Просмотр содержимого документа
«Карточки ПЭКС для работы с детьми РДА»
Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми с аутистическим спектром
в СКО VIII вида
Как работают карточки PECS
Нельзя преуменьшать назначение метода и сводить его лишь к развитию навыков речевого контакта. Выявляемые у детей с аутистическим спектром нарушения выражаются, в том числе, в невозможности осознания ценности и смысла общения и в отсутствии полноценной речи, то приобретение всевозможных навыков для них максимально затруднено. Речь пойдет не только о навыках взаимодействия в общепризнанных рамках, но и отклонениях в понимании социально-бытовых норм.
Объясняется это тем, что все необходимые нормы человек усваивает с младенчества, начиная подражать элементарным проявлениям коммуникации, исходящей от родителя. Если изначально дети подражают мимическим выражениям лица с постепенным усвоением их смысла, то по мере взросления они повторяют более сложные действия по самообслуживанию, ведению бытового хозяйства и поведению в обществе. При нарушениях аутистического спектра у ребенка наблюдаются полное или частичное отсутствие данного периода развития и соответственно невозможность вести полноценный и самостоятельный образ жизни во взрослом состоянии. Поэтому коррекции подвергается коммуникативная и речевая составляющая, всесторонне влияющая на жизнь человека.
Хочется развеять опасения родителей по поводу того, что PECS усугубляет стереотипность поведения и сводит все действия к поддержке картинками. При системном и правильном применении карточек наоборот развивается способность ребенка действовать спонтанно.
Специфика коррекции детей с РАС и актуальность PECS
Помимо указанных причин для введения коррекционных программ надо обязательно учесть и специфику обучаемости детей с РАС. Потому, что их умственные возможности, не являясь изначально заниженными, развиваются в рамках усиленного внимания к деталям и сенсорного восприятия, а также узконаправленных интересов. Часто схематичность и визуализация конкретных объектов и действий является крайне важной для их обучения. Поэтому система коррекции при помощи картинок является наиболее приемлемой для этих детей.
Как указывалось, ранее, отсутствие подражания и соответственно обучения социально-бытовым нормам объясняется непониманием наполненности коммуникации из-за изначального подражательного сбоя. Происходит это, в том числе, из-за отсутствия мотивации для таких детей. Мотивации в виде родительской радости, а затем и общественного одобрения при соблюдении общепринятых норм. Поэтому для введения обучения при помощи PECS необходимо найти стимул или действенные поощрения для конкретного ребенка. Поощрения в начале обучения могут носить элементарный характер в виде любимой еды, игрушек и т.д., приобретая более сложный уровень в процессе взросления и обучения. Для этого следует периодически проводить оценку подкрепляющих стимулов.
Не надо думать о том, что мы занимаемся некой дрессурой. Все используемые нами поощрения действенны и применимы родителями в обыденной жизни при полном здоровье ребенка. Мы просто делаем больший акцент для эффективной работы с ребенком.
Как выглядят и что представляют из себя карточки PECS
PECS это система коммуникации и развития речи. В своей работе я использую набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями.
Картинки можно скачать в интернете, но я изготовляю сама и ламинирую, что бы служили дольше. Они могут несколько отличаться от родительских . В интернете карточки представлены в достаточно обширном объеме. Если вам хочется сделать карточки PECS самостоятельно, то можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет-ресурсах. Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся Вам картинки из имеющихся дома материалов (старые печатные издания, упаковки от детских вещей и т.д.). Лучше использовать интернет возможности для поиска нужных картинок, сохраняя изображения на носителе. Так как карточки становятся постоянным инструментом общения и действий. Подмена изображения карточки (особенно на первых этапах) не рекомендована.
Карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, поездка в бассейн, время для обучения. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Например, запрет на то, чтобы подбирать что-то на улице. Однако, запрещающие картинки находятся в значительном меньшинстве. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др.
Этапы введения карточек пэкс
Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет. Родитель привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Если у ребенка возникают трудности, то второй родитель может осуществлять подсказки. Обычно на этом этапе используются предметы (то есть имена существительные) узкого круга интересов. Поэтому четкое распознавание всех карточек отсутствует.
Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание родителя. Ситуации могут быть также заранее подстроены. К примеру, любимая игрушка или вкусняшка убираются в закрытый прозрачный контейнер, а не напрямую предлагается ребенку.
Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (дай, разложи, положи, собери).
На четвертом этапе составляются предложения из нескольких карточек, которые подразумевают высказывание просьб и желаний. Помимо простых конструкций по типу «я хочу суп» этап предполагает развитие навыка просьбы более конкретных вещей. К примеру, «я хочу грибной суп», «Я хочу рисовать красками или карандашами». У ребенка должно быть право выбора.
Пятый этап достаточно разнообразен и кроме ответа на вопрос картинками включает такие моменты обучения:
изучение по ним сезонов года, времени суток;
объяснение через карточки норм пребывания в общественных местах;
развитие способности классификации предметов по признаку;
обучение смысловой нагрузке эмоциональных проявлений других людей и т.д.
Шестой этап самый сложный, он предполагает обучить ребенка давать ответы при помощи карточек в случае спонтанного обращения родителя к нему. Он обретает здесь максимальную самостоятельность.
Практические советы и типичные ошибки родителей
Ваш планшет с картинками должен использоваться постоянно. Для этого его необходимо брать с собой за пределы квартиры на улицу , в гости и в общественные места.
Нужно обязательно четко следовать последовательности этапов и тщательная работа на каждом из них позволит полноценно пользоваться системой и достичь результатов. Нельзя торопить ребенка и требовать от него быстрых и желаемых результатов.
Родитель должен понимать, что мы до последнего ждем от ребенка самостоятельности в ответах. Подсказка, которую мы используем, также нужна при затруднениях ребенка, но она не должна становится основой обучения. Иначе мы не достигнем продвижения.
Нельзя убирать из планшета карточки, чтобы сократить количество просьб и высказываний с их участием. Следует реагировать также, как и при ответе полноценно разговаривающего ребенка. В этом случае мы не отбираем возможность общаться, а учимся обоснованно отвечать «Нет».
Следует вовремя проводить оценку подкрепляющих стимулов, которые используются вместе с PECS и развиваются также от простых к более сложным.