kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические материалы для работы в BLACK BOX (Тёмная комната) с детьми со зрительной депривацией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Black Box или Тёмная комната - это окружающая среда наполненная различного рода стимуляторами, которые служат для развития зрительного  анализатора. Такие комнаты используют в работе с детьми со зрительной депривацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для работы в BLACK BOX (Тёмная комната) с детьми со зрительной депривацией.»



BLACK BOX


BLACK BOX или темная комната - это окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые служат для развития зрительного анализатора, слухового, осязательного, а так же для развития памяти, внимания, мышления. Темная комната это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Для создания такой комнаты послужил случай, когда незрячий ребенок увидел в темноте светящийся предмет. Такие комнаты, используются для работы с детьми с различными нарушениями зрения в Германии, Финляндию. В России такая комната используется в работе с детьми с различными нарушениями в городе Санкт - Петербурге. Первыми создателями темной комнаты считаются немцы. Создавая такую комнату, в которой необходимо использовать только определенные дидактические материалы, они ставили перед собой две модели:

Первая - когда незрячий человек может оказаться на месте зрячего и вторая –когда зрячий может оказаться на месте незрячего. Работая в темной комнате с детьми, у которых различные нарушения зрения, одновременно решаем задачи обучающего и развивающего характера. Адекватно дозируемые занятия можно проводить с детьми разного возраста. Так как BLACK BOX

ранее в учебно - коррекционной практике не применялся, опыта использования на сегодняшний день недостаточно, в связи, с чем методическая литература находится в стадии разработки.

Темная комната представляет собой:

  1. Помещение не менее 16кв.м., полностью изолированное от попадания световых лучей. Мебели в темной комнате быть не должно. Дети должны свободно передвигаться по ней не испытывая страха, что могут наткнутся на какой то предмет и получить травму;

  2. Стены и потолок комнаты должны быть покрашены в черный цвет или отделаны матовой черной тканью;

  3. Освещение должно обязательно регулироваться (плавно включаться и выключаться)

  4. Стены должны быть мягкими. Это необходимо для того чтобы дети перемещаясь по комнате не получили различные травмы;

  5. Для проведения занятий необходима лампа ультрафиолетового излучения, которая прикрепляется к вертикальной стенке комнаты под потолком;

  6. Напольные маты необходимы, для проведения занятий на полу;

  7. Стол черного цвета на одного или двух учеников не более. Он должен быть компактный, мобильный, легкий и находится в темной комнате только тогда, когда это требует определенной занятие (рисование светящимися красками или занятия на световом коробе);

  8. Учебно – коррекционный материал необходимый для проведения занятий должен обязательно светиться в темноте или под включенной ультрафиолетовой лампой;

  9. Все приборы и дидактический материал, который используется при работе в темной комнате, должен храниться в другом помещении.


Технические требования.


  1. Электрооборудование комнаты должно соответствовать ПУЭ (правилам устройства электроустановок), ПТЭ и ПТБ (правила технической эксплуатации электроустановок потребителей).

  2. Соответствовать требованиям правил пожарной безопасности.

  3. Помещение должно иметь возможность создания затемнения достаточное для наглядного наблюдения световых эффектов.

  4. Всё оборудование комнаты и применяемые дидактические материалы и пособия должны соответствовать действующим экологическим, санитарно – гигиеническим правилам Ростехнадзора.


Ограничения и противопоказания.


С целью усиления медико – психологического воздействия перед началом занятий необходимо:

  1. познакомить детей с каждым прибором, дидактическим материалом, который будет использоваться на данном занятии.

  2. Научить:

- концентрировать на нем внимание;

- выполнять определенные действия;

- принимать удобные для занятия позы.

Включение различных световых проборов, воздействующих на восприятие, требуют постепенности и периодичности.

Нельзя:

  1. использовать сразу большое количество интерактивных приборов одновременно;

  2. предлагать для одновременного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы.

Необходимо:

  1. гармонизировать сочетание приборов, направленных на развитие или коррекцию зрительного и других анализаторов;

  2. делать опору на сохранные анализаторы; слуховой и тактильный;

  3. максимально использовать остаточное зрение у таких детей во время занятий в темной комнате.

Для проведения занятий с различными категориями детей с использованием интерактивного оборудования необходимо от врача, на каждого ребенка:

  1. получить разрешения от врача для занятий в темной комнате;

  2. получить рекомендации от врача;

  3. изучить зрительный диагноз;

  4. изучить сопутствующие заболевания.

поэтому крайне осторожно следует подходить к занятиям с детьми с различными нарушениями зрения, имеющими следующие проблемы:

Астенические нарушения.

Занятия с такими детьми в интерактивной среде приводя к быстрому утомлению, поэтому время занятий должно быть строго ограничено и заканчивать должно до того, как наступит спад активности. Время пребывания в темной комнате для данной категории детей необходимо наращивать от занятия к занятию.


Коммуникативные нарушения.

Для работы с такими детьми необходимо исключить резкие переходы от одного стимула к другому.


Синдром гиперактивности.

Необходимо регламентировано использовать в работе с такими детьми визуальные и тактильные раздражители.


Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии.

Занятия с детьми, страдающими данным заболеванием, проводятся только после консультации с врачом – психоневрологом. Если врач допускает ребенка до занятий в темной комнате, то занятие должно быть строго ограничено. Нельзя использовать мигающие световые приборы (волшебная нить с контроллером, интерактивная панель и др.). Дети заходят в помещение только тогда, когда один из осветительных приборов, который используется на занятии с ними, уже включен.


Умеренная и тяжелая умственная отсталость.

Таким детям лучше всего заниматься индивидуально и не следует предлагать на занятиях предметы, которые требуют точного уровня взаимодействия на тактильном уровне (волшебная нить с контроллером, интерактивная панель и др.)


Психоневрологические заболевания.

Не рекомендуется проводить занятия в темной комнате с детьми, которые проходят лечение различными психотропными препаратами. Необходима рекомендация врача в каждом конкретном случае.


При работе с детьми с различными нарушениями зрения используются тактильное и слуховое восприятие и обязательно остаточное зрение. Так как дети испытывают разные трудности при выполнении заданий из – за специфики своих заболеваний, то необходимо использовать словесную инструкцию.

В темной комнате представлено различное оборудование применение, которого не имеет противопоказаний. Нами используется оборудование, которое разработано в научно – методическом отделе ООО «ПКФ «АЛЬМА», а также оборудование и различные дидактические материалы, которые разработаны за рубежом.


Описание оборудования, которое можно использовать для работы с детьми с различными нарушениями зрения в темной комнате.


Маты.

Маты напольные служат в качестве мягкого напольного покрытия, на котором дети могут лежать, сидеть, двигаться. Они обеспечивают комфорт и безопасность во время занятий, которые проходят на полу. Используются маты бежевого цвета или любого темного цвета, которые не будут видны в темной комнате.


Пузырьковая колонна.

Выполнена из органического стекла или прозрачного пластика, заполненного водой, внутри которого перемещаются вверх , вниз, в стороны разноцветные

шарики, рыбки, пузырьки. Такая колонна необходима и очень эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений.


Прибор динамической заливки света.

С помощью этого прибора на любой поверхности темной комнаты создается световое пятно, переливающееся разными красками и узорами. Скорость цветных переливов устанавливается в зависимости от предпочтений пользователя. С помощью такого прибора дети знакомятся с различными цветами и цветовыми оттенками. Способствует развитию зрительного восприятия, воображения, внимания.



Интерактивная панель « Осенний лист».

Экран с огромным числом светодиодов, создающий эффект падающих листьев. В зависимости от выбранного режима листья меняют свой цвет и направления движения, падают то быстрее то медленнее. Панель используется для развития пространственных представлений, для развития общей и мелкой моторики, для стимуляции зрительного восприятия.


Волшебная нить с контроллером.

Пластиковая трубка с цветными лампочками внутри. При помощи контроллера можно задавать различные режимы, в соответствии с которыми свет путешествовать внутри трубки. Она абсолютно безопасна. Стимулирует зрительное и тактильное восприятие, развивает координационные способности, позволяет активизировать внимание.


Оптиковолоконный пучок торцевого свечения «Светлячок».

150 нитей из фиброоптических волокон длиной 2м, собранные в пучок. На концах нитей то загораются, то гаснут огоньки. Нити можно перебирать, держать, обматывать вокруг тела, рук. Изменяющиеся цвета стимулируют внимание, зрительное восприятие и формируют представления о цветовых оттенках.


Светильник «Пламя».

Имитирует пламя костра. Используется для работы с детьми, как стимулятор визуальных ощущений.


Светильник «Фонтан света».

Этот светильник полезно использовать для стимуляции зрительных ощущений.


Светильники «Релакс-3», «Релакс-4»

Имеет пять режимов работы Включаются и выключаются громким хлопком в ладоши. Используются для развития зрительных, тактильных ощущений, концентрации внимания, координации движений «глаз –рука- ухо».


Набор из 6 красок, светящихся в ультрафиолетовом свете.

Специальные краски для рисования в темной комнате, которые при нанесении на стену, бумагу под воздействием ультрафиолетового света начинают светиться. Используют для знакомства с различными оттенками, для развития зрительного восприятия, воображения, мелкой моторики.


Магические жезлы.

Набор из 8 жезлов, которые ярко светятся различными цветами в свете ультрафиолетовой лампы. Это эффективное средство для стимуляции зрительного восприятия, способствуют развитию координации «глаз-рука». Их хорошо использовать при различных упражнениях для развития глазо -двигательного анализатора.


Различный дидактический материал.

Различные наборы форм, предметов различной величины, которые светятся в свете ультрафиолетовой лампы и без неё. Они эффективно используются в работе, при развитии зрительного восприятия, памяти, внимания.


Рекомендуемые наборы далеко не все перечисленные, которые могут использоваться на занятиях с детьми с различными нарушениями зрения в темной комнате.


Принципы, направления и задачи.


Общеразвивающая, коррекционно – образовательная работа с детьми с различными нарушениями зрения осуществляется в соответствии с принципами

  1. онтогенетический

  2. ранней коррекционной работы с детьми

  3. учет индивидуальной особенности ребенка

  4. учет зрительного заболевания и сопутствующих

  5. максимальное использование сохранных анализаторов, особенно остаточного зрения

  6. общие дидактические принципы


В основе занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежат коррекционные программы по развитию зрительного восприятия для детей Ш – IV видов. Работа со школьниками проводится с учетом программных требований их основного, дополнительного образования и медицинских показателей, а также индивидуальных особенностей ребенка.

Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях

  1. используется гибкая форма работы (индивидуальная, в парах, подгрупповая и групповая)

  2. учитывается режим основной деятельности детей

  3. учитываются интересы детей и возраст

  4. учитываются медицинские показатели


Поставленные задачи, которые решаются в интерактивной среде зависят от направленности учреждения, в котором ведется данная работа. В данном случае это развитие зрительного восприятия путем использования интерактивного оборудования в темной комнате и преследуются две цели: зрячий должен на время почувствовать себя слепым, а слепой встать на место зрячего.

В интерактивной среде, которая создается в темной комнате с помощью специального оборудования, осуществляется немедикаментозное воздействие на различные отделы головного мозга, что обеспечивает усиление мозгового кровообращения.

Занятия в темной комнате длится от 7 до 20 минут и его можно разделить на два этапа

  1. подготовительный

  2. основной.

Подготовительный этап.

Направлен на знакомство непосредственно с самой комнатой, с её пространством, с оборудованием. Создается атмосфера доверия и безопасности. Основное внимание уделяется тому, чтобы дети научились сосредотачиваться на объектах, представленных в темной комнате, а также словесным инструкциям. На этом этапе изучаются индивидуальные особенности каждого ребенка. Знакомство с интерактивным оборудованием следует проводить постепенно. Сначала их включают в освещенной комнате, а затем предупреждают об отключении основного освещения (оно осуществляется плавно) и о том, что в комнате станет темно, и он сможет увидеть «падающие листья».

Основной этап.

1. Создание познавательной основы путем беседы, которая направлена на уточнение, расширение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием.

2. Формирование эмоциональной готовности к занятию. Речь специалиста плавная, спокойная.

3. этап активного действия – взаимодействие с интерактивной средой. На этом этапе детей учат передавать различные движения, жесты, мимику.

Можно также использовать любые формы работы, которые ведут к достижению поставленных задач, соблюдая при этом все правила предосторожности при взаимодействии с интерактивным оборудованием и помня основной принцип - не навреди.



Обязательные условия при проведении занятий в темной комнате .

Все индивидуальные занятия подбираются с учетом зрительного диагноза и индивидуальными особенностями ребенка. Если занятие проводится с подгруппой то, группа формируется с учетом зрительного диагноза и к каждому ребенку индивидуальный подход.


Примеры проведения занятий.

(занятие для детей с остатком зрения).


Цель: закрепление сенсорный эталон цвет (оттенки).

Задачи:

Коррекционные:

развивать: - слуховую и зрительную память;

- зрительное внимание;

- зрительно – моторную координацию;

Дидактические:

закреплять: - цветовосприятие (поиск, обнаружение, фиксация по

насыщенности);

- составление цветового ряда по возрастанию и убыванию;

- умение группировать предметы по цветовым гаммам;

Воспитательные:

- воспитывать культуру учебного труда;

- развивать коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование:

  1. Парта.

  2. Белые перчатки.

  3. Комплект разноцветных рыбок.

  4. Аквариум с разноцветными рыбками.


Содержание занятия: (занятие проходит в полной темноте при включенной ультрафиолетовой лампе и длится не более 10 – 12 мин)

  1. Название темы занятия.

  2. Напомнить о правилах техники безопасности.

  3. Эмоциональный настрой на занятие.

  4. Коррекционные упражнения.

  5. Основная часть.

  6. Заключительный этап


Коррекционные упражнения (способствующие расслаблению мышц глаз, улучшению кровообращения).

(во время проведения упражнений обязательно используются перчатки, руки лежать на парте)

  1. Крепко зажмурить глаза (3 – 5сек. счет до 5) руки на парте перед собой сжаты в кулак, затем открыть глаза пальцы разжать ( повторить 6 – 8 раз) Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз, улучшает кровообращение.

  2. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев (обязательный контроль на веки не давить, движения медленные и плавные) повторить в течении 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышц, улучшает кровообращение.

  1. Быстро моргать глазами в течении 1 мин (с перерывами) одновременно сжимая и разжимая пальцы рук). Улучшается кровообращение.

Основная часть.

  1. Перед началом основной части занятия ребенку дается установка «Смотри внимательно! («Смотри внимательно и запомни!» при усложненном варианте)

  2. На парту ставиться аквариум с плавающими цветными рыбками. Ребенок рассматривает их в течении 1 – 2 мин и должен ответить на поставленные вопросы. (Аквариум убирается при усложненном варианте)

- Сколько плавало рыбок?

- Сколько рыбок поднималось вверх аквариума?

- Сколько рыбок опускалось вниз аквариума?

- Одного цвета были рыбки ?

- Назови сколько рыбок было ………цвета и сколько……..цвета?

3. Ребенку предлагается поднимать и опускать медленно руки вместе с рыбками вверх, вниз ( прослеживается движение глазами)

(При усложненном варианте по памяти дается задание «Попробуй изобразить движение руками, как плавали рыбки в аквариуме :

- вверх (поднимает руки вверх). Движения рук прослеживаются глазами.

- вниз (медленно опускает руки вниз). Движения рук прослеживаются

глазами.)

4. Разложи рыбок на парте по цветовым оттенкам

- от светлого к темному

- от темного к светлому


Заключительная часть.

  1. Подводится итог занятия.

  2. Дается оценка.

  3. Обязательное предупреждение о включении света. Свет включаем медленно.


Во время всего занятия обязательно спрашиваем детей, как они себя чувствуют. При необходимости занятия срочно прекращаются.

Примеры проведения занятий.

(занятие для слабовидящих).


Цель: Знакомимся с созвездием «Малая медведица»

Задачи:

Коррекционные:

развивать: - слуховую и зрительную память;

- зрительное внимание;

- зрительно – моторную координацию;

- глазодвигательный анализатор;

- ориентировку в малом пространстве;

- глазомер.

Дидактические:

закрепить: - распознавание геометрических фигур в созвездии;

- умение воспроизвести заданное изображение.

Воспитательные:

- воспитывать культуру учебного труда;

- развивать коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование:

  1. Парта.

  2. Белые перчатки.

  3. Комплект светящихся звезд.

  4. Мяч



Содержание занятия: (занятие проходит в полной темноте при включенной ультрафиолетовой лампе и длится не более 10 – 12 мин)

  1. Название темы занятия.

  2. Напомнить о правилах техники безопасности.

  3. Эмоциональный настрой на занятие.

  4. Коррекционные упражнения.

  5. Основная часть.

  6. Заключительный этап


Коррекционные упражнения (глазодвигательные упражнения способствующие стимуляции движений глаз, тренировке глаза фокусировать изображения. Во время проведения упражнений обязательно используются перчатки. Руки лежат на парте).


  1. Поднять одновременно глаза и руки вверх (счет до 5). Опустить глаза и руки (счет до 5). Упражнение повторять 5 раз.

  2. Взять мяч в руки. Поднять мяч на уровне глаз, широко открыть глаза, посмотреть на мяч (счет до5). Опустить мяч (счет до 5). Упражнение повторять 5 раз.

  3. Вытянуть руки с мячом вперед, поднести мяч к носу, отвести в исходное положение. Глазами следить за мячом. Упражнение повторять 5 раз.

  4. Вытянуть руки с мячом вперед. Раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом (счет до5) Упражнение повторять 5 раз.

Основная часть.

  1. Перед началом основной части занятия уточняем, знает ли ребенок что такое созвездие?

  2. На доске изображено созвездие «Малой медведицы». Задаем вопросы

- Что за созвездие изображено? (Созвездие «Малой медведицы)

- Из чего состоит созвездие? ( Из звезд)

- Из каких геометрических фигур оно состоит? (Прямоугольник )

- Сможешь назвать количество этих фигур? (Одна)

- Сколько звезд входит в состав созвездия?

- На одинаковых расстояниях друг от друга находится каждая из звезд?

- Звезды одинаковой величины?

3. Запомни расположение звезд и расстояние между ними.

4. Изобрази на парте это созвездие. ( созвездие закрывается и ребенок по памяти должен его воспроизвести).

5. Сравниваем полученное созвездие с тем, которое на доске.

Заключительная часть.

  1. Подводится итог занятия.

  2. Дается оценка.

  3. Обязательное предупреждение о включении света. Свет включается медленно.


Во время всего занятия обязательно спрашиваем детей, как они себя чувствуют. При необходимости занятия срочно прекращаются.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ольга Александровна Сыркина

Дата: 20.10.2021

Номер свидетельства: 589008


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства