Консультация "Подбор методов и средств обучения для формирования графомоторных навыков у детей с ТМНР"
Консультация "Подбор методов и средств обучения для формирования графомоторных навыков у детей с ТМНР"
Данная консультация может быть использована педагогами, работающими с детьми в коррекционном направлении, как основа для выступления перед коллегами, для консультирования родителей и т.п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Подбор методов и средств обучения для формирования графомоторных навыков у детей с ТМНР"»
Консультация "Подбор методов и средств обучения для формирования графомоторных навыков у детей с ТМНР"
Одной из важных задач современного этапа развития психолого- педагогического сопровождения является обеспечение специальных (коррекционных) образовательных организаций методическими материалами, посвященными специфике организации обучения детей с ТМНР.
Среди детей, имеющих нарушения в развитии, выделяется группа детей со сложными дефектами. К сложным (комплексным) нарушениям развития относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых будучи взято отдельно определило бы характер и структуру аномального развития. Все составные элементы комплексного нарушения находятся во взаимодействии и имеют отрицательный кумулятивный эффект. К множественным нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более первичных нарушений, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе .
Динамика развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития определяется следующими факторами: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
Одной из характерных особенностей детей с ТМНР, является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение долгого времени сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, они и препятствуют развитию двигательных навыков ребенка. Процесс развития графомоторных навыков у детей ТМНР рассматривается как поэтапное овладение ребенком операциями и действиями при целенаправленном обучении, в ходе которого происходит постепенное усложнение целей графической деятельности, превращение в средство социализации – общения и приобщения к социокультурным ценностям, социальной адаптации личности как субъекта деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить углубленную работу с детьми в этом направлении. Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, вырезание), но не все дети могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому необходимо подбирать различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные каждому ребенку. Упражнения, которые могут использовать родители для занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук:
Для проведения игр и упражнений по развитию моторики применяется следующее специальное оборудование:
— разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
— дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо- шнуровка» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
— наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки; — различные виды мозаики, конструкторов, пазлов.
Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания. В процессе работы развивается сила руки, ловкость, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, переключаемость с одного вида движений на другой. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильнодвигательных ощущений:
лепка из глины, пластилина, теста;
аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим,пластмассовым, кнопочным); сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор круп (пшено, гречка, рис);
составление контуров предметов из палочек сначала более крупных
размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина); сортировка мелких предметов, захват и удержание предмета,
вложенного в руку (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу;
перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую; бросание предмета в различные емкости;
сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча;
разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги; работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание;
игры с юлой, волчком, неваляшкой;
катание различных мячей;
нажатие на кнопки, клавиши;
нанизывание бусинок разных размеров на шнурок, тесьму;
разжимание прищепок, прикалывание их;
переливание воды из одной емкости в другую, отжимание губки, тряпки;
откручивание и закручивание крышечек от баночек, бутылок; наматывание ниток;
перелистывание книжек, журналов;
работа по застегиванию кнопок, крючков, замков разной величины; сенсорные пальчиковые дорожки;
поднимание с поверхности различных предметов.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
- стряхивание воды с кисти;
- имитационные движения для кистей рук:
- мытье рук перед едой;
- полоскание белья;
- надевание перчаток;
- поглаживание кошки.
Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
— обведение рисунка по контуру, копирование;
— рисование по опорным точкам;
— дорисовывание изображений;
— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
— графический диктант; выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены или вырезаны из бархатной бумаги.
Современные пособия, используемые в работе с детьми с ТМНР:
«Магнитный планшет»
Планшет для рисования
Самодельные игры – «хваталки»
Графомоторные трафареты (чаще используем приемом «рука в руке»)