kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека "Перцептивные игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр и упражнений на развитие общей моторики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека "Перцептивные игры"»

Перцептивные игры.

Игры и упражнения 
для развития общей моторики

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
      Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:
      — бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
      — ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
      — подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
      — пройти по начерченной на полу линии;
      — попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
      — попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
      — повернуться туловищем направо и налево;
      — подлезть под натянутой веревочкой;
      — «бег» на коленках (четвереньках);
      — игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения
для развития мелкой моторики

• Упражнения на развитие статической координации движений.
      «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
      «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.
      «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.
      «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
      «Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.
      • Упражнения на развитие динамической координации движений.
      «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.
      «Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
      «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
      «Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).
      «Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
      «Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три...»
      • Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
      «Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
      «Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
      «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
      «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
      «Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
      • Упражнения на развитие координированных графических движений.
      «Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».
      Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
    
      Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
      «Рамки с застежками».
      Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой).
      Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани.
      Варианты:
      можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.
      Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.
      — Игры
      «Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.
      «Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).
      «Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.
      • Упражнения для расслабления рук.
      Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.
      Имитационные движения для кистей рук:
      — мытье рук перед едой
      — стряхивание воды с кисти
      — полоскание белья
      — надевание перчаток
      — поглаживание кошки
      — пальчики танцуют
      Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.

Дидактические игры
на развитие тактильной чувствительности.

«Поймай киску»
      Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
      «Чудесный мешочек»
      В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
      «Определи на ощупь»
      В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
      «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
      Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
      «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
      Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
      По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
      «Узнай фигуру»
      На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
      «Узнай предмет по контуру»
      Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
      «Догадайся, что за предмет»
      На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
      «Найди пару»
      Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
      Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
      «Найди ящичек»
      Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
      Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
      «Что в мешочке»
      Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
      «Отгадай цифру» (букву)
      На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
      «Что это?»
      Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
      «Собери матрешку»
      Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
      «Прочитай»
      Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.
      «Золушка»
      Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
      «Угадай, что внутри»
      Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?


      Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.
      Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.
      Игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.
      Двигательные упражнения: различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки.
      Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой.
      Игры на восприятие команды в движении
      «Стоп-сигнал» — остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения.
      «Противоположное действие» — на фоне всех дословно повторяемых действий выполнение одного их них, обозначенного заранее, в противоположном виде.
      «Запретный номер» — педагог называет количество повторений каждого упражнения, дети выполняют за исключением того, который заранее обозначен запретным номером.
      Сохранение позы требует от детей с интеллектуальной недостаточностью специальной внутренней активности. Решению этой задачи способствуют следующие простые упражнения: присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т. д.; более сложные движения: прыжки, действия с предметами — переносить, переставлять, перекладывать кубики, кегли и т. д.
      «Сделай по рисунку и замри»
      Ребенку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу.
      Варианты:
      — показ поз другим ребенком, взрослым.
      Очень полезны игровые упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.
      Приведем примеры игр:
      «Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку);
      «Штанга» (имитация ее подъема и бросания на пол);
      «Качели» (имитация качания на качелях);
      «Подвески» (кукла-марионетка);
      «Тряпичная кукла» (выполнение разных движений расслабленными руками, ногами, головой и т. д.);
      «Холодно — жарко» (холодно — сжались, напряглись; жарко — расслабились);
      «Спать хочется» (ребенок хочет встретить Новый год, но не может и засыпает: повисли руки, опустилась голова и т. д.);
      «Котенок» (спит, потягивается, умывается и др.);
      «Шалтай-болтай» — выполнение движений с одновременным произнесением слов. Инсценируя стихотворение, дети передают в движениях и мимике напряжение, усталость, расслабленность, беззаботность. Соединение разных контрастных состояний человека требует переключения внимания и быстроты реакции.
      Упражнения на смену положения туловища (например, вытягивание вверх туловища и рук, затем полное расслабление и опускание в полуприсед) и на смену движения (например, резкие движения в напряженной ходьбе на мягкие плавные движения в мягкой ходьбе и др.) помогают ребенку сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений, что в дальнейшем приводит к свободному управлению своим телом.
      Преодолению скованности, двигательной пассивности способствуют упражнения на развитие выразительности движений.
      «Пешеходы идут»
      Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.
      «Выразительные движения»
      — поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз;
      — брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку;
      — нести в руках легкий пакет;
      — показать движениями, что на улице жарко и др.
      «Зоопарк»
      Каждый ребенок изображает какого-либо животного, сидя за стулом (как будто в клетке).
      Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Овладению невербальными способамикоммуникации детям помогут следующие упражнения:
      — дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др.;
      — на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);
      — мимические и пантомимические упражнения.
      «Иностранец»
      В гости «приехал» иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать свой класс, школьные принадлежности, пригласить пообедать. Все это надо сделать без слов.
      «Через стекло»
      Детям предлагается сообщить что-либо через стекло мимикой и жестами на определенную тему: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.
      Игры на восприятие роли в движении:
      «Иголка и нитка» — один ребенок (иголка) бегает, меняет направление движения, темп, использует дополнительные движения; остальные дети (нитка) детально повторяют все его движения.
      Ситуации в движении:
      «Назойливая муха» — упражнение на мимику: воображаемая муха летает — следим, села на нос — сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились и т. д.
      Такие задания и упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найти предмет указанной формы»
      Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
      «Из каких фигур состоит машина?»
      Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
      «Коврик»
      Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
      «Найди предмет такой же формы»
      Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
      «Какая фигура лишняя?»
      Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
      Варианты:
      — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
      «Составь целое из частей»
      Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
      Варианты:
      — составить конструкцию по памяти, по описанию;
      — составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).
      «Определи правильно»
      Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.
      «Зрительный диктант»
      Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.
      Варианты:
      — дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).
      «Определи форму предмета»
      Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

«Сравни предметы по высоте»
      Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
      «Палочки в ряд»
      Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
      Варианты:
      — детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.
      «Самая длинная, самая короткая»
      Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
      Варианты:
      — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
      «Пирамидки»
      Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
      «Матрешки»
      Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
      «Разноцветные кружки»
      Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
      Варианты:
      — собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
      «Разложи по размеру»
      Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
      Варианты:
      — дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
      «Расставь по порядку»
      Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
      1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
      2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
      «В какую коробку?»
      Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
      «Дальше — ближе»
      По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
      «Выполни задание»
      На листе с крупно написанными буквами и цифрами ребенок выбирает самую широкую букву, обозначающую звук [щ], самую высокую, обозначающую звук [ш], самую низкую цифру 1, самую узкую цифру 8 и т. д.
      2. Выполнение заданий, связанных с измерением предметов:
      а) измерение расстояния между предметами условными мерами: палочкой, карандашом, ленточкой, шагами и т. д.;
      б) измерение сыпучих и жидких веществ в разных бытовых сосудах (банка, бутылка, кувшин и др.) с помощью условной меры: маленькая чашка, мензурка, ложка и т. д.

Дидактические игры и упражнения
на закрепление понятия цвета

«Какого цвета не стало?»
      Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
      «Какого цвета предмет?»
      Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
      Варианты:
      — выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
      «Собери гирлянду»
      Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
      «Сплети коврик из цветных полосок»
      Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
      «Сложи радугу»
      Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
      «Неразлучные цвета»
      Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
      «Какие цвета использованы?»
      Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.
      Варианты:
      — детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
      «Уточним цвет предмета»
      Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

Дидактические игры и упражнения 
для развития зрительного восприятия

«Что изменилось?»
      Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
      «Найди ошибку»
      Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
      слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
      примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;
      предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
      Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
      «Найди отличия»
      Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
      «Знаковая таблица»
      Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.
      «Наложенные изображения»
      Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
      «Спрятанные изображения»
      Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
      «„Зашумленные“ изображения»
      Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
      «Парные изображения»
      Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
      Варианты:
      — используются парные игрушки;
      — предъявляют предмет и его изображение.
      «Незаконченные изображения»
      Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
      Варианты:
      — предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
      «Точечные изображения»
      Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
      «Перевернутые изображения»
      Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.
      «Разрезанные изображения»
      Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
      Варианты:
      — предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
      «Запомни и нарисуй»
      Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.
      «Буковки»
      Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
      — все буквы И;
      — все гласные;
      — одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
      «Найди букву»
      В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.
      «Где зажегся фонарик?»
      Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.
      Варианты:
      — сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.
      «Сложи узор»
      Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.
      «Шкафчик»
      Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.
      На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.
      Варианты:
      — прятать одновременно 2—3 игрушки;
      — найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.
      игра «Определи предмет по запаху».
      Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.
      Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.
      «Вспомни, как они пахнут»
      Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
      «Коробочки с запахами»
      Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.
      Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.

      «Определи на вкус»
      Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.
      Варианты:
      — ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;
      — ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).
      «Вкусовые банки»
      Материал: банки, пипетки, ложки.
      Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.
      «Назови вкус продуктов»
      Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).
      Например:
      — лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;
      — батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;
      — конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
      — чеснок горький, неприятный, с резким запахом.
 
      «Четыре времени года»
      Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы:
      В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?
      «Угадай, какой это предмет»
      Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.
      Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.
      Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.
      Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.
      «Три стакана»
      Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.
      «Холодный, теплый, горячий»
      Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).
      «Теплые кувшины»
      Материал: 4 кувшина с водой различной температуры.
      Педагог берет 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как следует охватить кувшин рукой, и дает его в руку ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их. Констатируется различие температур кувшинов: холодный — горячий. То же самое предлагают сделать с парой кувшинов, имеющих меньший перепад температур: чуть теплым и теплым.
      Варианты:
      — ребенку предлагают расставить кувшины по возрастанию (уменьшению) температуры воды в них.

Дидактические игры и упражнения 
для развития слухового восприятия.

«Различай веселую и грустную музыку»
      Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.
      «Тихо и громко»
      Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.
      Варианты:
      — можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
      — использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;
      — на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
      — на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные;
      — найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
      «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
      Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
      Варианты:
      — перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.
      «Шагаем и танцуем»
      Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д.
      «Высокий и низкий звук»
      Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий — опустить.
      Варианты:
      — использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.;
      — выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука;
      — изображать голосом воспринятый тон.
      «Ударь в бубен»
      Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.
      Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски — медленные удары, короткие — быстрые).
      Варианты:
      — полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.
      «Далеко — близко»
      У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.
      «Будь внимателен»
      Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» — стоять на одной ноге, «лягушка» — присесть и скакать вприсядку, «птицы» — бегать, раскинув руки, «зайцы» — прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
      «Звоночки»
      Материал: несколько звоночков различного звучания.
      Ребенок должен построить ряд, начиная с самого высоко звука (или с самого низкого).
      «Определи, что слышится»
      Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится.
      Варианты:
      — возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).
      «Шумящие коробочки»
      Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
      Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.
      «Повтори»
      Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить.
      «Быстро и медленно»
      Материал: кукла, барабан.
      Ребенку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара.
      Для создания интереса можно предложить довести куклу до площадки, на которой лежит лакомство или стоит стакан сока. Кукла (а значит, и ребенок) получает заслуженную награду.
      «Слушай и выполняй»
      Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например:
      1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову;
      2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.
      «Что слышно?»
      По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.

Дидактические игры и упражнения 
на развитие ориентировки в пространстве

«Какая рука?»
      На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.
      «Покажи правильно»
      Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
      «Незаконченные изображения»
      Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.
      «Твой путь в школу»
      Ребенку предлагают рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.
      «Автомобили»
      По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость.
      Варианты:
      — каждый ребенок проводит свой автомобиль до автостоянки, пользуясь схемой маршрута.
      «Выполни задание»
      Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.
      Варианты:
      — определить местоположение отдельных предметов мебели;
      — определить местоположение других детей относительно себя;
      — определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
      — определить местоположение предметов относительно друг друга;
      — расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).
      «Что дальше, что ближе к нам в комнате?»
      Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок (или метра) правильность ответа.
      «Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»
      Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).
      «Что где находится?»
      Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.
      «Откуда и чей голос?»
      Ребенку предлагают встать спиной к классу и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.
      «Внимательно слушай и рисуй»
      Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.
      Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.
      Варианты:
      — разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» И т. д.
      «Где что лежит?»
      Педагог располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.
      Варианты:
      — предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;
      — по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.
      «Фигуры высшего пилотажа»
      Педагог на фланелеграфе показывает моделью самолета разные фигуры высшего пилотажа, меняя направление движения, а ученики объясняют изменение маршрута, используя слова: вверх, вниз, направо, слева направо и т. д.
      «Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)
      «Следопыт»
      По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.
      Варианты:
      — дети по очереди сами прячут игрушку и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;
      — по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около школы.
      «Разведчики»
      По письменной инструкции дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.
      Пример инструкции:
      1. Встаньте у классной доски, повернувшись к ней спиной.
      2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.
      3. Повернитесь налево.
      4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз.
      Что видите необычного? Ищите!
      «Самый внимательный»
      На доске лист ватмана с написанными на нем рядами букв (6 рядов по 6 букв). Учащимся предлагают карточки с заданиями: напиши в тетради все согласные буквы из второго горизонтального ряда, напиши все гласные из третьего вертикального ряда и т. д.
      Графические диктанты.


      

Дидактические игры и упражнения на формирование временны́х представлений

«Неделька»
      Ребенку предлагают разложить по порядку таблички с названиями дней недели.
      Варианты:
      — разложить таблички, начиная с определенного дня (например, с четверга); в обратном порядке;
      — каждому ребенку раздают таблички с названием дня недели, педагог называет громко любой день недели, например среду. По команде «Неделька, стройся» ученик с табличкой «среда» встает первым, а все остальные выстраиваются по порядку следования дней недели;
      — использовать таблички с названиями месяцев, времен года; разложить их по порядку, начиная с заданного месяца (времени года); в обратном порядке.
      «Молчанка»
      Материал: круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству учеников.
      Педагог на демонстрационном круге молча показывает день недели, ученики должны поднять карточку с цифрой, которой соответствует этот день.
      Варианты:
      — педагог показывает цифру, а ребенок должен показать карточку с названием дня недели.
      «Когда деревья надевают этот наряд?»
      Педагог демонстрирует карточку с цветным изображением деревьев в разное время года, читает отрывок из стихотворения и спрашивает, в какое время года это происходит в природе.
      Варианты:
      — у каждого ученика табличка с названием времени года; когда учитель показывает иллюстрацию с изображением определенного пейзажа, ученики поднимают соответствующую карточку.
      «Когда это бывает?»
      Материал: иллюстрации деятельности людей в разные части суток.
      Педагог показывает иллюстрацию и задает вопросы: что делает мальчик? Какая это часть суток? Как догадался? И т. д.
      Варианты:
      — иллюстрации, связанные с временами года. Вопросы: в какое время года нужны эти предметы? (Лыжи, сачок, зонт, скакалка и т. д.) По каким признакам вы определили это время года?
      «Что длится короче»
      Педагог спрашивает детей, что длится короче: час или минута, час или день и т. д.
      Варианты:
      — педагог спрашивает детей, какое дело можно сделать быстрее, какое дольше: построить домик из конструктора — построить настоящий дом; посадить дерево — вырастить его и т. д.
      «Определи возраст человека»
      Педагог демонстрирует детям картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста и предлагает показать, где изображен ребенок, пожилой человек, подросток и т. д.
      Варианты:
      — предлагается разложить таблички с надписями: 1 год, 7 лет, 30 лет, 70 лет и др. под соответствующие картинки (фотографии) людей разного возраста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Картотека "Перцептивные игры"

Автор: Наталья Ивановна Гончаренко

Дата: 12.11.2024

Номер свидетельства: 659372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства