического запаса речи при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень — подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима — поздняя осень (вербальный прием). Учитель может также стимулировать самостоятельную работу учащихся по поиску лексических значений незнакомых слов, словосочетаний и соответствующего им наглядного материала.
Синтаксический уровень.
Употребление диалогических форм речи на уроках литературного чтения позволяет учащимся с нарушенным слухом успешно развивать речевое общение и самостоятельно контактировать с окружающими людьми: повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);
повторение того, что было сказано вчера («Что я спросила вчера на уроке у Маши?»; «Что ответила Маша»?; «О чем спорила Аня»?);
запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра на уроке говорить Петя»; «Запомни свой ответ»);
продолжение реплик учителя, одноклассников, например: «Виды русских народных сказок - о животных, … продолжи».
Развитие описательно-повествовательных форм речи на уроках литературного чтения требует применения различных методических приемов:
подбор иллюстраций к отрывку из литературного произведения;
подбор предложений, которые относятся к иллюстрации по произведению.
самостоятельное составление предложений и вопросов по изображениям;
составление рассказов по серии иллюстраций;
составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию иллюстрации.
Уровень текста.
Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста на уроках литературного чтения, является правильная организация процесса чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.
Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит формирование сознательности чтения.
а) вступительная беседа — формирование мотивации к чтению, понимание темы предъявляемого текста — одно из условий осмысленного чтения;
б) самостоятельное чтение текста;
в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом — ответы на вопросы по прочитанному тексту, иллюстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя; при необходимости выявление и разъяснение проблемных для понимания частей текста.
г) подробный анализ содержания всего произведения— деление текста на части, составление плана, выбор из текста слов и выражений, которые относятся к характеристике героев рассказа (описание внешности, поступков, внутренних качеств), происходящего явления и т. п.;
д) устный пересказ содержания прочитанного литературного произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно сделать вывод, что в начальных классах общеобразовательной школы может обучаться ребенок с нарушениями слуха. Задача учителя - постоянно контролировать работу такого ученика, чтобы выяснить, правильно ли он понял объяснения учителя, предложенное задание и т.п.
Учителю, к которому в класс попал слабослышащий ребенок, важно знать как можно больше об особенностях таких детей: о своеобразии развития их речи и восприятия ими речи окружающих, о том, какую роль выполняет слуховой аппарат и многое другое.
Успешность обучения слабослышащего ребенка на уроках во многом зависит от того, насколько эффективно он включен в учебную деятельность непосредственно на уроке. А это,в свою очередь, определяется тем, сможет ли педагог в ходе урока организовать действенную эффективную помощь такому ученику.
Особенно актуально это для младших школьников, поскольку именно в начальной школе закладываются основы его знаний, умений, навыков, которые продолжают развиваться в средней школе.
Обучение и воспитание детей с недостатками слуха— сложный трудоемкий процесс, требующий от педагога не только определенных специальных знаний, но и огромного терпения и любви к ребенку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: 2001
2. Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008
3.Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. – М.:МГППУ, 2011
4.Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ……………………………………………………...……………………………….2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………………………...3
1.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………...……………………………………………………………………………………………...4
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..........................................................................................................................................................5
3.АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……………………….9 ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………………………….10