kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Адаптация учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале рассказывается о том, какие специальные образовательные условия надо создать на уроке для детей с нарушениями слуха, как правильно ораганизовать образовательный процесс для ребенка, а также об адаптации учебных материалов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Адаптация учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения»»










Методическая разработка

«Адаптация учебного материала для детей с нарушениями слуха

на уроках литературного чтения»






Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Педагогические технологии инклюзивного образования в начальной школе

в условиях реализации ФГОС»





Автор:

Фамилия, И.О. Фролова Т.В.

Должность учитель начальных классов

Место работы__МКОУ « Царевская СОШ»




Царев, 2016 год
















АННОТАЦИЯ


Данная методическая разработка посвящена проблеме адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках литературного чтения.

В работе раскрываются вопросы организации образовательного пространства и создания специальных образовательных условий, способствующих благоприятному усвоению учебного материала детьми с нарушениями слуха, приводятся приемы и методы, способствующие адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха.

Эта работа будет полезна учителям начальных классов, работающих с детьми с нарушениями слуха, школьным логопедам и сурдопедагогам.











































ВВЕДЕНИЕ

Первостепенная задача гуманистического образовательного процесса -создание условий, максимально раскрывающих потенциальные возможности каждого ребенка, независимо от состояния их здоровья.

Одной из основных целей обучения детей с нарушениями слуха в начальной школе является обеспечение их компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе. Без получения компетенций (умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков, ребенок с нарушениями слуха не готов к реальной жизни, где ему предстоит играть множество жизненных ролей.

В связи с вышесказанным, актуальным является вопрос о создании специальных условий в начальной для освоения плохослышащими детьми программы обучения, используя все возможные средства коррекционной педагогики и специальной психологии.

Для обучения детей с нарушениями слуха необходимо использовать социальный подход – проводить работу по созданию условий для комфортного обучения таких детей в обществе своих сверстников.

Целью методической разработки является систематизация знаний по данной тематике и оказание методической помощи учителям начальной школы, которые работают на уроках с детьми, имеющими нарушения слуха. В последнее время таких детей появляется все больше, поэтому данная работа очень актуальна.

Для успешного использования и внедрения материалов методической разработки в практику, необходимо проводить обучающие семинары с педагогами, посвященные методике работы с детьми с нарушениями слуха, создавать необходимые специальные образовательные условия.





















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Создание специальных образовательных условий должно предусматривать организацию материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное, учебное пространство) и специальное оборудование.

Для детей с нарушениями слуха основным источником получения информации является зрение. Значит в кабинете начальных классов, где обучаются такие дети, должны присутствовать удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о правилах поведения и безопасности, режиме дня, расписании уроков и т. д. Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).

На уроках возможно использование телевизоров, которые, должны быть снабжены дополнительной функцией, позволяющей подключать субтитры. Немаловажным является обеспечение возможности ребенку с нарушенным слухом контактировать с родителями, сверстниками, учителями для получения необходимой информации с помощью телефона ОУ (обязательно наличие функции работы в режиме СМС — сообщений) и доступа к интернету.

Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе — значимая часть работы по созданию специальных образовательных условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать с поиска среди учеников класса партнера для такого ребенка. Первым партнером должен быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, имеющий достаточно четкую дикцию и правильную речь, добрый, отзывчивый ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, и помогать ему ориентироваться в процессе урока.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется — первая парта (около окна или учительского стола), чтобы ученик с нарушенным слухом имел возможность поворачиваться и зрительно воспринимать речь одноклассников. Наиболее выгодное расположение за партой школьника с нарушенным слухом — справа от слышащего ученика партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока.









2.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках сложившейся в школе традиционной классноурочной системы можно рекомендовать более активное использование таких форм работы с детьми, имеющими нарушения слуха, как групповые, подгрупповые, работа в парах и индивидуальные занятия. Безусловным расширением возможностей ребенка будет использование нестандартных уроков литературного чтения в форме ролевых игр, урока-КВН, урока-конкурса, урока-путешествия, интегрированного урока. Огромный потенциал имеет самостоятельная работа ребенка с нарушенным слухом над исследовательскими или творческими проектами под руководством учителя и их защита.

Организуя образовательный процесс на уроке литературного чтения в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом, учитель должен соблюдать ряд правил:

1. Тесное сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребёнка;

2. Стимулирование полноценного взаимодействия слабослышащего ребенка со сверстниками, адаптации в детском коллективе;

3.Организация рабочего пространства педагога:

месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдение требований к речи педагога; использование наглядного и дидактического материала во время устных объяснений;

контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения (обратная связь) и т. д.;

4.Организация рабочего пространства ученика с нарушением слуха: месторасположение;

наличие исправных слуховых аппаратов;

готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и т. д.;

5.Включение слабослышащего ребёнка в учебную деятельность на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика;

6.Решение задач коррекционной направленности в процессе урока: стимулирование слухозрительного внимания;

коррекция речевых ошибок и закрепление навыков грамматически правильной речи;

расширение словарного запаса и пояснение слов и словосочетаний;

помощь при составлении пересказов.










3.АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методы, приемы и средства работы с плохослышащими детьми, которые рекомендуется использовать на уроках литературного чтения в начальной школе, являются специальными. Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы, приемы, направленные на формирование речи и изучения языка.

Выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.

2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся.

3. Непонимание переносного смысла выражения.

На уроках литературного чтения первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи. Развитие речи на уроке у детей с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям:

-лексическосемантический уровень (слово);

-синтаксический уровень (словосочетания и предложения);

-уровень текста.

Лексикосемантический уровень.

В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных. Такие методы и приемы условно подразделяются на наглядные, вербальные и смешанные.

Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:

использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);

демонстрация слайдов, учебных фильмов (по возможности с субтитрами);

демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

подбор синонимов, антонимов, омонимов;

перефразирование (затаился — сидел тихо, не шевелился);

подбор определений (полустанок — маленькая железнодорожная станция); подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства — это грибы, ягоды);

негативные определения (беспорядок — нет порядка);

тавтологические толкования (кожаные сапоги — сапоги, сшитые из кожи); опора на контекст — незнакомое слово помещается во фразу, предложение , которые позволяют детям самим догадаться о значении слова (не удержался — Мальчик не удержался на ногах и упал на землю);

На уроках литературного чтения широко используются смешанные приемы для расширения лексического запаса речи при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень — подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима — поздняя осень (вербальный прием). Учитель может также стимулировать самостоятельную работу учащихся по поиску лексических значений незнакомых слов, словосочетаний и соответствующего им наглядного материала.

Синтаксический уровень.

Употребление диалогических форм речи на уроках литературного чтения позволяет учащимся с нарушенным слухом успешно развивать речевое общение и самостоятельно контактировать с окружающими людьми: повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);

повторение того, что было сказано вчера («Что я спросила вчера на уроке у Маши?»; «Что ответила Маша»?; «О чем спорила Аня»?);

запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра на уроке говорить Петя»; «Запомни свой ответ»);

продолжение реплик учителя, одноклассников, например: «Виды русских народных сказок - о животных, … продолжи».

Развитие описательно-повествовательных форм речи на уроках литературного чтения требует применения различных методических приемов:

подбор иллюстраций к отрывку из литературного произведения;

подбор предложений, которые относятся к иллюстрации по произведению.

самостоятельное составление предложений и вопросов по изображениям;

составление рассказов по серии иллюстраций;

составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию иллюстрации.

Уровень текста.

Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста на уроках литературного чтения, является правильная организация процесса чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.

Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит формирование сознательности чтения.

а) вступительная беседа — формирование мотивации к чтению, понимание темы предъявляемого текста — одно из условий осмысленного чтения;

б) самостоятельное чтение текста;

в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом — ответы на вопросы по прочитанному тексту, иллюстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя; при необходимости выявление и разъяснение проблемных для понимания частей текста.

г) подробный анализ содержания всего произведения— деление текста на части, составление плана, выбор из текста слов и выражений, которые относятся к характеристике героев рассказа (описание внешности, поступков, внутренних качеств), происходящего явления и т. п.;

д) устный пересказ содержания прочитанного литературного произведения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, можно сделать вывод, что в начальных классах общеобразовательной школы может обучаться ребенок с нарушениями слуха. Задача учителя - постоянно контролировать работу такого ученика, чтобы выяснить, правильно ли он понял объяснения учителя, предложенное задание и т.п.

Учителю, к которому в класс попал слабослышащий ребенок, важно знать как можно больше об особенностях таких детей: о своеобразии развития их речи и восприятия ими речи окружающих, о том, какую роль выполняет слуховой аппарат и многое другое.

Успешность обучения слабослышащего ребенка на уроках во многом зависит от того, насколько эффективно он включен в учебную деятельность непосредственно на уроке. А это,в свою очередь, определяется тем, сможет ли педагог в ходе урока организовать действенную эффективную помощь такому ученику.

Особенно актуально это для младших школьников, поскольку именно в начальной школе закладываются основы его знаний, умений, навыков, которые продолжают развиваться в средней школе.

Обучение и воспитание детей с недостатками слуха— сложный трудоемкий процесс, требующий от педагога не только определенных специальных знаний, но и огромного терпения и любви к ребенку.


























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: 2001


2. Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008


3.Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. – М.:МГППУ, 2011


4.Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012



































ОГЛАВЛЕНИЕ


АННОТАЦИЯ……………………………………………………...……………………………….2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………………………...3

1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………...……………………………………………………………………………………………...4

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..........................................................................................................................................................5

3.АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………..6


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……………………….9 ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………………………….10     





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фролова Татьяна Вячеславовна

Дата: 06.08.2016

Номер свидетельства: 338747


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства