kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Подбор методов и средств обучения для формирования графомоторных навыков у детей с ТМНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация может быть использована педагогами, работающими с детьми в коррекционном направлении, как основа для выступления перед коллегами, для консультирования родителей и т.п.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Подбор методов и средств обучения для формирования графомоторных навыков у детей с ТМНР"»

Консультация "Подбор методов и средств обучения для формирования графомоторных навыков у детей с ТМНР"



Одной из важных задач современного этапа развития психолого- педагогического сопровождения является обеспечение специальных (коррекционных) образовательных организаций методическими материалами, посвященными специфике организации обучения детей с ТМНР.

Среди детей, имеющих нарушения в развитии, выделяется группа детей со сложными дефектами. К сложным (комплексным) нарушениям развития относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых будучи взято отдельно определило бы характер и структуру аномального развития. Все составные элементы комплексного нарушения находятся во взаимодействии и имеют отрицательный кумулятивный эффект. К множественным нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более первичных нарушений, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе .

Динамика развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития определяется следующими факторами: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

Одной из характерных особенностей детей с ТМНР, является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение долгого времени сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, они и препятствуют развитию двигательных навыков ребенка. Процесс развития графомоторных навыков у детей ТМНР рассматривается как поэтапное овладение ребенком операциями и действиями при целенаправленном обучении, в ходе которого происходит постепенное усложнение целей графической деятельности, превращение в средство социализации – общения и приобщения к социокультурным ценностям, социальной адаптации личности как субъекта деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить углубленную работу с детьми в этом направлении. Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, вырезание), но не все дети могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому необходимо подбирать различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные каждому ребенку. Упражнения, которые могут использовать родители для занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук:

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики применяется следующее специальное оборудование:

— разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;

— дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо- шнуровка» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;

— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;

— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

— наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки; — различные виды мозаики, конструкторов, пазлов.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания. В процессе работы развивается сила руки, ловкость, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, переключаемость с одного вида движений на другой. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильнодвигательных ощущений:

 лепка из глины, пластилина, теста;

 аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

 аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

 конструирование из бумаги (оригами);

 рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

 игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим,пластмассовым, кнопочным); сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор круп (пшено, гречка, рис);

 собирание пазлов; собирание пирамидки, стаканчиков;

 составление контуров предметов из палочек сначала более крупных

размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина); сортировка мелких предметов, захват и удержание предмета,

 вложенного в руку (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу;

 перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую; бросание предмета в различные емкости;

 сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча;

 разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги;  работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание;

 игры с юлой, волчком, неваляшкой;

 катание различных мячей;

 нажатие на кнопки, клавиши;

 нанизывание бусинок разных размеров на шнурок, тесьму;

 разжимание прищепок, прикалывание их;

 переливание воды из одной емкости в другую, отжимание губки, тряпки;

 откручивание и закручивание крышечек от баночек, бутылок; наматывание ниток;

 перелистывание книжек, журналов;

 работа по застегиванию кнопок, крючков, замков разной величины; сенсорные пальчиковые дорожки;

 поднимание с поверхности различных предметов.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:

- стряхивание воды с кисти;

- имитационные движения для кистей рук:

- мытье рук перед едой;

- полоскание белья;

- надевание перчаток;

- поглаживание кошки.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

— обведение рисунка по контуру, копирование;

— рисование по опорным точкам;

— дорисовывание изображений;

— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

— графический диктант; выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены или вырезаны из бархатной бумаги.

Современные пособия, используемые в работе с детьми с ТМНР:

  1. «Магнитный планшет»


  1. Планшет для рисования


  1. Самодельные игры – «хваталки»


  1. Графомоторные трафареты (чаще используем приемом «рука в руке»)



  1. Нейродорожки



  1. Пальчиковые тренажеры


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корельская Светлана Николаевна

Дата: 16.02.2023

Номер свидетельства: 625890


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства