kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ

 СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ

СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

С.А. Игнатьева, О.В. Исайченкова, Д.В. Карпенкова, О.Ю. Якушева


Курский государственный университет


Игнатьева Светлана Александровна

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», доцент кафедры медицины и логопедии

[email protected]

Исайченкова Оксана Викторовна

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», магистрант 1 года обучения

[email protected]

Якушева Ольга Юрьевна

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», магистрант 1 года обучения

[email protected]

Карпенкова Дарья Владимировна

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», магистрант 2 года обучения

Тел. 89300373710


В статье описаны результаты логопедического обследования, основные логопедические технологии, применяемые в рамках реализации проекта по социореабилитации заикающихся дошкольников.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста с заиканием, социореабилитация, коррекционно-логопедическое воздействие.


SPEECH TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL CHILDREN WHO STUTTER SOCIOREABILITACII

Ignatieva Svetlana Aleksandrovna

Kursk State University, аssociate Professor of medicine and speech therapy

[email protected]

Isajčenkova Oksana Viktorovna

Kursk State University, undergraduate year 1

Yakusheva Olga Yuryevna

Kursk State University, undergraduate year 1

Karpenkova Darya Vladimirovna

Kursk State University, undergraduate year 2


This article describes the results of the survey, the basic speech therapy speech technologies applied in the framework of the project on stuttering socioreabilitacii preschoolers.

Key words: children under school age with stuttering, socioreabilitaciâ, remedial effects of speech therapy.


Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребенка обусловливают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения. Особое значение такой подход приобретает в коррекционной работе с заикающимися детьми.

Заиканием в мире страдает 2-4% населения (С.Р. Асланова, Е.Н. Садовникова, В.И. Селиверстов, А.В. Ястребова, J. Luсong, M. Sugarman и др.).

Актуальность проблемы обусловлена тревожными тенденциями увеличения числа детей с заиканием и усложнения общей картины речевого дефекта, структура которого в первую очередь характеризуется нарушением речевого общения. Проблема полноценного владения речью у дошкольников с заиканием является актуальной для современного общества, соответствует приоритетным направлениям развития идей социальной инклюзии.

Целью научно-исследовательского проекта «Контакт? Есть контакт!» являлось создание программы социореабилитации заикающихся дошкольников, которая осуществляется при целенаправленном развитии личности в диалогическом общении.

Проблема создания программы социореабилитации заикающихся дошкольников является актуальной вследствие достаточно широкой распространенности заикания в Курском регионе (до 10% среди отмеченных речевых расстройств); отсутствия специальных логопедических групп для заикающихся дошкольников, комплексных программ их реабилитации; наличия физиологических и психологических особенностей у заикающихся детей, препятствующих их конструктивному общению, школьной и социальной адаптации.

Изучение и анализ трудов Р.Е. Левиной, Ю.Б. Некрасовой, Н.Л. Карповой, В.И. Селиверстова и других исследователей показал, что под социореабилитацией заикающегося понимается восстановление у него нарушенного речевого общения через глубинное преобразование личности и семейной среды. Данный процесс социореабилитации может выступать моделью восстановления полноценного диалогического общения и перестройки личности из неуверенной в себе, коммуникативно ограниченной – в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, социально активной [4].

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-7 лет) с заиканием, испытывающих затруднения в установлении социальных контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками. Для детей с заиканием характерны не только субъективные трудности в использовании речевых средств, но и нарушение коммуникативной функции в целом.

Программа имеет блоковую структуру, реализуется поэтапно по разным направлениям работы: коррекционно-развивающее (логопедические занятия по коррекции заикания и развитию речевого общения); психолого-психотера-певтическое (психодиагностика, коррекция эмоциональных состояний, сказкотерапия, арттерапия, ролевые игры, антистрессовая гимнастика, психотерапевтические беседы с детьми и родителями); телесно-ориентированное направление (дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, релаксационные занятия, система речедвигательных упражнений, логопедический массаж).

Анализ существующего опыта показал, что на данный момент отсутствует опыт социореабилитации заикающихся дошкольников в условиях коррекционно-реабилитационных центров. В литературе представлен единичный опыт семейной логопсихотерапии для заикающихся дошкольников в условиях специальной группы детского сада [2]. Данный факт подтверждает актуальность, социальную и практическую значимость проекта «Контакт? Есть контакт!».

При определении качественных и количественных результатов программа ориентирует на следующие изменения: достижение положительной динамики речевого, коммуникативного и личностного статуса каждого ребенка, что проявляется в совершенствовании всех компонентов речи, развитии навыков диалогического речевого общения; нахождении гармонии в межличностном взаимодействии детей и родителей; принятии родителями активной роли в коррекционно-развивающем процессе.

Реализация предложенной программы социореабилитации заикаю-щихся дошкольников проходила с февраля по апрель 2015 года на базе Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования «Гармония» г. Курска.

В проекте участвовали 7 детей с заиканием 5-6 лет, их родители (7 человек), психологи и психотерапевты Центра (3 человека), магистранты дефектологического факультета КГУ 1 и 2 года обучения (3 человека).

В диагностическом блоке реализации проекта проводилось обследование состояния речевых и неречевых функций детей с заиканием по 3 сериям заданий [1]:

1 серия. Изучение состояния речи в различных ее видах (спонтанной, отраженной, шепотной, ритмизированной, при пении; сопутствующие нарушения речи).

2 серия. Выявление сопутствующих речевых (темп речи, состояние дыхания, просодики) и неречевых (сопутствующие движения) нарушений.

3 серия. Обследование состояния произвольной (мимической, артикуляционной, общей и мелкой) моторики.

В логопедическом блоке реализации проекта использовались следующие логопедические технологии:

1. Работа над дыханием «Послушный ветерок».

Содержание работы с детьми: развитие силы, плавности и целенаправленности воздушной струи, длительности выдоха у детей на логопедических занятиях; формирование артикуляционно-дыхательных координаций; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания; игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий; дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; тренировка речевого дыхания (накопление слогов (слов), произносимых на одном выдохе).

Содержание работы с семьей: консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»; контроль за нижнедиафрагмальным дыханием детей; совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

2. Формирование техники нормативной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах речи.

Содержание работы с детьми: снятие локального напряжения мышц артикуляторного и голосо­вого аппарата, дисфонических расст­ройств; обучение рациональной голосоподаче и слитному голосоведению, формирование слитного произнесения в облегченных формах речи; логопедический массаж.

Содержание работы с семьей: обеспечение плавной неторопливой речи всех членов семьи; участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, в решении его непосредственных задач по преодолению заикания, заложенных в индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутах и групповой коррекционной программе.

3. Развитие просодической стороны речи в ходе активизации и закрепления развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале.

Содержание работы с детьми: развитие интонационно-выразительной стороны речи: мелодики, темпа, ритма, тембра; развитие связной речи ребенка путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной); улучшение коммуникативных навыков детей.

Содержание работы с семьей: повышение интереса родителей к коррекционному процессу; развитие последовательного связного высказывания детей «А речь словно реченька льется»

4. Развитие координации и ритмизации движений.

Содержание работы с детьми; нормализация состояния моторных функций заикающихся; развитие координации и точнос­ти движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений, развитие чувства темпоритма ре­чевых и неречевых (общих) движений; игровые упражнения для развития произвольной моторики; система речедвигательных упражнений; массаж и самомассаж.

Содержание работы с семьей: развитие мелкой и артикуляционной моторики детей; овладение родителями приемами массажа.

5. Регуляция эмоционального состояния.

Содержание работы с детьми: снижение уровня эмоционального и мышечного напряжения через обучение способам расслабления конечностей по контрасту с напряжением и по представлению; обучение способам расслабления мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением, использование элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи; снятие нервного возбуждения и тревожности в комнате психо-эмоциональной разгрузки; расслабляющий массаж.

Содержание работы с семьей: создание спокойной, доброжелательной обстановки дома; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.

В систему логопедической коррекции заикания включался эффективный метод рефлексотерапии – логопедический массаж. С каждым заикающимся ребенком нами были проведены 3 курса логопедического массажа по 10 ежедневных сеансов на курс с интервалами в 10 дней. Во время индивидуальных сеансов проводился сегментарный расслабляющий массаж, а также успокаивающим способом проводился пальцевой точечный массаж 4-5 биологически активных точек (БАТ) на лице и теле ребенка [3].

Обобщенные результаты обследования произвольной моторики детей экспериментальной группы представлены на рис. 1.

Рис. 1. Состояние произвольной моторики детей с заиканием (%)

В таблице представлены результаты оценки проявлений заикания до начала курса коррекции и после его окончания.

Таблица

Результаты оценки проявлений заикания до начала курса коррекции

и после его окончания

Фамилия, имя

Даша Л.

Костя Б.

Кирилл А.

Роман К.

Гена К.

Люба З.

Игорь С.

Форма заикания

Н

О

Н

Н

О

Н

Н

Форма судорог

Клоническая

Д






Д

Тоническая


Д



Д



Клоно-тоническая



Д

Д


Д


Вид судорог

Дыхательные



Д

Д



Д

Голосовые

Д





Д


Артикуляционные

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Смешанные

Д


Д

Д


Д

Д

Изменение речевого статуса:

Устранение заикания




П




Снижение судорог в значительной степени

П


П



П

П

Снижение судорог в незначительной степени


П



П



Степень выраженности:

Легкая

Д П


П



П

Д П

Средняя


П

Д

Д

П

Д


Тяжелая


Д



Д



Проявление судорог:

в сопряженной речи


Д






в отраженной речи


Д



Д

Д

Д

в шепотной речи


Д



Д



в ритмизованной речи


Д



Д

Д

Д

при пении


Д


Д


Д

Д

в спонтанной речи

Д

ДП

Д

Д

ДП

Д П

ДП

Расширение коммуникативных возможностей

П

П

П

П

П

П

П

Совершенствование произвольной моторики

П

П

П

П

П

П

П

Создание в семье условий для закрепления результатов коррекционной работы

П

П

П

П

П

П

П

Примечание: Д – до курса коррекции, П – после него; Н – невротическое заикание, О – органическое=неврозоподобное заикание.

Динамику степени выраженности заикания у детей до и после комплексной коррекции можно проследить на рисунке 2.


Рис. 2. Динамика степени выраженности заикания у детей (%)



Таким образом, результаты комплексной психолого-педагогической коррекции показывают, что у заикающихся дошкольников наблюдаются положительные изменения в состоянии речевых и неречевых процессов, что подтверждает эффективность применения программы социореабилитации в комплексной коррекции заикания у детей дошкольного возраста.



Литература:



  1. Белякова, Л.И. Заикание. Хрестоматия / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В.Секачёв, 1998. – 304с.

  2. Глухова, Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников    в условиях детского сада / Н.В. Глухова. – Таганрог: ПТ «Нюанс», 2005. – 126 с.

  3. Игнатьева, С.А. Рефлексотерапия в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи: монография / С.А. Игнатьева. – Курск: КГПУ, 1997. –140 с.

  4. Некрасова, Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. дисс. в форме научн. докл. … докт. психол. наук. – М., 1992. – 45 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Карпенкова Дарья Владимировна

Дата: 06.10.2016

Номер свидетельства: 347837


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства