Просмотр содержимого документа
««КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА»»
«КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА»
Изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению профессией.
У учащихся специальной (коррекционной) школы системное недоразвитие речи и это отражается на процессе обучения математике. Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений, не умение часто просто повторить их, создают трудности в обучении математики. Часто внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы.
Учитель должен своим примером способствовать развитию математической речи учащихся. Речь учителя должна быть чёткой, ясной, литературно грамотной. В своей работе я всегда тщательно продумываю вопросы, которые задаю ученикам. При этом необходимо: во-первых, соблюдать логическую последовательность, во-вторых, чётко формулировать вопросы. Они должны быть краткие, доступные по содержанию, учитывать запас знаний и жизненный опыт учащихся. В коррекционной школе нельзя задавать детям сдвоенные вопросы. Например: «Как образуется число 7 и из каких чисел оно состоит?» Это мешает детям сосредоточиться. Вопрос не должен заключать в себе ответа. Например: «Все ли стороны в параллелограмме равны или только противоположные?» На такие вопросы дети отвечают не думая, наугад. Нельзя задавать неопределённые вопросы. Например: «К каким фигурам относится ромб?»
Организуя фронтальную работу с классом, следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка. К ответу на более простые вопросы я привлекаю наиболее слабых учащихся.
Анализируя свой опыт работы, я выделила основные направления работы по коррекции и развитию речи на уроках математики:
1.Словарно-орфографическая работа:
Работа с математическими терминами: правильное написание и произношение математических терминов.
Например: запиши слова, вставь пропущенные буквы «д…литель, ч…слитель и т.д.», исправь ошибку «слажение, вычетаемое»
Задания на применение терминов: правильно-неправильно, определи: верно или неверно данное высказывание.
2.Работа с задачами:
Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают значения слов, выражений, предметной ситуации задачи, а так же той математической «нагрузки», которую несут такие слова, как другой, второй, оба, каждый, столько же.
Бедность словаря проявляется и при составлении задач: учащиеся оперируют словами-штампами, не могут избежать слов-штампов в формулировке вопросов, заменяя специфические слова в вопросах общим словом сколько. Например: «Сколько расстояние…» вместо «Каково расстояние…», «Сколько равен периметр?» вместо «Чему равен периметр?» и т.д.
При решении задач я часто использую такой метод обучения как беседа.
Например, задача: « На день рождения мама купила 2 кг конфет на сумму 738 рублей и 3 кг печенья на сумму 405 рублей. На сколько 1 кг конфет дороже 1 кг печенья?»
Вопросы, которые я задаю ученикам, могут носить различный характер. Но во всех случаях я стараюсь добиться полного ответа.
1 вариант : Что купили на день рождения? Сколько кг конфет купили? Сколько денег заплатили за 2 кг конфет? Что можно узнать, если известно, что купили 2 кг конфет на сумму 738 рублей? Сколько кг печенья купили? Сколько денег заплатили за 3 кг печенья? Что можно узнать, если известно, что за 3 кг печенья заплатили 405 рублей? Можно ли узнать, на сколько 1 кг конфет дороже 1 кг печенья? Как?
2 вариант : Какой главный вопрос задачи? Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? Можно ли из условия задачи узнать, сколько стоит 1 кг конфет? Можно ли узнать, сколько стоит 1 кг печенья? Как? Когда будем знать, сколько стоит 1 кг конфет и 1 кг печенья, можно ли ответить на главный вопрос задачи?
3 вариант: Что нужно знать для того, чтобы узнать, на сколько 1 кг конфет дороже, чем 1 кг печенья? Можно ли из условия задачи узнать стоимость 1 кг конфет и 1 кг печенья?
Форма вопросов 3-го варианта носит проблемный характер, требует от учащихся максимума активизации мыслительной деятельности для решения задач. Такие вопросы я задаю лишь в том случае, если учащиеся имеют уже опыт решения таких задач.
Но на определённом этапе обучения для многих учащихся школы VIII вида
решение задачи возможно лишь при использовании системы вопросов 1-го варианта. Однако постепенно я от системы вопросов в 1-ом варианте перехожу к системе вопросов в 3-м, развивая самостоятельность и активность учащихся.
Работа по решению задач должна строиться по плану:
разбор непонятных слов и выражений, которые встречаются в тексте задачи
чтение текста задачи учителем и учащимися
анализ содержания задачи, установление логических взаимосвязей.
4) умение формулировать вопросы.
5) умение задавать вопросы к условию задачи, используя различные вопросительные слова: сколько? какую часть? какова? на сколько? во сколько раз? чему равен?
6) умение формулировать и записывать ответ к решению задачи.
7) умение объяснить ход решения задачи, составлять план решения.
8) умение составлять задачу по краткой записи, по таблице, по диаграмме, схеме, заданному решению, заданному вопросу задачи.
9) умение составлять задачу, подобную данной.
В своей работе большое значение я уделяю составлению учащимися задач по заданным схемам.
Например:
Систематическая работа по развитию словесной речи на уроках математики посредством составления задач значительно повышает продуктивность обучения данному предмету, развивает творческие способности учащихся, повышает качество образования.
3. Работа с примерами:
Развивать устную речь у детей необходимо не только при решении задач, но и при решении примеров. Полезно ставить такие вопросы, которые бы требовали от учащихся рассуждений, объяснений своих действий.
Например: «Выполни действие 1 835 – 919 и объясни решение» или
Например: 1957х 43=
Как по - другому можно прочитать пример?
1. Найти произведение чисел 1957 и 43.
2. Число 1957 увеличить в 43 раза.
3. Числа 1957 и 43 .Найти произведение.
Также по-разному читаем примеры на сложение, вычитание, деление. Обязательно добиваюсь полных ответов и повторяем заодно название компонентов всех четырех действий, отношения.
Очень полезны в этом отношении задания на составление и решение примеров по заданным компонентам действий и заданным отношениям. Например:
« Сумму чисел 3 4566 и 2 093 увеличьте в 3 раза» и т. д.
4. Работа с геометрическим материалом:
Особое внимание при изучении геометрического материала я обращаю на обогащение словаря учащихся специальными терминами, новыми словами и выражениями. Необходимо, чтобы за каждым словом и термином стоял конкретный образ, чтобы учащиеся чаще включали в свой активный словарь новые слова, геометрические термины. В своей работе я использую составление специальных геометрических словариков, использую плакаты с новыми для учащихся словами, использую упражнения в написании этих слов. Необходимо учитывать слабое развитие фонематического анализа у учащихся, дифференцировать сходные по звучанию термины, а также фигуры, которые они обозначают.
Например: прямоугольник и прямоугольный треугольник, параллелограмм и параллелепипед, тупой угол и тупоугольный треугольник.
Полезно производить систематическое описание свойств фигур. Это позволяет активизировать специальный словарь учащихся. Формулирование правил, определений всегда вызывает у учащихся с интеллектуальным недоразвитием большие трудности. В этой связи к учащимся следует подходить дифференцировано. От некоторых учащихся нельзя требовать точного формулирования правила, определения. Можно предложить: «Расскажи всё, что ты знаешь о прямоугольнике». Если ученик не называет всех существенных признаков фигуры, то задать ему наводящие вопросы. Заучивание определений нередко приводит к формальному усвоению знаний.
5. Речевая модель ответа:
Очень полезна работа по алгоритмическим предписаниям.
Например: Сравните числа 823 и 823 000.
План:
Прочитай числа.
Обрати внимание на их запись
Сколько знаков в каждом числе?
Сколько классов и разрядов в каждом числе?
В чём различие этих чисел?
В чём сходство этих чисел?
Например: при работе над закреплением алгоритма деления многозначного числа на однозначное полезно использовать схему, с помощью которой ученики рассуждают вслух при выполнении этого действия.
прочитай и запиши пример
выдели первое неполное делимое
определи количество цифр в частном и поставь на их месте точки
раздели неполное делимое и запиши полученное число в частное
умножь это число на делитель, чтобы узнать, какое число ты разделил
вычти, чтобы узнать, сколько ещё единиц осталось разделить, остаток должен быть меньше делителя
сносим следующую цифру и продолжаем деление до полного решения примера
При объяснении деления сначала я пользуюсь этой схемой, а затем учащиеся читают по схеме каждое задание и отвечают, затем задание читается ими про себя, а ответ произносят вслух.
6. Развитие словесно- логического мышления:
Установление логических связей и их объяснение:
например, соотношения в задачах: «увеличить на», «уменьшить на», «увеличить в несколько раз», «уменьшить в несколько раз», процентные соотношения, решение задач на движение, вычисление цены, количества, стоимости.
Письменная речь:
Учитель математики следит не только за правильностью решения задач и примеров, но и за грамотностью письма, правильным стилем при построении предложений.
Осуществляя работу по коррекции и развитию речевой деятельности умственно- отсталых школьников надо понимать, что пробелы в развитии речи ребенок самостоятельно не восполнит, он их не замечает, и пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание. Создание условий для повышения речевой мотивации – одно из важнейших условий развития речи учащихся на уроках математики. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчёт о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Всё это требует от учеников больше осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщённый характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Литература:
1) Богдан В.В Дефектология,1997,№3 «Создание комфортных условий на уроках математики в специальных школах.
2) Лалаева Р. И.Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Ленинград, 1988. -70с
3) Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М. Просвещение, 1984.
4) Развитие речи учащихся на уроках во вспомогательной школе. Эк В.В. Дефектология, 1986№6
5) Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития. М. Дефектология. 2001,№3
6) Русских.Н.К. статья «Коррекция и развитие речевой деятельности учащихся на уроках математики в школах 8 вида.»
7) Колычева И.А статья «Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIIIвида».