Выступление на региональном методическом объединении учителей трудового обучения
на тему:
«Координация движений и ее влияние на формирование профессионально-трудовых навыков».
Выступил:
Овчинников А.С.
Учитель трудового обучения
г. Волгоград
2018
Координация движений и ее влияние на формирование профессионально-трудовых навыков.
Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
В нашей школе большинство детей ведут себя неуклюже, у них все падает из рук. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен подчинить себе самого себя.
Координация движений тренируема и поддается воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие
Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа - необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и мышечные ощущения, в то же время выполнение трудовых операций на уроках столярного дела сопровождаются пояснениями, указаниями, командами учителя.
Чем лучше у ребенка координация движений, тем эффективнее проходит процесс выполнения трудовых операций и повышается качество изготовляемого изделия.
-На своих уроках начинаю обучение от простого к более сложному. Дети учатся правильно использовать измерительный инструмент, держать его в руках и применять на практике.
-При работе с молотком и гвоздями обращаю внимание как надо держать молоток, как правильно держать забиваемый гвоздь, контролировать силу удара во избежание травмы.
-При выпрямление гвоздей рассчитывается сила удара молотком по гвоздю, но так как у многих детей нарушен глазомер они не видят, что гвоздь до конца выпрямлен.
-При шлифование изделий из дерева дети должны видеть, что и где нужно подправить. Учимся правильно держать в руках шлиф машину и наждачную бумагу, при этом контролировать силу нажатия инструмента на изделие и соблюдать технику безопасности.
-При строгании древесины правильно и надежно закреплять заготовки в верстаке, при наладке придерживать железку чтобы она не упала, правильно держать инструмент.
-Перед началом работы и после обращать внимание на исправность инструмента, если не исправен его следует привести в рабочее состояние.
-По завершению работы не мало важное значение отводится уборке рабочего места и мастерской в целом. Многие дети не умеют убирать свое рабочее место, подметать и мыть полы, поэтому объясняю как правильно пользоваться инструментами для уборки (щетка для сметания опилок с верстака, веник, швабра).
Чем чаще учитель обращает внимание на координацию движений, на правильное распределение усилий при работе, тем лучше формируются профессионально-трудовые навыки учащихся.