Метод замещающего онтогенеза в логопедической работе с обучающимися с ОВЗ
Метод замещающего онтогенеза в логопедической работе с обучающимися с ОВЗ
В статье описана суть метода замещающего онтогенеза. А так же особенности его применения в логопедической работе с детьми младшего шконльного возраста с умстенной отсталостью (интлеллектуальными нарушениями).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод замещающего онтогенеза в логопедической работе с обучающимися с ОВЗ»
Учитель – логопед
Чинных Д.С.
Метод замещающего онтогенеза в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) легкой степени
В современном мире заметно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в результате чего становится больше коррекционных школ для их обучения. При этом каждый из специалистов старается помочь ребенку социализироваться в обществе, быть таким как все. Но для многих становится вопросом: «Как именно помочь ребенку, какой подход к нему найти для того чтобы получить положительный результат в его развитии и была видна динамика?»
Поэтому психологи, логопеды, неврологи утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты, и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть нам важно найти более эффективное направление работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таковым является метод замещающего онтогенеза в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (УО) легкой степени.
Методика была создана в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005). Более подробно раскрывает суть метода А.В. Семенович, которая основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".
Так как в основе метода лежит нейропсихологический подход, то мы бы хотели построить коррекционную логопедическую работу с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) легкой степени (1 вариант обучения). Каждый педагог понимает, что ребенок обучаем, и каким бы он не был, необходимо ему дать образование. Для этого необходимо знать его особенности, то есть психолого – педагогическую характеристику.
Для данного контингента характерно: сужение объема зрительного восприятия, затруднения в ориентировании. Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована. Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная сохранность наглядно-образного мышления. Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).
Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.
Работу с такими детьми ведется многими специалистами, но для нас важно именно логопедическое воздействие. Поэтому мы рассмотрим и проанализируем направления метода на основе нейропсихологического подхода.
Цель метода замещающего онтогенеза (МЗО) — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка. Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.
Программа по МЗО включает в себя дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания». Правильный ритм дыхания у детей является основой произвольной саморегуляции. Ритмичное дыхание обеспечивает хорошее самочувствие, энергетический тонус, развивает концентрацию внимания. Ритмирование организма через дыхание — основа нейропсихологической коррекции СДВГ (по Сиротюк А.Л.).
«Растяжки» позволяют скорректировать мышечный тонус, нарушения которого может являться как показателем, так и причиной нарушений психического развития или здоровья ребенка (гипо- или гипертонус). Всем известно такое явление, как ходьба или даже бег "на цыпочках" ребенка раннего возраста.
Глазодвигательные упражнения - отслеживание предмета глазами на разных уровнях и направлениях. Выполняются примерно также, как и диагностика у невропатолога, но здесь цель именно тренировка. В норме оба глаза двигаются одновременно и плавно, не соскальзывают с предмета и не отстают друг от друга. Этот блок упражнений очень важен, потому что ядра черепных нервов, управляющих движениями глаз находятся в структурах, которые отвечают энергетическое обеспечение работы мозга.
Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («Ползание») направлено на формирование координации движений. Включает упражнения на ползание вперед, назад, вправо и влево. С помощью МЗО формируется база для полноценного «включения» психических функций (внимание, память) в овладение школьными знаниями.
Таким образом, мы можем применить МЗО в логопедической работе, но стоит учитывать, что МЗО, как и любой другой метод, имеет противопоказания, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом. И при этом важно правильно построить сам процесс работы, учитывая его индивидуальные особенности. А так же применить комплексный подход и заинтересованность родителей.
Список литературы
Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер. - М., 2003. – 176 с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А.В. Семенович. — М., 2017. - 474с.
Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н.М. Назарова. - М., 2003.- 272 с.