Просмотр содержимого документа
«Комплексное обследование глухих и слабослышащих детей на момент поступления в школу.»
Комплескное обследование глухих и слабослышащих детей на момент поступления в школу.
В специальную школу, наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие и слабослышащие дети, которые в силу разных причин не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения. Поэтому перед тем ,как планировать работу необходимо знать ,как можно больше о своих учениках. Для этого мы проводим комплексное обследование глухих учащихся на момент поступления в школу.
Наше обследование состоит из трех частей:
1.Сбор общих сведений об ребенке.
2. Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения).
3. Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада.
Сбор общих сведений начинается со знакомства с личным делом ученика, его медицинской картой, беседой с родителями. Особое значение уделяется состоянию слуха , основному диагнозу, сопутствующим заболеваниям, развитию ребенка до школы, психологическому климату в семье и т.д.
Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в школе необходим для дифференцированного подхода к развитию устной речи у глухих школьников в первоначальный период предполагает следующее:
-- комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) у учащихся на начало обучения в школе;
-- использование разноуровневых программ по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи, разработанных для типичных групп учащихся с учетом состояния их речевого развития;
-- формирование у глухих учащихся слухозрительно-кинестетической системы на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции, навыков восприятия и воспроизведения устной речи в условиях специально созданной слухоречевой среды при постоянном использовании электроакустической аппаратуры;
-- соединение в едином пед. процессе спецработы по формированию у глухих школьников речевого слуха, навыков слухозрительного восприятия, достаточно внятного, естественного воспроизведения устной речи;
-- специальную работу, направленную на активизацию устной коммуникации учеников при широком использовании диалогов;
-- текущий и периодический учет развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи; совместное обсуждения устной речи учителями, психологами, воспитателями;
-- преемственность в работе над устной речью в разных орг. формах обучения в специальной школе.: на общеобразовательных уроках, индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, во внеурочное время.
Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в школе проводится по специально разработанной методике, включающей:
1.пед.обследование состояния слуха без использования электроакустической аппаратуры;
а) проверка наличия условно двигательной реакции на голос разговорной громкости на голое ухо ( слыша звук, ребенок должен выполнить какое-то действие;
б) ребенку на голое ухо предъявляются три группы слов различающихся по фонетическому составу, в помощь ребенку предлагают картинки ( измеряется расстояние , при котором ребенок воспринимает эти слова),
в) ребенку предлагают зрительно воспринять 20 слов и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
2. выявление состояния и резервов развития слухового восприятия речи с использованием электроакустической аппаратуры;
а) ребенку предлагают слухо-зрительно воспринять вторую группу слов , состоящую из 20 слов и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
б) ребенку предлагают воспринять третью группу слов , состоящую из 20 слов, на слух с использованием звукоусиливающей аппаратуры и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
в) ребенку предлагают слухо-зрительно воспринять 20 фраз. Ребенок должен воспроизвести их, (если задание повтори), выполнить действие или ответить на вопрос. Фразы предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит или как он выполняет действия.
3.изучение возможностей учеников понимать собеседника и быть понятым на материале связной речи;
а) ребенку предъявляют серию картинок, которую ребенок должен разложить по порядку и рассказать, что он видит на картинках.
б) затем ученику предъявляют весь текст слухо-зрительно два раза. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
в) затем ученику предъявляют текст по фразам слухо-зрительно два раза. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
4.аналитическая проверка произношения. По результатам обследования учащиеся могут быть отнесены к 3 группам по состоянию речи:
— 1 группа: В самостоятельной речи фразы нет, слова произносятся с искажением звукового состава.
— 2 группа: В самостоятельной речи - короткая фраза с аграмматизмами и отдельные слова.
— 3 группа: В самостоятельной речи - развернутая короткая фраза, иногда с аграмматизмами. Более подробно с описанием групп можно познакомиться в книге Е.П.Кузьмичевой и Е.З.Яхниной « Развитие устной речи у глухих школьников») В зависимости от групп, в которую входят ученики им выбирается программа по развитию речевого слуха.
Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада:
1. умение будущих первоклассников ответить на вопросы о себе. -- Ребенка устно спрашивают: Как его зовут? Как его фамилия? Сколько ему лет? Как зовут маму? Как зовут папу? Ответы записываются. Если ребенок затрудняется, вопросы задаются устно-дактильно, письменно и на жестовом языке. Ответы записываются, указывается в каком предъявлении и как отвечал ребенок.
2.знание учеником математического материала. Детям предлагается математический материал, который ребята должны были быть усвоены в дошкольном учреждении. Сначала ребята читают занятия, выполняют его. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются таблички , которые необходимо подклеить под задание. -- прочитай цифры и подпиши их названия, -- прочитай названия чисел и подпиши цифры, -- реши примеры, --подпиши сколько? --выбери и подпиши Где больше, меньше, столько же? -- нарисуй меньше, больше.
3. знание ребенком предметного словаря. -- детям предлагаются картинки с изображениями 20 предметов из разных тем дошкольного образования ( например, по 5 слов из тем « Учебные вещи», « Игрушки» , « Одежда», « Столовая»). Ребенку предлагается назвать предмет, подписать его. Если ребенок не справляется, ему предлагаются таблички с названиями этих предметов. Он их читает и прикладывает (приклеивает) их к изображениям.
4. знание будущими первоклассниками глагольного словаря. -- ребенку предлагаются картинки с изображениями каких-то действий. Задается вопрос Что делает? Методика проведения схожа с проверкой знаний предметного словаря. Комплексное обследование слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи, знание предметного и глагольного словаря, владение математическим материалом, умение ответить на простые вопросы является частью общего медико-психолого- пед. обследования учащихся.
На каждого ученика составляет карта его развития. Эта карта показывается родителям, которые очень часто не верно оценивают знания своих детей. В процессе анализа результатов обследования, а также при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы с этим учеником учитываются все его особенности . По результатам этого комплексного обследования учителем-дефектологом готовится доклад о первоклассниках, который читается на совместном метод.объединении учителей начальной школы.
Следует заметить, что для организации преемственности в обучении между дошкольными и школьными учреждениями желательно посещение учителями, принимающими детей в школу, занятий и участие в проверках на последнем году обучения в дошкольном учреждении.