Мастер - класс по ритмике в 4 классе на тему: "Волшебный мир природы"
Мастер - класс по ритмике в 4 классе на тему: "Волшебный мир природы"
Добрый день! Мы провели в мастер - класс по ритмике в 4 классе на тему "Волшебный мир природы", увидели практические методы и приемы использования ритмических игр, упражнений, я рекомендую применять на уроках ритмики с начальных учащихся для развития чувства ритма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей ритмики по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей, на уроках ритмики.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы на уроках, способствующих развитию навыков чувства ритма у обучающихся с нарушением слуха.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у начальных школьников;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых упражнений;
- показать практическую значимость использования данного комплекса упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, ритмо-палочки, карточки с различными ритмами, детские ударные музыкальные инструменты.
Продолжительность проведения:40 минут
Целевая аудитория:учителя ритмики.
План проведения мастер - класса:
- проведение занятия с демонстрацией эффективных приёмов работы;
- рефлексия (дискуссия) по результатам проведенного мастер-класса.
Предполагаемый результат:участники получат знания об эффективных приёмах развития чувства ритма. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Пояснительная записка.
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с обучающимися школы-интерната №87 по теме «Волшебный мир природы», посвященный знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию чувства ритма у учащихся.
Мастер – класс на тему:
«Волшебный мир природы».
Цель:- Формировать у учащихся чувство ритма в музыкальной деятельности, побуждать их к музицированию на ударных музыкальных инструментах, активизировать музыкально - ритмический слух и способности.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для развития творческой активности учащихся;
- Формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству;
- Содействовать гармоничному развитию творческой личности.
Воспитательные:
- Воспитывать музыкальную культуру учащихся;
- Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.
- создание собственных приемов игры на ударных музыкальных инструментах.
Музыкальное оборудование:
Музыкальный центр, ударные музыкальные инструменты (ложки, бубен, колокольчики, треугольник, маракасы, металлофон, ритмо-палочки).
Используемые технологии:
«Обучение в сотрудничестве», разноуровневый и дифференцированный подход, игровые, личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные.
Ход занятия
Организационный момент.
Вход детей в класс. Приветствие учителя, обучающихся и гостей.
Настроить внимание детей на активную работу.
Вступительное слово учителя.
У: - Сегодня у нас с вами необычное и очень интересное занятие, так как мы сегодня всё занятие посвятим играм, но необычным играм - ритмическим. Игры и упражнения, которые мы будем выполнять, помогают развитию ритмического слуха, а также они влияют на самые важные процессы человека - память, внимание, фантазию, мышление, восприятие, речь.
- Тема нашего занятия сегодня «Волшебный мир природы».
- Существует много разнообразных ритмических игр с ударными музыкальными инструментами и без них, которые помогают развитию ритмического слуха. Часть этих игр мы сегодня покажем нашим гостям.
Основная часть занятия.
У: - 1 ИГРА, которую вам предстоит выполнить, называется «Ритмические словечки».
Цель: Освоение ритмических блоков в речи.
Ход игры: 1) Учитель предлагает прочитать слова овощей и фруктов, и одновременно прохлопать ритм этих слов.
2) Далее учитель показывает ритмический рисунок. К нему надо подобрать соответствующие слова из фруктов или овощей.
3) Учитель раздает карточки со словами животных, а они в свою очередь должны к своей карточке подобрать карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову.
- Молодцы, справились с 1 игрой.
У: - 2 ИГРА называется«Озвучь потешку».
Цель:умение фиксировать ритм небольших фраз на ударных музыкальных инструментах. Соблюдать чёткий ритм, темп.
Ход игры:Учащимся предлагается прочитать потешку с хлопками, затем выбрать музыкальный инструмент и исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.
Мы ногами топ-топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп-хлоп. И туда, и сюда
Повернёмся без труда.
- Молодцы, справились и со 2 игрой.
У: - 3 ИГРА называется«Запомни и повтори».
Цель:умение выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция детского внимания.
Ход игры: Учащиеся воспроизводят за педагогом цепочку ритмических рисунков на ударных музыкальных инструментах в определенном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая последовательность музыкальных инструментов).
- Молодцы, справились и с этой игрой.
У: - Есть много упражнений на внимание с использованием ритмических движений, которые можно использовать в виде физминутки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания, снимают напряжение.
Педагог и учащиесяисполняют песню Н. А. Ветлугина «Лесенка» с ритмическими движениями.
Цель: уметь эмоционально и выразительно исполнять на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпанемента.
Ход игры:Учащиеся делятся на группы:
1 группа должна вступать с игрой на музыкальных инструментах на маршевый характер музыки;
2 группа вступает на танцевальный характер музыки;
3 группа – на песенный характер музыки.
Каждая группа исполнителей должна передать характер и ритм своего музыкального фрагмента.
Музыкальные фрагменты: П. Чайковский «Неаполитанская песенка», Беккер «Радость победы», П. Чайковский «Полька», В. Моцарт «Колыбельная»,
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Русская народная «Светит месяц».
- Молодцы, справились с игрой.
У: - 5 ИГРА называется«Угадай, кого зову».
Цель:умение четко реагировать на ритмическую особенность имён и согласованно воспроизводить его на музыкальных инструментах.
Ход игры (1 вариант): Учащиеся вспоминают, из скольких слогов и ударов состоит их имя. Педагог или ученик простукивает ритм имени ребёнка в полной форме (Лиза, Айдамир, Анастасия) на ударном музыкальном инструменте, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и повторить его на своем ударном музыкальном инструменте.
Ход игры (2 вариант): Педагог или ученик, бросая мяч вверх, прохлопывает ритм имени ребёнка по слогам, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку. Мяч переходит к тому участнику, кто первым поднял руку. Продолжая игру, участник бросает мяч вверх, прохлопывая имя следующих игроков.
- Молодцы, справились и с этой игрой.
У: - 6 ИГРА называется«Угадай мелодию!»
Цель:умение правильно и четко прохлопать ритм песни в одном темпе, а затем найти ритм песни на ритмических карточках.
Ход игры: Учащиеся выбирают карточку, где написана фраза песни, прохлопывают ритм фразы песни, после этого ребята должны найти данную песню на ритмических карточках.
Мокрые дорожки! (2 раза стучим перед собой палочкой)
Нам нельзя (передаём соседу справа) идти гулять (берём другую палочку, переданную соседом слева)
Мы(2 раза стучим перед собой палочкой)
Намочим(передаём соседу справа), ножки! (берём другую палочку, переданную соседом слева)
Кап-Кап (2 раза стучим перед собой палочкой)
Потом все движения проделать в другую сторону
Потом в 2 раза быстрее, т.е. удар и передача на каждую четверть.
- Молодцы!
Обобщение.
У: - Наше занятие подошло к концу. Понравилось вам занятие?
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Сегодня вы все молодцы, активно трудились над созданием правильного ритма, импровизации, узнали много новых и интересных ритмических игр с музыкальными инструментами и без них.
- Я благодарю вас за активную работу на занятии. Вы, сегодня, справились со всеми заданиями, играми. Молодцы! Занятие окончено. До встречи.
Выход учащихся из класса.
Вывод:
Вы увидели практические методы и приемы использования ритмических игр, упражнений, которые я рекомендую применять на уроках ритмики с начальных учащихся для развития чувства ритма.