kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс по ритмике в 4 классе на тему: "Волшебный мир природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день! Мы провели в мастер - класс по ритмике в 4 классе на тему "Волшебный мир природы", увидели практические методы и приемы использования ритмических игр, упражнений, я рекомендую применять на уроках ритмики с начальных учащихся для развития чувства ритма.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по ритмике в 4 классе на тему: "Волшебный мир природы"»

Областное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья №87»













Мастер-класс по теме:

«Волшебный мир природы»



















Провела: учитель ритмики Шарафетдинова О.Г.







г. Ульяновск

2020

«Волшебный мир природы».



Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей ритмики по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей, на уроках ритмики.


Форма проведения: педагогическая мастерская.


Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы на уроках, способствующих развитию навыков чувства ритма у обучающихся с нарушением слуха.


Задачи:


- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у начальных школьников;

- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых упражнений;

- показать практическую значимость использования данного комплекса упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.


Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, ритмо-палочки, карточки с различными ритмами, детские ударные музыкальные инструменты.


Продолжительность проведения: 40 минут


Целевая аудитория: учителя ритмики.


План проведения мастер - класса:

- проведение занятия с демонстрацией эффективных приёмов работы;

- рефлексия (дискуссия) по результатам проведенного мастер-класса.


Предполагаемый результат: участники получат знания об эффективных приёмах развития чувства ритма. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.


Пояснительная записка.


Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с обучающимися школы-интерната №87 по теме «Волшебный мир природы», посвященный знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию чувства ритма у учащихся.










Мастер – класс на тему:


«Волшебный мир природы».


Цель: - Формировать у учащихся чувство ритма в музыкальной деятельности, побуждать их к музицированию на ударных музыкальных инструментах, активизировать музыкально - ритмический слух и способности.


Задачи:

Образовательные:


- Создать условия для развития творческой активности учащихся;

- Формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству;

- Содействовать гармоничному развитию творческой личности.


Воспитательные:


- Воспитывать музыкальную культуру учащихся;

- Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.


Коррекционно - развивающие:


- Развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память, творческое воображение, слуховую фантазию;

- Развивать музыкальные способности у начальных школьников;

- Формировать потребности в самовыражении, самопознании, самореализации;

- Формировать музыкальный вкус и интересы детей;

- Формировать самостоятельные исполнительские навыки в музицировании на ударных музыкальных инструментах;

- Развивать творческие способности детей, создавать радостную, творческую атмосферу;

- Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь, мелкую моторику кистей рук и пальцев).

- Создавать условия для пополнения музыкального словарного запаса, а также успешной социализации учащихся.


Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: беседа, объяснение;

- наглядные методы: демонстрация, звуковой, наблюдения учащихся, комбини-рованный;

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- репродуктивный метод (разучивание, повторение и закрепление материала);

- исследовательский метод (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- метод активизации зрительного и слухового восприятия;

- метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);

- метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание проблемно - поисковых ситуаций;

- создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творчеству и практической деятельности).

3. Коррекционные методы:

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.

4. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные методы контроля;

- групповые и индивидуальные.

5. Методы поощрения:

- благодарность, одобрение словом.


Приемы:

- дидактические игры;

- ритмические упражнения (потешки, попевки, песенки);

- соревнования  между подгруппами.

- создание собственных приемов игры на ударных музыкальных инструментах.


Музыкальное оборудование:

Музыкальный центр, ударные музыкальные инструменты (ложки, бубен, колокольчики, треугольник, маракасы, металлофон, ритмо-палочки).


Используемые технологии:

«Обучение в сотрудничестве», разноуровневый и дифференцированный подход, игровые, личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные.




Ход занятия


  1. Организационный момент.


Вход детей в класс. Приветствие учителя, обучающихся и гостей.

Настроить внимание детей на активную работу.  


  1. Вступительное слово учителя.


У: - Сегодня у нас с вами необычное и очень интересное занятие, так как мы сегодня всё занятие посвятим играм, но необычным играм - ритмическим. Игры и упражнения, которые мы будем выполнять, помогают развитию ритмического слуха, а также они влияют на самые важные процессы человека - память, внимание, фантазию, мышление, восприятие, речь.

- Тема нашего занятия сегодня «Волшебный мир природы».


- Существует много разнообразных ритмических игр с ударными музыкальными инструментами и без них, которые помогают развитию ритмического слуха. Часть этих игр мы сегодня покажем нашим гостям.


  1. Основная часть занятия.


У: - 1 ИГРА, которую вам предстоит выполнить, называется «Ритмические словечки».


Цель: Освоение  ритмических блоков в речи.

Ход игры: 1) Учитель предлагает прочитать слова овощей и фруктов, и одновременно прохлопать ритм этих слов.


Например: Кар-тош-ка, свёк-ла, о-гу-рец, реп-ка.

Виш-ня, смо-ро-ди-на, ли-мон, яб-ло-ко.


( Вопросы: Найдите похожие слова? Найдите слова, где сильная 2 доля, 3 доля)

2) Далее учитель показывает ритмический рисунок. К нему надо подобрать соответствующие слова из фруктов или овощей.

3) Учитель раздает карточки со словами животных, а они в свою очередь должны к своей карточке подобрать карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову.

- Молодцы, справились с 1 игрой.


У: - 2 ИГРА называется «Озвучь потешку».


Цель: умение фиксировать ритм небольших фраз на ударных музыкальных инструментах. Соблюдать чёткий ритм, темп.

Ход игры: Учащимся предлагается прочитать потешку с хлопками, затем выбрать музыкальный инструмент и исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.

  1. Мы ногами топ-топ-топ,
    Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.
    И туда, и сюда

Повернёмся без труда.

- Молодцы, справились и со 2 игрой.


У: - 3 ИГРА называется «Запомни и повтори».


Цель: умение  выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция  детского внимания.

Ход игры:  Учащиеся воспроизводят за педагогом цепочку ритмических рисунков на ударных музыкальных инструментах в определенном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая последовательность музыкальных инструментов).

- Молодцы, справились и с этой игрой.


У: - Есть много упражнений на внимание с использованием ритмических движений, которые можно использовать в виде физминутки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания, снимают напряжение.

  1. Педагог и учащиеся исполняют песню Н. А. Ветлугина «Лесенка» с ритмическими движениями. 

  2. ПЕСНЯ-ПОПЕВКА «Светит солнышко» с ритмическими движениями.

Светит солнышко для всех,

Чтоб звенел весёлый смех,

Детвора не плакала.

Светит солнышко для всех,

Чтоб звенел весёлый смех,

Светит одинаково.




У: - 4 ИГРА называется «Угадай, на чем играю?».


Цель: уметь эмоционально и выразительно исполнять на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпанемента.

Ход игры: Учащиеся делятся на группы:

1 группа должна вступать с игрой на музыкальных инструментах на маршевый характер музыки;

2 группа вступает на танцевальный характер музыки;

3 группа – на песенный характер музыки.

Каждая группа исполнителей должна передать характер и ритм своего музыкального фрагмента.

Музыкальные фрагменты: П. Чайковский «Неаполитанская песенка», Беккер «Радость победы», П. Чайковский «Полька», В. Моцарт «Колыбельная»,

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Русская народная «Светит месяц».

- Молодцы, справились с игрой.


У: - 5 ИГРА называется «Угадай, кого зову».


Цель: умение четко реагировать на ритмическую особенность имён и согласованно воспроизводить его на музыкальных инструментах.

Ход игры (1 вариант): Учащиеся вспоминают, из скольких слогов и ударов состоит их имя. Педагог или ученик простукивает ритм имени ребёнка в полной форме (Лиза, Айдамир, Анастасия) на ударном музыкальном инструменте, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и повторить его на своем ударном музыкальном инструменте.

Ход игры (2 вариант): Педагог или ученик, бросая мяч вверх, прохлопывает ритм имени ребёнка по слогам, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку. Мяч переходит к тому участнику, кто первым поднял руку. Продолжая игру, участник бросает мяч вверх, прохлопывая имя следующих игроков.

- Молодцы, справились и с этой игрой.



У: - 6 ИГРА называется «Угадай мелодию!»


Цель: умение правильно и четко прохлопать ритм песни в одном темпе, а затем найти ритм песни на ритмических карточках.

Ход игры: Учащиеся выбирают карточку, где написана фраза песни, прохлопывают ритм фразы песни, после этого ребята должны найти данную песню на ритмических карточках.

- Молодцы, справились с игрой.



У: - 7 ИГРА с ритмо-палочками.


Цель: развивать внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

«Дождик»

Дождик, Дождик, (2 раза стучим перед собой палочкой)

Кап-Кап (передаём соседу справа) Кап-Кап (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Мокрые дорожки! (2 раза стучим перед собой палочкой)

Нам нельзя (передаём соседу справа) идти гулять (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Мы (2 раза стучим перед собой палочкой)

Намочим (передаём соседу справа), ножки! (берём другую палочку, переданную соседом слева)

Кап-Кап (2 раза стучим перед собой палочкой)


  • Потом все движения проделать в другую сторону

  • Потом в 2 раза быстрее, т.е. удар и передача на каждую четверть.

- Молодцы!



  1. Обобщение.


У: - Наше занятие подошло к концу. Понравилось вам занятие?

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Сегодня вы все молодцы, активно трудились над созданием правильного ритма, импровизации, узнали много новых и интересных ритмических игр с музыкальными инструментами и без них.

- Я благодарю вас за активную работу на занятии. Вы, сегодня, справились со всеми заданиями, играми. Молодцы! Занятие окончено. До встречи.


Выход учащихся из класса.



Вывод:


Вы увидели практические методы и приемы использования ритмических игр, упражнений, которые я рекомендую применять на уроках ритмики с начальных учащихся для развития чувства ритма.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Мастер - класс по ритмике в 4 классе на тему: "Волшебный мир природы"

Автор: Шарафетдинова Ольга Григорьевна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570515

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства