kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Карточки ПЭКС для работы с детьми РДА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточки широко используются на занятиях и дома с детьми с аутизмом.Они помогают детям в общении со взрослыми и друг с другом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Карточки ПЭКС для работы с детьми РДА»

Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми с аутистическим спектром

в СКО VIII вида

Как работают карточки PECS

Нельзя преуменьшать назначение метода и сводить его лишь к развитию навыков речевого контакта. Выявляемые у детей с аутистическим спектром нарушения выражаются, в том числе, в невозможности осознания ценности и смысла общения и в отсутствии полноценной речи, то приобретение всевозможных навыков для них максимально затруднено. Речь пойдет не только о навыках взаимодействия в общепризнанных рамках, но и отклонениях в понимании социально-бытовых норм.

Объясняется это тем, что все необходимые нормы человек усваивает с младенчества, начиная подражать элементарным проявлениям коммуникации, исходящей от родителя. Если изначально дети подражают мимическим выражениям лица с постепенным усвоением их смысла, то по мере взросления они повторяют более сложные действия по самообслуживанию, ведению бытового хозяйства и поведению в обществе. При нарушениях аутистического спектра у ребенка наблюдаются полное или частичное отсутствие данного периода развития и соответственно невозможность вести полноценный и самостоятельный образ жизни во взрослом состоянии. Поэтому коррекции подвергается коммуникативная и речевая составляющая, всесторонне влияющая на жизнь человека.

Хочется развеять опасения родителей по поводу того, что PECS усугубляет стереотипность поведения и сводит все действия к поддержке картинками. При системном и правильном применении карточек наоборот развивается способность ребенка действовать спонтанно.

Специфика коррекции детей с РАС и актуальность PECS

Помимо указанных причин для введения коррекционных программ надо обязательно учесть и специфику обучаемости детей с РАС. Потому, что их умственные возможности, не являясь изначально заниженными, развиваются в рамках усиленного внимания к деталям и сенсорного восприятия, а также узконаправленных интересов. Часто схематичность и визуализация конкретных объектов и действий является крайне важной для их обучения. Поэтому система коррекции при помощи картинок является наиболее приемлемой для этих детей.

Как указывалось, ранее, отсутствие подражания и соответственно обучения социально-бытовым нормам объясняется непониманием наполненности коммуникации из-за изначального подражательного сбоя. Происходит это, в том числе, из-за отсутствия мотивации для таких детей. Мотивации в виде родительской радости, а затем и общественного одобрения при соблюдении общепринятых норм. Поэтому для введения обучения при помощи PECS необходимо найти стимул или действенные поощрения для конкретного ребенка. Поощрения в начале обучения могут носить элементарный характер в виде любимой еды, игрушек и т.д., приобретая более сложный уровень в процессе взросления и обучения. Для этого следует периодически проводить оценку подкрепляющих стимулов.

Не надо думать о том, что мы занимаемся некой дрессурой. Все используемые нами поощрения действенны и применимы родителями в обыденной жизни при полном здоровье ребенка. Мы просто делаем больший акцент для эффективной работы с ребенком.

Как выглядят и что представляют из себя карточки PECS

PECS это система коммуникации и развития речи. В своей работе я использую набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями.

Картинки можно скачать в интернете, но я изготовляю сама и ламинирую, что бы служили дольше. Они могут несколько отличаться от родительских . В интернете карточки представлены в достаточно обширном объеме. Если вам хочется сделать карточки PECS самостоятельно, то можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет-ресурсах. Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся Вам картинки из имеющихся дома материалов (старые печатные издания, упаковки от детских вещей и т.д.). Лучше использовать интернет возможности для поиска нужных картинок, сохраняя изображения на носителе. Так как карточки становятся постоянным инструментом общения и действий. Подмена изображения карточки (особенно на первых этапах) не рекомендована.

Карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, поездка в бассейн, время для обучения. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Например, запрет на то, чтобы подбирать что-то на улице. Однако, запрещающие картинки находятся в значительном меньшинстве. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др.

Этапы введения карточек пэкс

  • Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет. Родитель привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Если у ребенка возникают трудности, то второй родитель может осуществлять подсказки. Обычно на этом этапе используются предметы (то есть имена существительные) узкого круга интересов. Поэтому четкое распознавание всех карточек отсутствует.

  • Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание родителя. Ситуации могут быть также заранее подстроены. К примеру, любимая игрушка или вкусняшка убираются в закрытый прозрачный контейнер, а не напрямую предлагается ребенку.

  • Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (дай, разложи, положи, собери).

  • На четвертом этапе составляются предложения из нескольких карточек, которые подразумевают высказывание просьб и желаний. Помимо простых конструкций по типу «я хочу суп» этап предполагает развитие навыка просьбы более конкретных вещей. К примеру, «я хочу грибной суп», «Я хочу рисовать красками или карандашами». У ребенка должно быть право выбора.

  • Пятый этап достаточно разнообразен и кроме ответа на вопрос картинками включает такие моменты обучения:

    • изучение по ним сезонов года, времени суток;

    • объяснение через карточки норм пребывания в общественных местах;

    • развитие способности классификации предметов по признаку;

    • обучение смысловой нагрузке эмоциональных проявлений других людей и т.д.

  • Шестой этап самый сложный, он предполагает обучить ребенка давать ответы при помощи карточек в случае спонтанного обращения родителя к нему. Он обретает здесь максимальную самостоятельность.

Практические советы и типичные ошибки родителей

  1. Ваш планшет с картинками должен использоваться постоянно. Для этого его необходимо брать с собой за пределы квартиры на улицу , в гости и в общественные места.

  2. Нужно обязательно четко следовать последовательности этапов и тщательная работа на каждом из них позволит полноценно пользоваться системой и достичь результатов. Нельзя торопить ребенка и требовать от него быстрых и желаемых результатов.

  3. Родитель должен понимать, что мы до последнего ждем от ребенка самостоятельности в ответах. Подсказка, которую мы используем, также нужна при затруднениях ребенка, но она не должна становится основой обучения. Иначе мы не достигнем продвижения.

  4. Нельзя убирать из планшета карточки, чтобы сократить количество просьб и высказываний с их участием. Следует реагировать также, как и при ответе полноценно разговаривающего ребенка. В этом случае мы не отбираем возможность общаться, а учимся обоснованно отвечать «Нет».

  5. Следует вовремя проводить оценку подкрепляющих стимулов, которые используются вместе с PECS и развиваются также от простых к более сложным.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Карточки ПЭКС для работы с детьми РДА

Автор: Година Оксана Николаевна

Дата: 28.09.2020

Номер свидетельства: 558632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства