Коррекционно-развивающая работа с неслышащим ребенком, как составная часть образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая работа с неслышащим ребенком, как составная часть образовательного процесса.
В статье говорится о том, что основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо - зрительного восприятия речи слабослышащих и неслышащих детей как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии (уроке) и полноценного общения со слышащими сверстниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа с неслышащим ребенком, как составная часть образовательного процесса.»
Коррекционно-развивающая работа с неслышащим ребенком, как составная часть образовательного процесса.
На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу. Разнородность у этих детей определяется по следующим показателям:
- степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);
- характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);
- время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие);
- наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;
- время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);
- характер медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);
- уровень речевого развития.
Такое разнообразие детей с нарушенным слухом требует применения разных методов, приемов и организационных форм воспитания и обучения. В настоящее время обучение и воспитание таких детей осуществляется: в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и школах 1 и 2 вида; в учреждениях дополнительного образования (психолого-педагогические центры); в общеобразовательных учреждениях (интегрированное (инклюзивное) обучение).
Специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и школы 1 и 2 вида на протяжении длительного времени являлись основным типом учреждений для детей с нарушениями слуха. Образовательный процесс в таких учреждениях носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности детей на основе их всестороннего психолого-медико-педагогического изучения и применения необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы. Содержание образования отражается в учебной программе, плане, учебниках и пособиях, созданных для этого типа учреждений.
К учреждениям дополнительного образования относятся психолого-педагогические центры, которые являются достаточно новым типом учреждений для детей с нарушениями слуха.
Основная цель деятельности центра – психолого-медико-педагогическая диагностика, реабилитация детей в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, имеющих нарушения слуха, подготовка их к возможно более полной социальной адаптации, комплексное сопровождение семьи ребенка с нарушенным слухом. Центр решает следующие задачи:
- комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха;
- выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения;
- оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогической помощи детям в условиях семьи;
- разработка и осуществление индивидуальной траектории разностороннего развития личности ребенка с нарушенным слухом;
- прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха на протяжении дошкольного и школьного возраста;
- психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзивной практики.
Работа с детьми осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях специалистами разного профиля (учитель-дефектолог (сурдопедагог), психолог, социальный педагог) по существующим базовым и авторским коррекционно-реабилитационным программам. Общеобразовательные учреждения, в которых осуществляется интегрированное (инклюзивное) обучение детей с нарушениями слуха, можно представить по следующим организационным формам: специальные группы (классы) в общеобразовательном учреждении с организацией совместных со слышащими сверстниками занятий внеклассной работы; неслышащие дети (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы (класса) общеобразовательного учреждения.
В специальных группах (классах) в общеобразовательном учреждении учитель-дефектолог осуществляет обучение детей в соответствии с программой общеобразовательного учреждения при использовании специальных методов и приемов. Кроме того, в учреждении организуются дополнительные занятия.
Обучение детей с нарушением слуха (от 1 до 3 человек) в коллективе обычной группы (класса) общеобразовательного учреждения осуществляет педагог этого учреждения при поддержке специалистов (учитель-дефектолог (сурдопедагог), методист, психолог, социальный педагог), оказывающих консультативную и методическую помощь.
Одним из обязательных условий успешного обучения детей с нарушениями слуха в коллективе является наличие дополнительных коррекционных занятий с ребенком. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы в условиях интегрированного (инклюзивного) образования, так как наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах, – одна из важнейших составляющих успешности их обучения.
Основнаяцелькоррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо - зрительного восприятия речи слабослышащих и неслышащих детей как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии (уроке) и полноценного общения со слышащими сверстниками.
Таким образом, занятия сурдопедагога с детьми с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении предусматривают решение целого комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов: слухового восприятия детей как основы для совершенствования слухо - зрительного; слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях; слухо - зрительного восприятия как основного способа получения информации, речи и мышления; навыков коммуникации и межличностного взаимодействия; контроля и самоконтроля за произношением.
Специфика коррекционной работы состоит в развитии слухоречевых способностей и навыков, которыми обучающиеся с нарушением слуха могут воспользоваться в определенных условиях. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с неслышащими и слышащими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям:
- организационное;
- диагностическое и коррекционное;
- консультативно-просветительское;
- методическое.
Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной коррекционной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, обилие речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам.
Таким образом, учет вышеуказанных факторов определяет особенности коррекционной работы сурдопедагога и подходы к отбору речевого материала. Слуховая работа в общеобразовательном учреждении ведется только при использовании детьми с нарушением слуха качественных цифровых, адекватно настроенных индивидуальных слуховых аппаратов или кохлеарного импланта. Основными направлениями сурдопедагогического сопровождения являются: развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях и организация развития слухового восприятия в семье.
Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от объема имеющихся у него знаний, но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Одной из задач, которая также реализуется на индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагога является формирование и совершенствование навыков коммуникации детей с нарушением слуха. В процессе таких упражнений, как диалоги, мини-диалоги, ролевые игры, отрабатываются правила, приемы и средства общения, построение и реализация моделей межличностного взаимодействия.
Работа проводится по индивидуальной программе, учитывающей особенности ребенка. Программа носит развивающий и опережающий характер, позволяет отработать материал по общеобразовательным предметам.
В настоящее время расширяются процессы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в учреждениях образования общего типа. Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.
Работа с родителями
От родителей детей, развивающихся типичным образом, на начальном этапе внедрения особого ребенка в детский коллектив можно услышать опасение, что развитие может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Необходимо проведение анкетирования обучающихся и их родителей, чтобы в цифрах установить уровень «страхов» родителей, консультаций по вопросам изучения нормативно – правовых документов. Должны быть организованы родительские собрания, на которых выступят педагоги школы, психолог, учитель – дефектолог, медицинские работники, социальный работник. Перед педагогическим коллективом необходимо поставить задачу – разъяснить родителям «обычных» детей и детей с особенностями развития, что такое «инклюзивное образование», затронуть вопросы обучения детей – инвалидов в общеобразовательной школе, а также толерантность общения в референтной группе.
Повседневные приемы и методы, необходимые для развития инклюзии неслышащего ребенка
Важно понимать, что у детей с нарушением слуха есть большие различия в их слуховой ситуации и потребностях. Именно это является причиной того, почему так важно не стереотипизировать опыт с нарушением слуха для каждого конкретного ребенка. Появление цифровых слуховых аппаратов и внедрение ранней кохлеарной имплантации практически во всех европейских странах революционизировало результаты достижения объема слуха при его нарушениях, благодаря чему, при условии соответствующего менеджмента и развивающей поддержки, слух детей отвечает уровню нормы.
Поэтому очень важно не относиться к ребенку с нарушением слуха как к неслышащему или живущему в «мире тишины». Большинство таких детей больше не живут в «беззвучном» мире. Достижение хорошего уровня слуха посредством слухопротезирования, которое возможно для большинства детей с нарушенным слухом, означает, что, через развитие языка и речи до соответствия его уровню развития своей возрастной группы, у них есть потенциал для получения доступа к общему учебному плану. Поэтому инклюзивная практика должна постоянно оптимизировать слуховое восприятие таких детей.
Понимание необходимости поддерживать нормальные образцы коммуницирования с неслышащим ребенком в классе является чрезвычайно важным аспектом педагогической практики. Изменение образцов интеракции, например, замедленная речь, употребление упрощенного вокабуляра (относительно возраста ребенка) или использование так называемого «телеграфного» языка, приведет лишь к задержке речевого развития. К развитию аномальных образцов взаимодействия может приводить стереотипизация по отношению к нарушению слуха, предотвращение которой является задачей проведения инклюзивной практики.
Все сотрудники образовательного учреждения должны побуждаться к нормальному, непринужденному стилю общения с ребенком с нарушением слуха. Конечно же, на ребенка нельзя оказывать давление при обучении языку, его необходимо мотивировать к социальному общению с другими детьми и коммуникативному обмену. Это очень важно и достаточно легко выполнимо, так как маленькие дети не ограничены стандартными стереотипами относительно нарушения слуха и поэтому склонны к спонтанным интеракциям и общению. Что касается самой интеракции, то тут важно передавать ребенку ее смысл (содержание), а также воспринимать высказывания ребенка как передачу значения и непоправлять постоянно его речь.
Чрезвычайно важно не предлагать ребенку с нарушением слуха какие-то «особые» мероприятия в течение дня и не ограничивать его участие в основных мероприятиях дошкольной группы, класса, школы. Это значит, что нужно поддерживать и облегчать доступ ребенка к обычным играм, участию в театральных представлениях, на занятиях и других мероприятиях. Важной формой, благодаря которой можно облегчить доступ ребенка к общему учебному плану, является оказание ему дополнительной индивидуальной поддержки, при которой с ним заранее проводится работа и рассказывается о предстоящих мероприятиях. Таким образом, ребенок оказывается к ним более подготовленным и в состоянии быстрее включиться в действия.
Полноценное и правильное использование слуховых аппаратови другой слуховой техники
Это тот пункт, важность которого можно подчеркивать постоянно, так как он играет решающую роль в достижении успеха или, наоборот, неудачах с точки зрения инклюзивной практики. Для достижения положительных результатов в своей работе предлагаем различные методы коррекционной диагностики: наблюдение за учеником в процессе занятий; письменный контроль; устный контроль в виде ответов на вопросы; выполнение письменных заданий; практические работы.
Каждый педагог, в классе которого учится ребенок с нарушением слуха, всегда должен помнить о том, что неслышащий обучающийся воспринимает речь слухо - зрительно, слабослышащий и ребенок с кохлеарным имплантом – только на слух, и в соответствии с этим выстраивает программу урока, формулирует задачи, которые ученикам необходимо выполнить во время занятий. С учетом этого же принципа выстраивается система отчетности учеников. Надо отметить, что толерантность, терпимость, диалогичность и милосердие пока являются серьезным дефицитом в ценностных ориентациях нашего общества. Поэтому качество социальной комфортности всех участников инклюзии значительно повышается, если организованно ведется работа по ознакомлению и формированию толерантного поведения в школьном и педагогическом сообществах со всеми и с каждым по отдельности. Учитывая, что одной из причин интолерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями является неосведомленность общества в этом вопросе, огромную роль играет специальная работа по реализации технологий, направленных на формирование установок на милосердное, терпимое отношение к таким детям. Это и выступления на педсоветах и родительских собраниях, участие в классных часах; это и индивидуальное консультирование, семинары, круглые столы для родителей и педагогов; это и демонстрация специально подготовленных специалистами презентаций и видеороликов.
Важно подчеркнуть, что для развития именно инклюзивного образования, как одного из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования, необходимо взаимодействие различных видов образовательных учреждений и сопровождающей такого ребенка службы специализированной помощи, связанной с инклюзивным процессом.