При обучении аутичных детей наиболее удачными являются пиктограммы, повторяющие рисунок жеста. Жесты хорошо «читаются» детьми, активизируют произнесение звуков речи.
Когда ребенок научится произносить звуки речи и узнавать буквы, надобность в жестах отпадет;
А - широко развести руки в круг;
О - кисти рук сомкнуть;
У - вытянуть руку вперед ладонью вверх к себе;
Э - махнуть обеими руками;
Ы - резко опустить сжатые в кулаки руки;
И - коснуться указательными пальцами уголков рта вниз и от себя;
Й - провести ладонью по верхней части груди;
Я комплексный жест Й+А;
Е - Й+О;
Ю - Й+У;
Е - Й+Э;
Б - постучать кулаком по столу;
П - тихонько опустить ладонь на стол;
Д - постучать ребром ладони по столу;
Т - как Д только в воздухе;
В - рука двигается вперед, ладонь дрожит справа налево;
Ф - сделать воображаемый «щелбанчик»;
Г - постучать указательным пальцем по столу;
К - согнутую в запястье кисть двигать назад на уровне шеи;
З - «погрозить» указательным пальцем;
С - провести тыльной стороной ладони вдоль нижней губы;
Ж - резким движением поставить руки на пояс;
Ш - горизонтальное движение ладонью справа налево;
М - указательным и средним пальцами сжать губы сверху и снизу;
Н - прижать указательный палец к переносице;
Р - крутить руки по спирали перед грудью;
Л - показать «пока-пока» обеими ладонями;
Х - погреть ладонь теплым выдыхаемым воздухом;
Ц - указательным пальцем коснуться верхней губы, затем нижней;
Ч - жест «тише»;
Щ - движение ладони вниз «змейкой»;
Ъ/ь - жестами не обозначаются.
Занимающийся с ребенком педагог должен четко осознавать движение органов артикуляции и утрированно произносить вызываемый звук.
А - гласный звук, рот широко открыт, звук вызывается просьбой открыть рот и произнести «а». Если ребенок открывает рот, а выдох отсутствует, можно слегка нажать ему на верхнюю часть живота.
О звук гласный, долгий. Губы растянуты по вертикали, как сама буква «О». Если нужная артикуляторная поза не получается по подражанию, можно добиться произвольного вытягивания губ вперед, предлагая ребенку облизать круглую конфету «чупа-чупс». Следить, чтобы работали только губы ребенка, зубы не должны касаться конфеты.
У гласный долгий звук, Губы стянуты в узкую «дудочку», выдвинуты вперед. Сначала можно пальцами помогать ребенку удерживать необходимый рисунок губ, затем поза удерживается с помощью тоненькой трубочки.
Э гласный звук. Губы и язык расслаблены. Губы в форме горизонтального овала.
Ы - гласный звук, нижняя челюсть несколько выдвинута вперед;
И - гласный высокий звук, губы в улыбке, без напряжения;
Й - подобен краткому «и» с легким придыханием;
Я - гласный сложный звук. Образуется в результате быстрой смены положения губ от позиции «й» к «а»;
Е - гласный сложный звук. Образуется в результате быстрой смены положения губ от позиции «й» к «о»;
Ю - гласный сложный звук. Образуется в результате быстрой смены положения губ от позиции «й» к «у»;
Е - гласный сложный звук. Образуется в результате быстрой смены положения губ от позиции «й» к «э»;
Б - согласный звук, щеки надуты, губы сомкнуты, ноздри зажаты, звук –звонкий. Звонкость звука контролируется осязанием тыльной стороной ладони вибрации голосовых связок. Можно вызвать вибрацию нижней губы путем быстрого, легкого постукивания по ней;
Д - согласный звонкий звук. Язык слегка высовывается вперед между зубами и как бы отталкивается от них. Если отработан звук «н» или он имеется в спонтанном произношении ребенка, можно зажать его ноздри для получения Д - образного звука;
Т - глухой согласный звук. Язык между зубами, слегка толкается о зубы;
В - слегка прикусить верхними зубами нижнюю губу. Обязательно должны быть видны зубы. Верхнюю губу можно придерживать пальцами, чтобы образовалась губно-зубная смычка. Звук В звонкий согласный. При вызывании звука хорошо использовать упражнение на задувание свечи;
Ф - согласный глухой звук. Слегка прикусить верхними зубами нижнюю губу. Верхнюю губу при необходимости следует придерживать пальцами, чтобы она не касалась нижней губы;
Г - согласный звонкий звук. Язык уходит в глубь рта, соприкасается в виде смычки корнем языка с мягким небом. Можно помочь ребенку, отодвинув его язык в глубину рта конфетой «чупа-чупс»;
К - согласный глухой звук. Язык уходит в глубь рта и соприкасается с мягким небом. Помощь как и при вызывании звука «г»;
З - согласный свистящий звук. Углы рта максимально растягиваются в обе стороны, хорошо видны зубы. Кончик языка касается десен нижних зубов. Сквозь щель между зубами выходит прохладная легкая струя воздуха;
С - согласный глухой звук. Положение губ и языка такое как и при произношении звука З;
Ж - согласный шипящий звук. Язык поднят к твердому небу в форме «чашечки» и отодвинут в глубь рта, что достигается путем нажатия на щеки вблизи углов рта. Сквозь щель между зубами выходит струя теплого воздуха. Губы округлены;
Ш - согласный глухой звук, шипящий. Положение губ и языка такое же как и при произношении звука «ж»;
М - носовой долгий согласный звук. Губы плотно сжаты, и воздушная струя выходит через носовую полость. Для получения звука можно слегка сжать губы ребенка и придержать естественный выдох;
Н - носовой долгий согласный звук. Язык поднят к твердому небу, губы полуоткрыты и видны зубы. Воздушная струя уходит в нос;
Р - согласный, звонкий, долгий вибрирующий звук. Вибрирует кончик языка, соприкасаясь с альвеолами (подушечками верхних десен);
Л - согласный долгий звук. Кончик языка поднимается вверх и крепко упирается в альвеолы за верхними зубами. При необходимости ставится в межзубной позиции;
Х - глухой согласный звук. Рот широко открыт, язык уходит вглубь рта, теплая воздушная струя выходит свободно;
Ц - согласный сложный краткий звук. Образуется быстрой сменой позиции языка от «т» к «с». Губы растянуть в улыбку;
Ч - согласный сложный звук. Образуется быстрой сменой позиции языка от «т» к «ш»;
Щ - произносится как мягкий звук Ш+Ь.
Так как у неговорящих детей не согласована артикуляция, речевой выдох и голосоподача, сначала может возникнуть беззвучное повторение звуков, затем шепотное, и лишь потом подключается голос. Но это относится только к произвольному произнесению звуков по просьбе взрослого, непроизвольные вокализации ребенка значительно обогащаются и звучат в полный голос. Это указывает на успешность проводимой коррекционной работы.