ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», магистрант 2 года обучения
Тел. 89300373710
В статье описаны результаты логопедического обследования, основные логопедические технологии, применяемые в рамках реализации проекта по социореабилитации заикающихся дошкольников.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста с заиканием, социореабилитация, коррекционно-логопедическое воздействие.
SPEECH TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL CHILDREN WHO STUTTER SOCIOREABILITACII
Ignatieva Svetlana Aleksandrovna
Kursk State University, аssociate Professor of medicine and speech therapy
This article describes the results of the survey, the basic speech therapy speech technologies applied in the framework of the project on stuttering socioreabilitacii preschoolers.
Key words: children under school age with stuttering, socioreabilitaciâ, remedial effects of speech therapy.
Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребенка обусловливают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения. Особое значение такой подход приобретает в коррекционной работе с заикающимися детьми.
Заиканием в мире страдает 2-4% населения (С.Р. Асланова, Е.Н. Садовникова, В.И. Селиверстов, А.В. Ястребова, J. Luсong, M. Sugarman и др.).
Актуальность проблемы обусловлена тревожными тенденциями увеличения числа детей с заиканием и усложнения общей картины речевого дефекта, структура которого в первую очередь характеризуется нарушением речевого общения. Проблема полноценного владения речью у дошкольников с заиканием является актуальной для современного общества, соответствует приоритетным направлениям развития идей социальной инклюзии.
Целью научно-исследовательского проекта «Контакт? Есть контакт!» являлось создание программы социореабилитации заикающихся дошкольников, которая осуществляется при целенаправленном развитии личности в диалогическом общении.
Проблема создания программы социореабилитации заикающихся дошкольников является актуальной вследствие достаточно широкой распространенности заикания в Курском регионе (до 10% среди отмеченных речевых расстройств); отсутствия специальных логопедических групп для заикающихся дошкольников, комплексных программ их реабилитации; наличия физиологических и психологических особенностей у заикающихся детей, препятствующих их конструктивному общению, школьной и социальной адаптации.
Изучение и анализ трудов Р.Е. Левиной, Ю.Б. Некрасовой, Н.Л. Карповой, В.И. Селиверстова и других исследователей показал, что под социореабилитацией заикающегося понимается восстановление у него нарушенного речевого общения через глубинное преобразование личности и семейной среды. Данный процесс социореабилитации может выступать моделью восстановления полноценного диалогического общения и перестройки личности из неуверенной в себе, коммуникативно ограниченной – в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, социально активной [4].
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-7 лет) с заиканием, испытывающих затруднения в установлении социальных контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками. Для детей с заиканием характерны не только субъективные трудности в использовании речевых средств, но и нарушение коммуникативной функции в целом.
Программа имеет блоковую структуру, реализуется поэтапно по разным направлениям работы: коррекционно-развивающее (логопедические занятия по коррекции заикания и развитию речевого общения); психолого-психотера-певтическое (психодиагностика, коррекция эмоциональных состояний, сказкотерапия, арттерапия, ролевые игры, антистрессовая гимнастика, психотерапевтические беседы с детьми и родителями); телесно-ориентированное направление (дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, релаксационные занятия, система речедвигательных упражнений, логопедический массаж).
Анализ существующего опыта показал, что на данный момент отсутствует опыт социореабилитации заикающихся дошкольников в условиях коррекционно-реабилитационных центров. В литературе представлен единичный опыт семейной логопсихотерапии для заикающихся дошкольников в условиях специальной группы детского сада [2]. Данный факт подтверждает актуальность, социальную и практическую значимость проекта «Контакт? Есть контакт!».
При определении качественных и количественных результатов программа ориентирует на следующие изменения: достижение положительной динамики речевого, коммуникативного и личностного статуса каждого ребенка, что проявляется в совершенствовании всех компонентов речи, развитии навыков диалогического речевого общения; нахождении гармонии в межличностном взаимодействии детей и родителей; принятии родителями активной роли в коррекционно-развивающем процессе.
Реализация предложенной программы социореабилитации заикаю-щихся дошкольников проходила с февраля по апрель 2015 года на базе Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования «Гармония» г. Курска.
В проекте участвовали 7 детей с заиканием 5-6 лет, их родители (7 человек), психологи и психотерапевты Центра (3 человека), магистранты дефектологического факультета КГУ 1 и 2 года обучения (3 человека).
В диагностическом блоке реализации проекта проводилось обследование состояния речевых и неречевых функций детей с заиканием по 3 сериям заданий [1]:
1 серия. Изучение состояния речи в различных ее видах (спонтанной, отраженной, шепотной, ритмизированной, при пении; сопутствующие нарушения речи).
2 серия. Выявление сопутствующих речевых (темп речи, состояние дыхания, просодики) и неречевых (сопутствующие движения) нарушений.
3 серия. Обследование состояния произвольной (мимической, артикуляционной, общей и мелкой) моторики.
В логопедическом блоке реализации проекта использовались следующие логопедические технологии:
1. Работа над дыханием «Послушный ветерок».
Содержание работы с детьми: развитие силы, плавности и целенаправленности воздушной струи, длительности выдоха у детей на логопедических занятиях; формирование артикуляционно-дыхательных координаций; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания; игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий; дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; тренировка речевого дыхания (накопление слогов (слов), произносимых на одном выдохе).
Содержание работы с семьей: консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»; контроль за нижнедиафрагмальным дыханием детей; совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.
2. Формирование техники нормативной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах речи.
Содержание работы с детьми: снятие локального напряжения мышц артикуляторного и голосового аппарата, дисфонических расстройств; обучение рациональной голосоподаче и слитному голосоведению, формирование слитного произнесения в облегченных формах речи; логопедический массаж.
Содержание работы с семьей: обеспечение плавной неторопливой речи всех членов семьи; участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, в решении его непосредственных задач по преодолению заикания, заложенных в индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутах и групповой коррекционной программе.
3. Развитие просодической стороны речив ходеактивизации и закрепления развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале.
Содержание работы с детьми: развитие интонационно-выразительной стороны речи: мелодики, темпа, ритма, тембра; развитие связной речи ребенка путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной); улучшение коммуникативных навыков детей.
Содержание работы с семьей: повышение интереса родителей к коррекционному процессу; развитие последовательного связного высказывания детей «А речь словно реченька льется»
4. Развитие координации и ритмизации движений.
Содержание работы с детьми; нормализация состояния моторных функций заикающихся; развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений,развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих) движений; игровые упражнения для развития произвольной моторики; система речедвигательных упражнений; массаж и самомассаж.
Содержание работы с семьей: развитие мелкой и артикуляционной моторики детей; овладение родителями приемами массажа.
5. Регуляция эмоционального состояния.
Содержание работы с детьми: снижение уровня эмоционального и мышечного напряжения черезобучение способам расслабления конечностей по контрасту с напряжением и по представлению; обучение способам расслабления мышц шеи и речевого аппарата поконтрасту с напряжением, использование элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи; снятие нервного возбуждения и тревожности в комнате психо-эмоциональной разгрузки; расслабляющий массаж.
Содержание работы с семьей: создание спокойной, доброжелательной обстановки дома; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.
В систему логопедической коррекции заикания включался эффективный метод рефлексотерапии – логопедический массаж. С каждым заикающимся ребенком нами были проведены 3 курса логопедического массажа по 10 ежедневных сеансов на курс с интервалами в 10 дней. Во время индивидуальных сеансов проводился сегментарный расслабляющий массаж, а также успокаивающим способом проводился пальцевой точечный массаж 4-5 биологически активных точек (БАТ) на лице и теле ребенка [3].
Обобщенные результаты обследования произвольной моторики детей экспериментальной группы представлены на рис. 1.
Рис. 1. Состояние произвольной моторики детей с заиканием (%)
В таблице представлены результаты оценки проявлений заикания до начала курса коррекции и после его окончания.
Таблица
Результаты оценки проявлений заикания до начала курса коррекции
и после его окончания
Фамилия, имя
Даша Л.
Костя Б.
Кирилл А.
Роман К.
Гена К.
Люба З.
Игорь С.
Форма заикания
Н
О
Н
Н
О
Н
Н
Форма судорог
Клоническая
Д
Д
Тоническая
Д
Д
Клоно-тоническая
Д
Д
Д
Вид судорог
Дыхательные
Д
Д
Д
Голосовые
Д
Д
Артикуляционные
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Смешанные
Д
Д
Д
Д
Д
Изменение речевого статуса:
Устранение заикания
П
Снижение судорог в значительной степени
П
П
П
П
Снижение судорог в незначительной степени
П
П
Степень выраженности:
Легкая
Д П
П
П
Д П
Средняя
П
Д
Д
П
Д
Тяжелая
Д
Д
Проявление судорог:
в сопряженной речи
Д
в отраженной речи
Д
Д
Д
Д
в шепотной речи
Д
Д
в ритмизованной речи
Д
Д
Д
Д
при пении
Д
Д
Д
Д
в спонтанной речи
Д
ДП
Д
Д
ДП
Д П
ДП
Расширение коммуникативных возможностей
П
П
П
П
П
П
П
Совершенствование произвольной моторики
П
П
П
П
П
П
П
Создание в семье условий для закрепления результатов коррекционной работы
П
П
П
П
П
П
П
Примечание: Д – до курса коррекции, П – после него; Н – невротическое заикание, О – органическое=неврозоподобное заикание.
Динамику степени выраженности заикания у детей до и после комплексной коррекции можно проследить на рисунке 2.
Рис. 2.Динамика степени выраженности заикания у детей (%)
Таким образом, результаты комплексной психолого-педагогической коррекции показывают, что у заикающихся дошкольников наблюдаются положительные изменения в состоянии речевых и неречевых процессов, что подтверждает эффективность применения программы социореабилитации в комплексной коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Глухова, Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада / Н.В. Глухова. – Таганрог: ПТ «Нюанс», 2005. – 126 с.
Игнатьева, С.А. Рефлексотерапия в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи: монография / С.А. Игнатьева. – Курск: КГПУ, 1997. –140 с.
Некрасова, Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. дисс. в форме научн. докл. … докт. психол. наук. – М., 1992. – 45 с.