kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование системы PECS в обучении детей с расстройством аутического спектра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются особенности использование системы PECS в обучении  детей с расстройством аутического спектра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование системы PECS в обучении детей с расстройством аутического спектра"»

Использование системы PECS в обучении

детей с расстройством аутического спектра


Аббревиатура PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System (англ.) – Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками). ПЕКС является альтернативной системой для общения, когда используются не слова, а картинки. Обучение PECS применяют среди аутичных детей, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения.

Материалы системы в большинстве случаев помогают достичь значительных успехов в вербальном развитии детей, испытывающих коммуникативные затруднения.

Одним из главных плюсов системы является стимулирование ученика к активным действиям:

  • поиску нужной карточки;

  • привлечению внимания собеседника;

  • обмену карточки на желаемый предмет.

Индивидуально подобранные карточки PECS для детей с РАС позволяют добиться максимальной наглядности коммуникативного процесса. При этом общение не сводится лишь к простейшим просьбам и обозначениям предметов. Поскольку нарушения коммуникации у детей с РАС затрудняют их понимание самого процесса коммуникации, задача учителей и родителей – научить ребенка пониманию того, что конкретно он желает сообщить, как привлечь внимание взрослого, правильно изложить желаемое и т. д.

Так как карточки передаются «из рук в руки» коммуникативные акты приобретают наглядность, ведь достаточно часто дети с РАС желают сообщить что-либо вербально, но не могут переключить на себя внимание, и сообщения в итоге игнорируются.

В случаях, когда использование PECS начинает решать те же задачи, что и проблемное поведение, проблемные проявления начинают уменьшаться. Например, если ребенок молча бьет других людей, в действительности желая получить игрушку, конфету – можно научить его попросить эти вещи при помощи соответствующих картинок, и эта позитивная коммуникация заменит негативную. Конечно, это упрощенный пример, а в реальности ситуации обычно обстоят значительно сложнее – однако по результатам многих исследований было установлено, что чем выше развиты коммуникативные навыки, тем ниже риск нежелательного поведения.

Детям с РАС трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Задача системы ПЕКС – научить ребенка с РАС начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание.

На занятиях PECS моделируются ситуации, в которых ученик захочет попросить что-либо у партнера по коммуникации. Во время первых занятий третий человек (взрослый помощник, стоящий сзади) начинает физически «подсказывать» ученику правильный выбор нужного изображения.

Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что ребенок с РАС начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов».

За годы использования ПЕКС было установлено, что применение этой и некоторых других систем альтернативной коммуникации может со временем существенно развить устную речь.

Достаточно часто дети с РАС в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный способ общения по сравнению с обменом изображениями. В процессе занятий по PECS ученики работают: учатся, познают, размышляют. К тому же, в систему обучения обязательно включаются и дополнительные методики для стимулирования именно вербальной коммуникации.

Методика ПЕКС может быть чрезвычайно полезной для многих людей с РАС, помогая им обучиться эффективному коммуницированию. Разумеется, решение об использовании программы с любыми модификациями и дополнениями должно приниматься с учетом индивидуальных потребностей каждого человека. 

Обучение по этой системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать – перманентно молчащие дети обучаются:

  • самовыражаться;

  • сообщать о своих желаниях и потребностях;

  • продуктивно коммуницировать с другими людьми.

Специалисты, работающие в сферах коммуникации и прикладного анализа поведения, признают обучение ПЕКС одной из наиболее эффективных инновационных методик, направленных на развитие у аутистов навыков общения в социуме.

Обучение по данной методике не имеет возрастных ограничений, благодаря чему может быть предложено как взрослым людям, имеющим когнитивные нарушения, так и маленьким детям, не имеющим таковых. Однако некоторые критерии, необходимые для успешного обучения ПЕКС, все-таки есть, и в первую очередь к ним относится преднамеренная коммуникация. То есть человек должен понимать необходимость в передаче некой информации другому человеку.

Например, если ученик, желая получить какой-либо предмет, берет за руку взрослого и подводит его к предмету – можно говорить о том, что он располагает как минимум зачатками преднамеренной коммуникации. Если же он просто хочет получить предмет, не пытаясь при этом каким-либо образом обратиться к другому человеку – возможно, способность к преднамеренной коммуникации у него отсутствует, и перед применением PECS необходимо использовать другой подход, чтобы развить эту способность.

А вот умение различать изображения не относится к факторам, обязательным для обучения ПЕКС, хотя ученики, умеющие различать изображения, закономерно быстрее добиваются успехов на начальных этапах программы, чем ученики, не обладающие этой способностью.

В методику включены шесть основных этапов обучения и специальные стратегии для включения в речь ученика различных предметных качеств (цветов, размеров и т. д.).

Этапы PECS таковы:

  1. представление о том, как нужно коммуницировать – ребенок обучается основам общения между людьми;

  2. увеличение дистанции между участниками коммуникации, что способствует повышению самостоятельности ученика;

  3. дифференциация изображений – ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. В случае ошибочного ответа на этом этапе используются специальные коррекционные стратегии;

  4. построение из карточек осмысленных предложений: ребенок заканчивает написанную на полоске фразу «я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику;

  5. обучение ответам на вопрос «что ты хочешь?» с использованием карточек;

  6. обучение комментированию различных ситуаций (ответам на вопросы «что у тебя в тарелке?», «что ты видишь?» и т. д.).

Все перечисленные этапы основываются на определенной области прикладного поведенческого анализа АВА – науке о вербальном (речевом) поведении.

Карточки для обучения по системе ПЕКС содержат изображения предметов и действий в виде:

  • цветных или ч/б графических рисунков;

  • цветных или ч/б фото.

Под каждой картинкой размещается ее текстовая подпись на русском или другом языке, родном для ученика.

Процесс обучения по карточкам вводится с помощью АВА-терапевта, дефектолога, коррекционного педагога или другого специалиста, который сможет определить уровень развития навыков ученика и правильно расставить акценты в дальнейшем обучении.

На первом этапе вводятся карточки, обозначающие «да» и «нет», выполненные в разных цветах – например, зеленом и красном. Эти карточки необходимы, если ребенок не умеет использовать кивки и отрицательное покачивание головой. Если же ученик способен произнести «да»/«нет» или обозначить их движениями, использовать такие карточки нет необходимости.

На втором этапе вводится набор карточек с мотивационными предметами (банан, чупа-чупс, мороженое, яблоко, зефир) и конкретными действиями. Как только ученик перестанет смотреть на картинку и начнет называть нужный ему предмет устно – использование соответствующей карточки нужно прекратить. Действия, обозначаемые картинками, используются так же, как и предметы (кататься на качели, прыгать на батуте, играть с мячом и т. д.).

На третьем этапе обучения ПЕКС начинают использовать карточки с обозначением различных событий дня – расписание (умываться, кушать, гулять на улице, учиться и т. д.).

Все необходимые картинки-«пексы» можно сделать своими руками, или же приобрести готовые альбомы с наборами изображений для разных этапов обучения. Обучающие карточки PECS должны быть максимально наглядными и понятными, так что художественная ценность их гораздо ниже предполагаемой информационной нагрузки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Использование системы PECS в обучении детей с расстройством аутического спектра"

Автор: Сергеева Оксана Федоровна

Дата: 15.10.2019

Номер свидетельства: 522719


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства