kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методы коррекции нежелательного поведения у детей с РАС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во многих случаях у пришедших в школу детей с РАС оказывается несформированным стереотип учебного поведения. В одних случаях это сочетается с выраженным дезадаптивным поведением, в других –выраженного дезадаптивного поведения не отмечается, но ребенок просто «не знаком» с обучающей ситуацией. В такой ситуации стереотип учебного поведения необходимо сформировать для успешного освоения программы.

Учебное поведение включает в себя навыки, которые помогают ребенку учиться. Это та база, на которой строится все школьное обучение. Дефицит в формировании данных навыков может привести к более длительному периоду адаптации ребенка в школе и к трудностям в усвоении программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методы коррекции нежелательного поведения у детей с РАС"»

"Формирование навыков учебного поведения у обучающихся с РАС "


Во многих случаях у пришедших в школу детей с РАС оказывается несформированным стереотип учебного поведения. В одних случаях это сочетается с выраженным дезадаптивным поведением, в других –выраженного дезадаптивного поведения не отмечается, но ребенок просто «не знаком» с обучающей ситуацией. В такой ситуации стереотип учебного поведения необходимо сформировать для успешного освоения программы.

Учебное поведение включает в себя навыки, которые помогают ребенку учиться. Это та база, на которой строится все школьное обучение. Дефицит в формировании данных навыков может привести к более длительному периоду адаптации ребенка в школе и к трудностям в усвоении программы.

Содержание коррекционной работы по формированию стереотипа учебного поведения включает несколько направлений, в том числе формирование навыков:

1)социального взаимодействия со взрослыми и ровесниками;

2) работы в классе (группе.

Школьное обучение включает выполнение различных инструкций педагога. И это не только учебные инструкции: посчитай, напиши, реши, но и более простые: встань, подойди, посмотри, возьми. Если ребенок не выполняет простые инструкции, его обучение в школе будет затруднено. Инструкции не обязательно должны быть исключительно устными. Это могут быть визуальные инструкции, когда необходимое действие будет представлено в виде изображения (фотографии, рисунка, схемы) или жестовых инструкций. Желательно учить ребенка выполнять разные инструкции, потому что в процессе школьного обучения обычно используются все их виды.

Также важно для ребенка уметь выполнять просьбы не только взрослых, но и сверстников. Во время школьного обучения часто возникают ситуации, при которых необходимо ориентироваться на слова одноклассников. Это нужно как во время обучения, так и во время свободной деятельности в игре.

Для формирования этого навыка необходима работа по пониманию речи, обращенной к ребенку. Такую работу следует начать с формирования списка наиболее часто даваемых ребенку указаний, просьб и инструкций. В течение дня инструкции, выполнение которых отрабатывается в данный промежуток времени, даются ребенку как можно чаще.

Если ребенок не выполняет просьбу, ему дается подсказка в виде демонстрации действия.

Многократное повторение одних и тех же просьб в типичных ситуациях приводит к тому, что ребенок выполняет их ситуативно, т.е. ориентируясь на знакомую ситуацию. У многих детей с РАС не возникает проблем с пониманием речевых высказываний, но отсутствует мотивация к выполнению заданий. В таких случаях большое внимание уделяется подкреплению выполняемых просьб, указаний и инструкций (например, при выполнении 30-ти инструкций учителя в течение учебного дня, ученик получает возможность поиграть на планшете).

Формирование навыков работы в классе (группе)

Выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка времени

Формирование данного навыка осуществляется поэтапно: от минимального времени (нескольких минут) до полного урока.

Для формирования данного навыка интенсивно используются сле-дующие приемы:

подбор мотивирующей ребенка деятельности;

использование подкреплений (в виде любимых наклеек, жетонов и т.д.);

использование наглядных расписаний, чтобы ребенок видел задания, которые ему необходимо сделать;

использование таймеров, демонстрирующих, сколько времени

осталось работать;

смена видов деятельности для предотвращения пресыщения;

включение в ход урока коротких перерывов.

Умение следить за учителем

Учитель не всегда специально привлекает внимание учеников перед какой-то инструкцией или действием. Предполагается, что ученики следят за действиями учителя самостоятельно и ориентируются на них и на слова учителя.

Ученикам с РАС может быть очень сложно самостоятельно отслеживать все действия учителя. Он может отвлекаться, не понимать, в какой именно момент нужно смотреть на учителя и т.д. Это навык, который требует дополнительного отдельного обучения.

Умение выполнять фронтальные инструкции

Довольно часто дети могут выполнять только инструкции, обращенные лично к ним. Им сложно бывает реагировать на слова педагога, обращенные сразу ко всем детям в классе. Ребенок может не понимать: должен ли он делать то, что сказал учитель, относится ли эта просьба и к нему в том числе. Многие дети перед школой имеют только опыт индивидуальных занятий и привыкают к личному обращению педагога на уроках. Отсутствие данного навыка может снизить эффективность работы ребенка на уроке в классе, поэтому перед школой рекомендуется обучать правильно реагировать на фронтальные инструкции.

Алгоритм действий учителя может включать следующие шаги:

1. Учитель повторяет инструкцию, подходя к парте ребенка и глядя на него. При этом не называет ученика по имени.

2. Учитель повторяет инструкцию, увеличивая расстояние по отношению к ребенку, но продолжая смотреть на него.

3. Учитель дает инструкцию один раз, стоя у доски и сохраняя зри-

тельный контакт с ребенком.

4. Во время подачи инструкции учитель эпизодически смотрит на

ребенка. Часто невыполнение инструкции связано с ее непониманием. В таких ситуациях необходимо использовать дополнительные подсказки(указывание пальцем, наглядная демонстрация действия, дублирование инструкции в письменном виде).Возможно привлечение тьютора, который помогает направить внимание на учителя и совершить необходимое действие сразу вслед за предоставленной инструкцией.

Использование подкрепления эффективно, если ребенок адекватно реагирует на слова учителя.

Умение ждать

Умение ждать – это важнейший навык, который необходим для повседневной жизни. У детей с РАС этот навык на момент поступления в школу часто не сформирован. Они не могут ждать учителя и других

детей в ходе режимных моментов, по окончании урока, при переходе в столовую и т.д. Неумение ждать в большинстве случаев приводит к дезадаптивному поведению. Также данный навык важен для обучения другим более сложным социальным навыкам: отвечать на вопрос учителя после поднятия руки, при играх с переходом ходов.

Эффективные приемы работы:

пошаговое обучение (постепенное увеличение времени ожидания);

использование таймеров и часов, наглядно демонстрирующих, сколько времени осталось ждать;

поощрение ожидания ребенка, если оно не сопровождается дезадаптивным поведением;

использование интересных для ребенка видов деятельности для облегчения процесса ожидания.

Рекомендации по дальнейшей работе

Отработать (генерализовать) навыки в малой группе, затем организовать поэтапное включение ребенка в класс, сохраняя жетонную систе-му подкрепления.

Если у ребенка с РАС не возникает проблем с организацией собственного поведения в учебной ситуации, то стереотип учебного поведения можно считать сформированным. Тогда дальнейшая работа по закреплению и отработке этих навыков осуществляется уже в рамках классно-урочной системы. Внеурочные часы отводятся на другие направления коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, работа по формированию стереотипа учебного поведения в школе является крайне важной. Она обеспечивает базу для дальнейшего обучения и социализации детей с РАС.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Методы коррекции нежелательного поведения у детей с РАС"

Автор: Пизюр Анастасия Юрьевна

Дата: 22.12.2025

Номер свидетельства: 679595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методы и приёмы коррекции нежелательного поведения при организации обучения детей с РАС"
    ["seo_title"] => string(80) "metody_i_priiomy_korrektsii_nezhelatelnogo_povedeniia_pri_organizatsii_obuchenii"
    ["file_id"] => string(6) "641991"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702322581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства