kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы ликвидации пробелов в знаниях у учащихся школы-интерната на самоподготовке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение о методах, применяемых на самоподготовках при ликвидациях пробелов в знаниях у учащихся коррекционной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы ликвидации пробелов в знаниях у учащихся школы-интерната на самоподготовке.»

Методы ликвидации пробелов в знаниях у учащихся школы-интерната на самоподготовке.



Выполнение домашних заданий - один из наиболее ответственных моментов режима дня в школе - интернате, как для учащихся, так и для воспитателя. Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы школы-интерната является самоподготовка.


Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы учащихся.


Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы школы-интерната является самоподготовка.

Самоподготовка одна из форм организации учебного процесса в школе - интернате. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога - воспитателя.


Цель самоподготовки: привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении. Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:


  • Расширение границ учебной работы;

  • Углубление содержания учебных предметов;

  • Получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

  • Закрепление и повторение изученного на уроках материала;

  • Упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

  • Развитие интереса к учению;

  • Приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

  • Формирование исполнительских навыков.


Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то,

что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе

самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями

учеников.

В дополнение к уроку в школьных группах она становится второй основной формой

обучения.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные

функции:


Образовательные функции:

  1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления
    и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через
    различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной
    индивидуальной работы.

  2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов
    учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В
    процессе самоподготовки' развиваются внимание, память, мышление, речь детей,
    совершенствуются в целом все психические процессы.

  3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков
    планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения
    возможностей.

  4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного
    отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

  5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных
    знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом
    самовыражении.



Воспитательные функции:


  1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

  2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической
    самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять
    полученные знания на практике. В результате появляется интерес к
    самообразованию, положительное отношение к учению.

  3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному
    формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств
    личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и
    многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся
    достоянием ученика.


  1. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки,
    необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению
    домашних заданий - оформление доски, хронометраж времени.





Состояние учащегося на
самоподготовке

Характеристика состояния




Активно - самостоятельное «Группа доверия»

Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя.





Зависимо - самостоятельное

Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя.
Он как бы ставит свою работу в
зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом
и даже с увлечением.









Принудительно - исполнительское


Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.




Бесконтрольно - исполнительское

Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть своё нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые
сведут, на нет их активность в учении.






Самопроизвольное


Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу - учу, не хочу -не учу»; «нравится - работаю, не нравится - не работаю»; «легко - сделаю, трудно - не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями



Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая её в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать: уровень обще учебных навыков и умений учащихся, уровень навыков самостоятельной работы, возрастные и индивидуальные особенности детей.





Подготовка к самостоятельной работе


Перейдём к третьему этапу самоподготовки. Подготовка к самостоятельной работе не должна занимать много времени. Здесь воспитатель осуществляет связь урока и самоподготовки. Уместна фронтальная форма организации детей. Воспитатель сообщает план выполнения дом. заданий. Например, первой выполняется задание по математике. Чтобы напомнить ребятам ход решения примеров данного типа или задачи, воспитатель

вместе с детьми решает 1-2 примера аналогичных тем, что заданы. Или наводящими вопросами выясняет, понимают ли учащиеся смысл задачи и как они запишут условие. Здесь уместно обратить внимание детей на аналогичные примеры и задачи, решаемые в классе. Воспитатель знает возможности своих учеников и может предложить одним детям сразу выполнять задание в тетради, а другим попробовать решить на черновике.

Задача, стоящая перед воспитателем, - формирование навыков и умений самостоятельной учебной деятельности.

Всем ребятам хочется выполнить работу быстро, аккуратно и красиво. Но у одних это получается сразу, а другим требуется время, т.к. есть ребята со слабым знанием материала, неуверенные в себе и т.д.

Здесь и начинается индивидуальная работа - помощь, контроль, поддержка этих ребят. Написав решение на черновике, ученик может ещё раз убедиться в

правильности записей, показать записи воспитателю, и только потом аккуратно переписать в тетрадь.

Это повышает самооценку ребёнка (запись в тетради аккуратная, правильная) и приучает серьёзно подходить к выполнению домашнего задания. Воспитатель, видя проблемы ребёнка (пробелы в знаниях, неуверенность) может предложить повторить правило, таблицу (умножения, деления), дать дополнительные задания для закрепления материала.

В итоге это позволяет ученику стать более уверенным в своих знаниях, а значит и самостоятельнее.

Таким образом, навыки и умения самостоятельной работы - это система приёмов, которые помогают ученику самостоятельно и качественно выполнять домашние задания.

Условия для формирования навыков самостоятельной работы создаются учителем на уроке и воспитателем в процессе самоподготовки. Они включают в себя подробный инструктаж по выполнению домашнего задания на уроке, варианты домашнего задания для различных групп учеников, индивидуальные задания по карточкам, работу по аналогии, по образцам, которые есть в тетради.

Большое значение имеет обучение учащихся планированию своих действий, работе по плану, а также выбору рациональных приёмов счёта, решение задач.

Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучать детей прочитывать написанное, проверять решение задач, примеров. Перед началом самостоятельного выполнения задания каждый учащийся должен уяснить содержание задания, самостоятельно или с помощью воспитателя составить программу собственных действий.

Для этого учащимся предлагаются памятки. Например, содержание памятки «Самостоятельно выполняй упражнение» выглядит так:

  1. Найди упражнение в учебнике.

  2. Прочитай внимательно задание. Вспомни правило его выполнения.

  3. Если забыл, как выполнять, посмотри, как выполняли упражнение в классе.

  4. Пиши, не торопясь, но не очень медленно, не отвлекайся посторонними делами.

  5. Если не понимаешь задания, спроси у воспитателя.

  6. Прочитай написанное, сверь с текстом учебника.

  7. Проверь, правильно ли выполнено задание к упражнению.

Ликвидация пробелов в знаниях на самоподготовках в школах-интернатах – тема важная, т.к. в каждом классе имеются учащиеся, которые по какой-либо причине имеют пробелы в знаниях по тому или иному предмету. Это может быть болезнь, лечение в санатории или лагере, или какое-то другое длительное отсутствие в школе. Причиной может быть и трудность в усвоении того или иного учебного материала, темы самими учащимися. Поэтому прежде всего воспитатель должен иметь тесную связь с учителем-предметником.

Любой учитель заинтересован, чтобы каждый его ученик хорошо усвоил учебный материал. Он держит под контролем знания каждого ученика, ведёт учёт пробелов в знаниях по той или иной теме. Конечно, учитель заинтересован в ликвидации этих пробелов. С воспитателем он должен обсудить план ликвидации данных пробелов, а воспитатель, в свою очередь, на самоподготовках реализует этот план.
Например, рассмотрим такой предмет, как чтение. Здесь может быть несколько вариантов в работе по ликвидации пробелов. Предположим, ученик отсутствовал в школе и не читал художественные произведения. Чем может помочь воспитатель? Прежде всего, на самоподготовке, надо выделить 5-7 минут чтобы заставить ученика прочитать несколько страниц этого произведения, а затем сделать опрос по прочитанному. Также можно предложить этому ученику в свободное время (вечером) самостоятельно читать эту книгу. Если ученик пропустил изучение стихотворения, которое нужно было выучить наизусть, то воспитатель также предлагает ему выучить это стихотворение наизусть за счёт оставшегося свободного времени на самоподготовке или рассчитать это время так чтобы ученик сумел выполнить текущее домашнее задание и повторить пропущенное. Если воспитатель не успевает спросить этого ученика, то он может организовать взаимоконтроль среди учащихся. Т.е. поручить более сильному ученику спросить данное стихотворение.
Предположим, во второй четверти целый месяц отсутствовала в школе Алексеева Оля, ученица 7-Б класса, т.к. отдыхала в лагере. По чтению она пропустила повесть “Дети подземелья” Короленко. Эта ученица может самостоятельно прочитать это произведение. Воспитатель на самоподготовке может только провести опрос или тестирование по содержанию повести. Тестирование может приготовить учитель. Как быть, если ученик слабый и самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях он не может? Например, Сергеев Коля, который проболел 3 недели во второй четверти. Он не заинтересован самостоятельно прочитать эту повесть. Воспитатель должен так организовать, распланировать самоподготовку, чтобы индивидуально заниматься с данным учеником. Или другой метод – организовать взаимопомощь со стороны сильных учащихся ( например, Олег Ярмола, Эсмиральда Алиева и др.).
Особо хочу остановиться на таком предмете как география, где кроме теоретического материала, учащиеся должны хорошо знать географическую карту. Воспитатель должен всегда держать связь с учителем через тетрадь связи или лично при встрече с учителем. Учитель должен познакомить воспитателя с пробелами в знаниях учащихся, рассказать как их ликвидировать и предложить более эффективные способы ликвидации. При выполнении домашнего задания по географии, всегда нужно оставлять время для работы с отстающими учениками. Работа с картой подготавливает к самостоятельной работе, проводить тестирование по темам (например, “Зона Арктики”, “Зона пустыни” и др.).


В классе есть ученица Правашинская Фатима, которая может заниматься самостоятельно в свободное время (читает, учит правила, работает с картой и т.д.) . такой ученице на самоподготовке воспитатель должен организовать взаимоконтроль : Фатима отвечает материал ,например, Алиевой Эсе или Тороповской Ане.

При работе над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся воспитатель может широко использовать таблицы, схемы, тренажёры, которые находятся в учебной зоне класса. Например, таблица умножения. У многих учащихся нашей школы есть пробелы в знаниях таблицы умножения. На каждой самоподготовке можно 2-3 минуты использовать для фронтального опроса слабых учеников или организовать самоконтроль. На уроках русского языка детям трудно даётся тема “Падежи”. Таблица с падежами есть в любом классе, поэтому слабым ученикам на самоподготовке можно дать задание просклонять какое-нибудь слово как устно ( если у воспитателя есть время), так и письменно.

Учитель, работающий в классе может дать и письменное задание на самоподготовку тем ученикам, у которых есть пробелы в знаниях, а воспитатель должен проконтролировать выполнение учеником этого задания.


Таким образом, самоподготовка даёт возможность воспитателю использовать все методы учебной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях учащихся школы-интерната.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методы ликвидации пробелов в знаниях у учащихся школы-интерната на самоподготовке.

Автор: Садина Любовь Викторовна

Дата: 30.05.2021

Номер свидетельства: 582016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства