5 стилей поведения в конфликте (стили поведения по У.Томасу и Х. Килману) 1.Избегание 2.Уступка 3.Противоборство 4.Компромисс 5.Сотрудничество Способность педагога - контролировать своё эмоциональной состояние, является одной из составляющих такой важной характеристики личности, как конфликтоустойчивость. Метод эмоционального сдерживания (улыбка) можно сформулировать так: делать вид, что всё хорошо, и действительно станет лучше. Ничто так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие, оно может стать щитом для учителя, которым он ограждает себя от отрицательного эмоционального воздействия со стороны. Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию. Конфликт типа УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ - АДМИНИСТРАЦИЯ Встречаются чаще в сугубо женском коллективе. Причины: неприятное поведение (грубость, развязность); семейные проблемы проблемы организации труда; возраст; образовательный уровень; большой или маленький опыт работы в коллективе; наличие «любимчиков» у администрации школы и явное предпочтение перед остальными; желаемая и явная нагрузка; наличие в коллективе постоянного провокатора инцидента конфликта «на ровном месте»; наличие «стукачей», любителей «пофилонить». | «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой» Александров Г. Вот как можно заподозрить конфликтную ситуацию с учеником: ребенок стал терять интерес к учебе; ученик начальной школы не хочет идти на занятия вообще, более старший ребенок явно пренебрегает каким-то предметом; ребенок «забывает» сделать задание, оставляет дома учебник и тетрадь — пытается вести себя так, как будто этого урока не существует; ребенок неадекватно реагирует на вопросы о каком-либо предмете или учителе, раздражается, изменяется в лице, замыкается в себе; ребенок рисует карикатуры на определенного учителя, уродует учебник по конкретному предмету, его тетрадь грязнее, неряшливее обычного; у ребенка портится успеваемость по определенному предмету. Он может скрывать свои тревоги за внешним безразличием («мне плевать», «я не собираюсь быть учёным» и т.п.); у него понижается самооценка, падает уверенность в себе («я не способный», «из меня не выйдет художника» и т.п.); классный руководитель или учитель делает записи в дневнике ребенка о плохом поведении на уроке. Ирбит 2017г. Конфликт типа УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ Причины: (по мнению родителя); у каждого оппонента конфликта «своя правда» «ради ребенка» и понятие «благо для ребенка» тоже свое; практически у каждого родителя свой ребенок гениальный, положительный, ответственный и т. п., т. е. идет завышенная оценка и самооценка личности ребенка, что часто далеко от действительности; оправданная нелюбовь к школьным классным собраниям родителей (испытывают чувство униженности, неловкости перед др.родителями, бестактности учителя в разрешении конфликта); раздражение и несдержанность учителя в общении с родителями, заставляют того же родителя усомниться в компетентности и профессионализме учителя, результат-родители годами не приходят в школу ,даже на позитивное событие; неумение слышать и слушать друг друга; две стороны забывают, что в ситуации конфликта за ними наблюдают глаза ребенка. | КОНФЛИКТЫ способы их разрешения советы педагогам (I часть) составитель: педагог – психолог Лисицина А.А. ГКОУ СО «Ирбитская школа» Конфликт типа УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК Примеры: «тупой» предметник «топит» наглого выскочку-отличника; непоседа мешает вести урок педантичному педагогу; «модный» внешний вид учеников раздражает учителя старой «закалки»; систематические опоздания на «его» урок одних и тех же учеников; «скучные и несовременные подходы в работе учителей» (по мнению учеников); несправедливо выставленные оценки; физические и моральные обоюдные оскорбления(«бездарь, глупец, дура, идиот»); школьников порой бьют: указкой, линейкой, книгами, шваброй, кулаком, пинают ногой, дергают за волосы и уши. Удаляя из класса, выталкивают руками, вытаскивают за воротник, тянут за одежду, за ухо, за волосы. Бросаются в учеников мелом, тряпкой, книгами, ключами. |