«Использование приёма образного перевоплощения детей с умственной отсталостью на уроках ритмики»
«Использование приёма образного перевоплощения детей с умственной отсталостью на уроках ритмики»
Коррекционная ритмика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие верхних психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие качества как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
*
Одним из главных условий развития у детей (с умственной отсталостью) образного воображения является осознанное отношение их к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего, понимание смысла, значения этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа. Однако самостоятельно дети не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование приёма образного перевоплощения детей с умственной отсталостью на уроках ритмики»»
МБОУ «Коррекционная школа VIII вида»
Выступление на МО учителей
«Использование приёма образного перевоплощения детей с умственной отсталостью на уроках ритмики»
Составила: Морозова МВ
2024г.
Использование приёма образного перевоплощения детей с умственной отсталостью на уроках ритмики»
1 слайд
2 слайд
Мы на ритмике танцуем: Ножки ставим на носок, Круг руками нарисуем И поскачем: скок-скок-скок!...
(Е.Н. Егорова)
Коррекционная ритмика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие верхних психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие качества как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма являестся универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности.
3 слайд Ритмика способствует формированию общей культуры детей, художественного вкуса, раскрытию индивидуальности ребенка, развитию музыкально-двигательных навыков, творческой активности. Она оказывает комплексное воздействие на все стороны личности ученика. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей учеников, умению перевоплащаться.
Танец – это музыкально-пластическое искусство и, как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. В толковом словаре понятие «образ» трактуется как живое, наглядное представление, о ком-чем-нибудь. Образ в хореографии – это отражение свойств характера персонажа, различных явлений, особенностей предметов в яркой образной форме. Иными словами, танец – образ, а образ– это перевоплощение.
В танцевальном искусстве образ создается посредством выразительных движений и пластики человеческого тела, и называют его двигательно-пластическим. Образное перевоплощение в танце предполагает исполнение движений и действий какого-либо персонажа с характерными для него особенностями пластики.
Танец является эффективным средством в развитии творчества и образного воображения учеников (с умственной отсталостью).
4 слайд Одним из главных условий развития у детей (с умственной отсталостью) образного воображения является осознанное отношение их к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего, понимание смысла, значения этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа. Однако самостоятельно дети не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Ученикам с умственной отсталостью требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться со значением отдельных движений, с принципами их изменения, варьирования.
Формирование музыкально-двигательного творчества у учеников (с умственной отсталостью)– это целенаправленный процесс. Наиболее полноценно и содержательно он может осуществляться на уроках ритмики.
Урок построен на основе музыкально-пластических упражнений и этюдов, в которых предусматривается образное перевоплощение с помощью образных движений. Материал даётся в образной форме, большое внимание уделяется точности движений и правильности исполнения.
5 слайд Выразительные и узнаваемые образы создаются посредством телодвижений. Не только изображая их мимически, с помощью приемов актерской игры или управления лицевыми мускулами. Необходимо использовать все тело, чтобы передать манеру двигаться, которая ассоциируется у нас с каждым из этих образов. Типичные движения, позы, любые специфические особенности поведения и черты характера - все это включается в арсенал изобразительных средств, с помощью которых создаются выразительные музыкально-двигательные образы.
Для того чтобы дети смогли создать образ, они должны научиться понимать язык движений. Движение – всегда средство для воплощения музыкально-двигательного образа.
6 слайд Красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела. Движение в танце является ведущим компонентом воздействия и основным выразительным средством. Движение выражает состояние (чувства, настроения, ощущения) и несет соответствующее содержание.
7 слайд Движение имеет важную характеристику – выразительность. Выразительное движение рассматривается как степень яркости проявляемого содержания воплощаемого танцевального образа. Чтобы танцевальное движение стало выразительным нужно, чтобы ученик его осмыслил. Одни и те же движения могут использоваться в передаче различных по характеру образов, но в каждом случае они должны исполняться по-разному, нести характер того или иного персонажа, явления. Важно, каждый раз обращать на это внимание детей.
Движения различаются на выразительные и образные. Выразительные движения – это движения, посредством которых ребенок создает образ конкретного персонажа, в результате чего воплощаемый образ становится выразительным и узнаваемым. Образные движения – уже само движение выражает суть образа (например, «мостик», «березка», «лодочка», «корзинка» и т.д.)
Образное перевоплощение происходит с помощью этюдов и танцевальных упражнений, каждый из которых предназначен для работы над каким-нибудь одним образом. Знакомство с любым из них начинается с восприятия музыки. Прослушав музыкальный материал, ученики определяют, про кого рассказывает музыка, каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться. Ученикам (с умственной отсталостью) нравится инсценировать сюжеты детских песен, перевоплощаться в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом выдумку, фантазию, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, но даётся им это с большим трудом. Для привлечения интереса ребят к ритмике используются известные детские песни, песни из мультфильмов, а также песенки со словами движений в качестве музыкального материала. С помощью выразительных, образных движений создаются танцевальные этюды. Дети с большим удовольствием инсценируют образ героя из любимого мультфильма или детской песни.
Благодаря тому, что ребенок осмысливает движения и стремится использовать их для передачи образного содержания, у него развивается исполнительское творчество, артистичность, способность к сочинительскому творчеству. В последующем ученики сами начинают предлагать движения к какому-либо образу. Во время урока ученики должны испытывать радость от предоставляемой им возможности выразить себя в движении, передать движениям свои чувства, переживания, своё понимание музыкального образа. Кроме того, эффективность использования образного перевоплощения заключается еще и в том, что через образы можно осуществить частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений. Что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц и прекрасно развивает координацию движений, снижает утомляемость. Чем большим запасом двигательных навыков обладает ученик, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Благодаря приему образного перевоплощения у преподавателя значительно расширяются возможности в плане постановочной деятельности (одно и то же движение можно по-разному интерпретировать, исполняя его в различных образах).
8 слайд Приём образного перевоплощения является органичным элементом урока ритмики и обладает большими потенциальными возможностями для художественно-творческого развития учеников с УО. Использование данного приема в обучении позволяет формировать у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, создает комфортную психоэмоциональную атмосферу урока, в которой ребенок может радостно и свободно работать без чрезмерных усилий. Образное перевоплощение вызывает у учеников желание овладеть предлагаемым учебным материалом.
9 слайдМожно использовать небольшие стихи для постановки сценок с образным перевоплощением.
10 слайд Использование приёма образного перевоплощения выступает как средство побуждения и стимулирования учащихся с УО, а также позволяет усвоить учебный материал в яркой, наглядной форме.