kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного занятия "Кружевная сказка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по трудовому обучению рассчитано на учащихся 5-9 классов коррекционной школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия "Кружевная сказка"»

Внеклассное занятие «Кружевная сказка»

Ведущий. Сегодня мы приглашаем вас в сказку, но в сказку необычную: созданную не с помощью слов, а в сказку, которая соткана с помощью маленького стального крючка и клубка белых ниток.

Мы приглашаем вас в сказку, которая могла родиться, наверное, только зимой, ведь она напоминает нам:

- о морозе, разрисовавшем окна,

-о белых снежинках, о метелице:

-и называется она: «Кружевная сказка».

Поверьте, это одна из самых интересных и фантастических сказок, созданных людьми, только донесли ее до нас не уста сказителя, а волшебные руки мастериц и рукодельниц.

(под музыку вносят кружевные изделия)

Посмотрите, ребята, на эти замечательные вещи, а сделали их наши

девочки-рукодельницы.

Ваши бабушки и прабабушки занимались этим видом женского рукоделия в свое удовольствие, ведь в старину надо было и о приданом подумать. Вот и вязали девушки кружева для полотенец, наволочек, скатертей.

Посмотрите на уголок русской светелки, где рукодельничают девушки.

( открывается занавес).

Что за дивные узоры?

Полотенца и подзоры.

Все в букетах белых роз?

Может, вывел их мороз?

Что за сказка получилась?

Может, это все приснилось?

Нет, ребята, не приснилось. Все эти чудесные вещи сделаны руками мастериц: иные - совсем недавно, но есть и старинные, связанные бабушками и прабабушками. Много лет они хранились в сундуках, а теперь попали к нам как рукоделье народных мастериц.

Плести кружева умели в каждой русской деревне и вязали кружево маленьким стальным крючком.

Долгими зимними вечерами девушки, собравшись в одной избе, рукодельничали, так же как и наши девушки, а устав от работы, заводили хоровод. (фольклорный танец)

Ребята, давайте посмотрим еще раз в уголок нашей светелки. Что же здесь украшено кружевами? (ответы детей)

На столе - кружевные скатерти, на кровати - кружевное покрывало, на окнах - кружева, кружева на полотенцах.

Названия этих вещей вам, конечно же, знакомы. Но есть еще одна вещь, которая украшала русскую избу, хотя ее можно встретить крайне редко. Но у нас есть и это кружево! (показывают подзор).

И сейчас мы с вами попробуем узнать, как это кружево называется. Чтобы узнать, проведем конкурс «Быстрые руки». Для участия в нем, мы приглашаем 6 человек.

Название этой вещи замотано в клубочках. Внутри каждого клубочка – по букве. Размотаем клубочки – узнаем буквы, а из букв сложим слово. (После разматывания клубочков составляют слово ПОДЗОР). Приз вручается тому, кто первым размотал клубочек.

А следующий приз вручается тому, кто угадает, куда в избе прикрепляли подзор. Посмотрите на рисунки. Здесь изображены: стол, окно, кровать, лавка, печь. Подумайте, что в избе украшалось подзором? (приз за ответ).

Помощницы прикрепляют подзор к кровати.


Ребята, кружева вязали, чаще всего, как мы уже говорили, с помощью маленького стального крючка. Это был самый распространенный вид женского рукоделия. Но есть старинный русский город Вологда, где кружева вязали по-особому, не крючком.

И на нашей выставке есть вещь, связанная по-вологодски. Внимательный глаз сразу ее отличит.

И сейчас мы проведем конкурс, который так и называется «Внимательный глаз» Но участвовать в нем смогут только те, кто умеет вязать крючком. Мы приглашаем сюда 3-х девочек из 7, 8, 9 классов.

Задание: определить, какие вещи связаны крючком, а какие нет (приз).

А теперь давайте вместе рассмотрим эту чудесную салфетку – вологодское кружево. Кажется, что сплетено оно не из ниток, а из белой паутины – так нежен узор. А на фоне тончайшего узора вьется – извивается ажурная дорожка. Вот по этой дорожке обычно и узнают изделия вологодских мастериц.

Как же удается создать такую красоту? Что помогает в этом? Может волшебная палочка?

Так и есть. Только не одна, а 6, даже 12 деревянных палочек мелькают в руках мастерицы, создающей вологодское кружево, а вот крючок в ее работе не нужен.

А как эти палочки называются, мы попробуем с вами отгадать.

Но, кажется, что наши рукодельницы опять устали и пора им отдохнуть. Давайте сейчас все вместе поиграем в старинную русскую игру!

Ребята, игра называется «Иголочка и ниточка». Сначала нам надо выбрать две команды:

Изобразим полотно, по которому иголочка с ниточкой будут бегать. Для этого выберем 6 человек. Встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Помните поговорку «Куда иголочка – туда и ниточка». Так вот, иголочка будет бегать между ниточками полотна, а задача ниточки – не отстать . А взрослые нам помогут выбрать лучшую команду. ( игра)

Ребята, а вы не забыли, что нам надо отгадать, как называются деревянные палочки, с помощью которых плетут вологодские кружева (показ репродукции картины русского художника Тропинина «Кружевница»).

А поможет нам узнать это слово ребус (показ картинок).

Вам нужно разгадать ребус, а я вам дам подсказку в стихах:

«Первое слово – повар во флоте,

Знает толк в борщах и компоте.

Слово второе найдешь ты в хоккее,

Шайбу забить без него не сумеешь.

Эти два слова составь воедино,

Буковку выброси из середины.

Ну-ка, кто первым понял подсказку?

Чем кружевницы плетут свою сказку?»

(Показывают коклюшки).

А теперь представьте, что нет у нас ни крючка, ни коклюшек, да мы их и в руках никогда не держали, а все наши умения в области рукоделия сводятся разве что к одному – умению держать в руках обыкновенную иголку с ниткой, да холст ткани.

Давайте вспомним, как изготавливали ткань. А для этого поиграем в одну игру, которая называется « Веселая ткачиха».

Дети строятся в две шеренги одна напротив другой. 2 участника играют роль челноков и встают с обеих сторон от шеренги. Задача, которая стоит перед ними - пробежать между шеренгами. Дети шагают друг навстречу другу и повторяют слова:

Я веселая ткачиха, хорошо умею ткать,

Пич, поч, клепа, клепа,

Хорошо умею ткать.

(темп увеличивается).

Сможем ли мы в этом случае создать кружевное изделие? Наши бабушки могли и это! Посмотрите на это изделие. Похоже оно на кружевное? А создано оно только с помощью иголки и нитки. Такой вид рукоделия называется «ришелье».

Слово незнакомое, иноземное, стало быть, и выдумано за границей, но наши русские мастерицы освоили и этот вид рукоделия и с успехом им занимались. Кстати, на окне занавески - «ришелье».

А вот наши девушки-рукодельницы закончили свою работу. Они обвязывали кружевом носовые платочки (дарят взрослым).

Наша кружевная сказка заканчивается. Понравилась она вам?

А вы знаете, есть у этой сказки одна удивительная особенность- эта сказка без конца. Потому что кружевницы не перевелись в наших краях, по- прежнему творят они свои белоснежные кружева и радуют людей. А на смену им подрастают новые мастерицы, такие, как наши рукодельницы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект внеклассного занятия "Кружевная сказка"

Автор: Князева Альбина Евгеньевна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 443993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства