kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы, используемые на уроках швейного дела, для развития речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны методы работы по развитию речи обучающихся на уроках швейного дела в коррекционной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы, используемые на уроках швейного дела, для развития речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).»

Методы, используемые на уроках швейного дела, для развития речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общее нарушение интеллектуальной деятельности обучающихся с умственной отсталостью приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются как в запаздывании речи, так и в характере ее оформления.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) усваивают по подражанию отдельные слова, являющиеся названиями обиходных предметов, часто повторяющихся действий, и простые конструкции предложений. Они с трудом овладевают произносительной стороной речи. Их речевое развитие протекает замедленно и своеобразно. У них возникают затруднения в овладении звуковым составом слова. Серьезные недостатки наблюдаются у обучающихся в лексической стороне речи. Их отличает ограниченность и бедность словарного запаса. Речь обучающихся малоконкретная и недостаточно обобщенная. Отдельные грамматические категории вообще не употребляются или употребляются крайне редко (причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги и т. д.). Для них характерно неправильное понимание и неточное использование слов. Еще сложнее протекает у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) процесс овладения синтаксической стороной речи. Следует отметить в их речи малую распространенность предложений, пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы, редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение, нарушение связи слов в предложении, нарушение порядка слов.

Наблюдая за обучающимися на уроках швейного дела, можно увидеть особенности их связной речи, её недостатки: отсутствие полноты и развернутости высказываний, нарушение последовательности воспроизведения выполняемых операций, недостаточная выразительность речи, неумение связно излагать свои мысли.

Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, способствует речевой замкнутости, неуверенности в себе.

Заметно, что у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) между их практической и речевой деятельностью нет согласованности. Обучающиеся плохо ориентируются в задании, с трудом планируют предстоящую работу, даже в совместной беседе с учителем. Они затрудняются организовать свою деятельность по устной, а тем более письменной инструкции. Часто не могут назвать швейные операции, которые выполняют в данный момент. Им сложно усваивать специальные термины, относящиеся к предмету. Обучающиеся не могут отчитаться о проделанной работе, достаточно полно и правильно рассказать о своих действиях. Поэтому с этой точки зрения, развитие связной речи является одной из актуальных проблем в их обучении и воспитании, так как регуляция трудовой деятельности с помощью речи приводит к тому, что трудовые навыки, умения приобретают обобщённый характер, легко переносятся в новые условия.

Перед учителем на уроках швейного дела встают конкретные задачи по речевому развитию обучающихся, а именно:

1.Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.

2.Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса, усвоение терминологической лексики

3.Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.

4.Коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм речи.

5.Выработка умения связно и логично излагать свои мысли.

Важно в работе с обучающимися по развитию речи соблюсти два условия: содержание высказывания и потребность говорить. Речь должна выполнять свою главную функцию – коммуникативную.

Решению поставленных задач способствует подбор и использование на уроках швейного дела эффективных методов обучения.

Из словесных методов чаще всего использую рассказ, объяснение и беседу.

Рассказ применяется для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Важно учитывать имеющийся у обучающихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для обучающихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.
Рассказ воспринимается учащимися с интересом, если педагог излагает материал, используя при этом яркие интересные факты, учитывает возрастные особенности обучающихся, потребность в излагаемом материале.

Например, на вводном занятии в 5 классе можно использовать такой рассказ:

Шитье – это удивительная, новая, неизвестная пока для вас страна тканей, отделочных материалов, ниток, фурнитуры. В этой стране у вас будут замечательные помощники - иглы, ножницы, булавки, напёрстки, утюги, швейные машины. Нельзя отправляться в неизвестную страну, не зная её языка, традиций, правил. Что мы должны знать об этой таинственной стране? Во - первых, начиная шить, надо иметь представление о тканях. Об их составе, поведении их при раскрое, пошиве, и влажно - тепловой обработке. О том, как они будут себя вести в процессе носки. Во - вторых, надо знать какие  инструменты, приспособления и оборудование нам будут нужны для работы. В - третьих мы должны знать правила техники безопасности. Если мы будем соблюдать эти правила, то в этой стране нам будет легко.
Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Если педагог хочет достичь успеха в изложении своего рассказа, активизировать внимание обучающихся, то его рассказ должен быть образным, логичным, эмоциональным, коротким (до 10 мин).

Например, при прохождении темы «Ручные иглы» можно использовать такой рассказ:

Игла – это металлический стержень, выполненный из высококачественной стали; с одной стороны острый, с другой – оформлен ушком. Иглы должны быть острыми, неломкими, гладкими. Иглы бывают различные по толщине и по длине, имеют ушко разной величины. В зависимости от толщины стержня иглы бывают различных номеров: № 1 – 3 – для изготовления изделий из плательных тканей (шёлк, хлопок, шерсть). № 3 – 5 – для изготовления изделий из костюмных тканей. Иглы нечётных номеров длиннее, чем иглы чётных номеров.

При проведении занятий по материаловедению я часто использую короткий занимательный рассказ:

Знаете ли вы, что тюль, кашемир - названия тканей, которыми мы пользуемся, имеют географическое происхождение. Шерстяная ткань кашемир получила своё название по области Кашемир в Индии, откуда её вывозили. Название тюль связано с французским городом Тюль, где он впервые был изготовлен.

Важно также выбрать место и время для рассказа. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – беседой, иллюстрацией, обсуждением.

Объяснение на уроках швейного дела в большинстве случаев сочетается с показом учителем трудовых действий¸ наглядных пособий. Например, объясняя последовательность выполнения того или иного машинного шва, учитель показывает, как этот шов выполняется. Для развития речи обучающихся, этот метод менее эффективен, чем беседа, так как здесь в основном говорит учитель.

Метод беседы один из самых известных и эффективных методов обучения. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью умело поставленных вопросов побудить обучающихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Проводя беседы систематически, учитель приучает обучающихся к высказыванию своих мыслей по обсуждаемым вопросам. Во время беседы обучающимся приходится обдумывать вопросы учителя, следить за высказываниями товарищей и готовить свои ответы.

По назначению беседы бывают:
1.Вводная или организующая. Проводится обычно в начале урока, имеет целью подвести обучающихся к изучению нового материала.
2.Сообщения новых знаний.
3. Обобщающая, Ее цель – осмысление изложенного или изученного материала, углубление и расширение знаний.

4.Заключительная. Проводится в конце урока, в конце темы и имеет ряд задач: обобщение, систематизацию и подведение итогов по материалу, проверку степени понимания и усвоения материала, его закрепление.

5.Контрольно-коррекционная. Имеет целью проверку степени понимания изученного материала, проверку знаний, результатов выполнения самостоятельной работы.

Для успешного применения беседы педагог должен тщательно к ней подготовиться. А именно:

1.Определить тему и цель беседы.
2.Продумать план беседы.
3.Подобрать наглядные пособия.
4.Сформулировать основные и вспомогательные вопросы.
Вопрос, задаваемый обучающимся должен быть дидактически прост, должен ставить перед учащимися только одну задачу. Вопрос должен быть точным и определенным. По содержанию и форме вопрос должен соответствовать уровню развития обучающихся. Он должен быть доступным, но не лёгким. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности. Каждый последующий вопрос должен быть связан с предыдущими логически.

Каждый вопрос задается всей группе и только после небольшой паузы для обдумывания заслушивается ответ. Не следует поощрять обучающихся, «выкрикивающих» ответы. Слабо успевающих обучающихся нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы. Не надо ставить длинные или «двойные» вопросы. Если никто из обучающихся не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, разбить на части, задать наводящий вопрос. Нужно следить, чтобы все обучающиеся принимали активное участие в беседе. Добиваться, чтобы обучающиеся внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы. Правильные ответы одобряются, ошибочные исправляются, разбираются. Учитель в ходе беседы играет активную роль. Он не только задаёт вопросы, но и направляет ответы обучающихся, подводит итог обсуждения.

Вот, например, фрагмент вводной беседы на занятии по теме: «Изготовление прихваток «Листья».

- Какое время года у нас сейчас?

- Осень.

- Какие изменения с листьями вы заметили?

- Изменился цвет листьев.

- Какие цвета осенью стали главными?

- Жёлтый, красный, оранжевый.

- Сегодня мы устроим в швейной мастерской настоящий листопад. Изготовим прихватки для горячего, которые будут иметь форму осенних листьев. Обработаем обтачкой детали листьев. У каждой из вас на столе лежит обтачка. По способу раскроя она какая?

- По способу раскроя - это косая обтачка.

-Какие срезы ткани обрабатывают косой обтачкой?

-Косой обтачкой обрабатывают закруглённые срезы ткани.

- Листья имеют закруглённые срезы, поэтому в работе будем использовать косую обтачку.

Фрагмент обобщающей беседы по теме «Классификация одежды по назначению».

- Какая разница между нарядной и повседневной одеждой?

-Нарядную одежду шьют из более дорогих тканей, она может быть яркой, блестящей, для неё допустима броская отделка. Повседневная одежда более строгая, цветовая гамма сдержанная, отделка скромная.

- Для чего нужна рабочая одежда?

-Рабочая одежда нужна для работы.

- Какие виды рабочей одежды вы знаете?

-Я знаю такие виды рабочей одежды: комбинезон, халат, фартук, поварская куртка.

-Работники, каких профессий носят комбинезон?

-Это - механизатор, строитель, рабочий у станка.

- А кому нужен халат?

-Халат нужен врачу, продавцу, повару.

- А кто наденет фартук?

- Фартук наденет официант, парикмахер, продавец, домашняя хозяйка.

На уроках швейного дела часто используется метод наблюдения. Обучающиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действиями учителя при показе им трудовых приёмов, за технологическим процессом. Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести обучающихся к правильным выводам и обобщениям, и это, несомненно, способствует развитию их речи.

В арсенале учителя швейного дела есть метод демонстрации. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются. Демонстрация образцов одежды начинается с целостного восприятия. Хотя при демонстрации слово и не играет главной роли, оно постоянно сопутствует наблюдению и служит для анализа его хода и результатов. Эффективности метода демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание обучающихся на существенные стороны демонстрируемых явлений.
Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:
1.Все обучающиеся хорошо видели демонстрируемый объект.
2.Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.
3. Важнейшие существенные стороны объекта привлекали максимум внимания.
4.Обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

5. Для повышения речевой активности, очень важно привлекать обучающихся к объяснению увиденного в ходе демонстрации.

Одним из важных составных элементов уроков швейного дела является использование метода наглядности. С помощью наглядных средств обучения становится возможным создание чётких и конкретных образов изучаемых объектов, обеспечивается хорошее усвоение программного материала. Правильное использование наглядности на уроках способствует развитию всех психических функций обучающихся, в том числе и речи. На уроках используются образцы готовых изделий в натуральную величину и в уменьшенном виде, схемы, таблицы, плакаты, рисунки, чертежи, а также все возможности цифровых технологий. Важно наглядные средства обучения использовать разумно, рационально, не перегружать ими урок, так как их чрезмерное количество утомляет обучающихся. Наглядные средства не только демонстрируются, но и обязательно прорабатываются, проговариваются. Наблюдению обучающихся даётся нужное направление. Обучающиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней, проявляют речевую активность.

Важную роль в развитии речи обучающихся играет практический метод.
Практический метод позволяет углубить знания, умения, а также способствует решению задач контроля и коррекции.
Выделяют пять этапов, через которые проходит познавательная деятельность обучающихся на практических занятиях:
1. Объяснение преподавателя, обучающийся осмысливает предстоящую работу.
2. Показ действий преподавателем и инструктаж.
3. Пробная работа. Этап, на котором два-три обучающихся выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускаются ошибки.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно
выполняет задание.
5. Контроль. На этом этапе работы обучающихся принимаются и оцениваются, учитывается качество выполнения, бережное отношение к материалам, скорость и правильное выполнение задания.
Умению устанавливать последовательность выполняемых действий и рассказывать о них придаётся большое значение. Обучая этому, прибегаем к вопросам, которые заставляют осмыслить технологический процесс в целом.

Важно подчеркнуть, что переход к составлению связного высказывания не труден, если работа ведётся в этом направлении планомерно и систематически. Например, обучающемуся предлагается описать изделие по следующему плану:

1.Название изделия.

2.Назначение изделия.

3.Ткани, используемые для пошива.

4.Отделка изделия.

Результативным методом развития речи обучающихся является словарная работа, которая ведется в трех направлениях:

1.Обогащение словарного запаса за счет введения новых слов.

2.Уточнение значений уже известных слов.

3.Активизация пассивного словаря.

Эффективный метод - использование наглядности для обогащения словарного запаса, знакомства с новыми словами, терминами.

Уточнить, закрепить словарные слова полезными являются следующие упражнения:

1.Работа с кроссвордами.

2. Использование ребусов.

3. Работа с загадками.

Из картона сделан он

Называется…шаблон.

*******************

Защита на пальчик-

Железный стаканчик…напёрсток.

*******************

Я – сестра иголки,

Но не шью совсем,

Скалывать детали

Помогаю всем…портновская булавка.

*******************

Без меня иголка

Пропадёт без толка…нитка.

4.Название изделия и его деталей. Название предмета и его частей.

Часть инструмента – ушко, весь инструмент – игла. Деталь изделия – нагрудник, всё изделие – фартук.

5.Исключи лишнее.

Например, по теме «Юбка». Обучающиеся называют детали юбки и находят лишнюю деталь. Например, лишняя деталь – воротник.

6.Работа с технологической и пооперационной картой, когда порядок операций нарушен, а обучающиеся называют правильную последовательность изготовления изделия.

7.Заполни пропущенные буквы. Назови, что это:

Н – жн – цы, и – ла – это…

Вставь согласные буквы и узнаешь инструмент.

И - - а.

- о - - и – ы.

8.При проведении словарной работы помним о межпредметной связи, например, с уроками русского языка.

Словарная работа на уроке «Размер изделия».

Чтобы одежда была удобной и красивой, надо шить ее по определенному размеру. Запишите слово «размер». Разберите по составу слово «размер», найдите корень, подберите однокоренные слова (отмерить, измерить, мера…). Так, что нужно сделать, чтобы узнать свой размер?

– Измерить.

9. Задание на подбор обобщающих слов.

Перед, карман, кокетка, воротник – это…

Пуговицы, замки, крючки, пряжки – это…

10.Словообразование.

Юбка (какая?) - …прямая, клёш, из клиньев.

Обтачка (какая?) - …косая, поперечная, долевая.

Применение перечисленных методов на уроках швейного дела , их разнообразие позволяет мне уйти от однотипности проведения занятий, пробуждает у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интерес к изучаемому предмету, помогает их развитию речи.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ваулина Татьяна Владимировна

Дата: 10.10.2021

Номер свидетельства: 588231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства