kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  рассказывается о возможностях использования ИКТ при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется значение новых технологий. Приводятся приемы создания пособий по автоматизации звуков. 

В статье  рассказывается о возможностях использования ИКТ при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется значение новых технологий. Приводятся приемы создания пособий по автоматизации звуков. В статье  рассказывается о возможностях использования ИКТ при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется значение новых технологий. Приводятся приемы создания пособий по автоматизации звуков. В статье  рассказывается о возможностях использования ИКТ при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется значение новых технологий. Приводятся приемы создания пособий по автоматизации звуков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП»

Использование информационно-коммуникационных

технологий при обучении детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП

За окном XXI век – век компьютерных технологий. Нет ни одной области в нашей жизни, которой бы не коснулись изменения. Компьютер дома, на работе, в школе. Дети, имеющие нарушения слуха, должны быть полностью подготовлены к жизни, которая ждет их за стенами школы. Кроме умения общаться, дети должны овладеть многими навыками, знаниями, которые помогут им найти место в жизни. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют более эффективно реализовать возможности неслышащих детей.

Широкое применение информационно - коммуникационных технологий открывают путь к новым педагогическим возможностям при обучении детей: педагог, овладевая компьютерными технологиями, развивается сам, способствует росту интереса учащихся к своему предмету, что ведет к достижению успеха в своей профессиональной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают современность качества образования на основе сохранения лучшего, что было выработано до этого. Использование компьютера при обучении неслышащих детей имеет особое значение: при работе с компьютером используются такие же средства коммуникации, что и со слышащими детьми. Компьютерные технологии выступают одновременно как инструмент познания окружающего мира, коррекции нарушений речевого и психического развития, реабилитации, профориентации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Очень важно уже с детства заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат, а инструмент решения определенных задач.

Использование ИКТ не должно быть данью моде. Работа учителя должна быть тщательно продумана и направлена на повышение мотивации обучения. С помощью информационно - коммуникационных технологий учитель может активизировать познавательную деятельность учащихся. Возможность самостоятельно действовать доставляет ребенку удовольствие и желание выполнить задание как можно лучше. Компьютер позволяет работать более оперативно как учителю, так и обучающемуся. Задания можно составлять разной степени сложности, что позволит осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

При работе с компьютером надо учитывать возрастные особенности учащихся и не превышать время, которое они могут провести у компьютера.

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе сурдопедагога особое место занимает использование компьютерных программ, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Использование ИКТ на индивидуальных занятиях в школе для детей с нарушениями слуха требует от учителя создания собственных пособий. Существует множество обучающих игр, пособий, опирающихся на слуховой анализатор ребёнка. А это, чаще всего, недоступно неслышащим обучающимся. Но основной трудностью является ограниченный активный словарь неслышащих учащихся, что приводит к непониманию текстов заданий и пояснений.

Работа была выполнена с учетом возрастных особенностей развития обучающихс. Структурно-содержательное оформление пособия определяется спецификой и логикой развития слуха и произносительной стороны устной речи неслышащих детей в соответствии с программными требованиями специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида.

Проводился сбор материала, разрабатывались виды упражнений, которые необходимы для закрепления правильного произношения звука  и его дальнейшей автоматизации в речи. В итоге получились компьютерные тренажеры для выработки умений и навыков по автоматизации звуков [с], [ш], [ц], [ч], [р] в  речи у обучающихся с нарушением слуха. В них можно легко внести изменения для каждого ребенка, т.е. происходит индивидуализация.

Пособия сопровождаются иллюстрациями, используются эффекты анимации для того, чтобы на экране изображение не было статичным.

Используется наглядно-тематический материал, который соответствует программным требованиям по развитию речи учащихся. Речевые умения и навыки, приобретенные на общеобразовательных уроках, создают надежную базу для работы учителя-дефектолога на индивидуальных занятиях, то, есть, связь с другими предметами. Так, например, есть задания «Составь и реши задачу». На экране нарисованы две тарелки. В одной тарелке три персика, в другой – пять. Ребенок ставит вопрос: «Сколько всего персиков?» и самостоятельно отвечает на него.

Каждый раздел содержит материалы (слова, предложения, иллюстрации), которые помогают учителю планировать и реализовывать на практике задачи, которые стоят перед учителем-дефектологом по обучению произношению и развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха. Речевой материал подобран в соответствии с принципами аналитико-синтетического метода обучения произношению.

Работа начинается с характеристики звука, его артикуляционных особенностей, затем идет работа по автоматизации звука  в прямом слоге. Задания-инструкции ребенок видит на экране (идет опора на зрительный анализатор). Все задания позволяют учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка (состояние слуха, речевые умения и навыки) и в соответствие с этим определять объем речевого материала, которое в состоянии усвоитьучащийся. Например: «Прочитай, запомни».

Работа идет как совместно с учителем, так и самостоятельно. Характер подачи материала направлен не только на автоматизацию звука, но и на развитие познавательной активности обучающегося, способности осознано употреблять в речи поставленный звук и самостоятельно с помощью компьютера закреплять его. Идет работа и над развитием внимания, памяти. Так, например, учащийся, запомнив порядок расположения картинок, должен увидеть, что изменилось, после того как он отворачивался от экрана. Появляется новая картинка. Обучающийся должен четко проговаривать названия картинок, запомнить их месторасположение. Далее он отворачивается и две картинки меняются местами. Следующим этапом является смена надписей под картинками. Если есть затруднения, то задание можно повторить.

Перед каждым упражнением появляется задание: «Запомни», «Закрой глаза», «Что изменилось?».

Есть задание, которое можно выполнить, опираясь на остаточный слух учащегося. Он слушает и запоминает три слова (для более сильного ученика – пять слов). Например, «парта», «пароход», «переход». На экране девять картинок. Ученик самостоятельно кликает мышью на нужную картинку. Результаты выполненного задания сразу выводятся на монитор. Например: «Молодец!», «Ты ошибся».

Структура материала каждого раздела последовательно усложняется (слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты).

Виды заданий                   

Работа над изолированным звуком

1. Изображение статичное.  Ребенок протяжно произносит звук «Р» 

2. Буква движется, все это время ребенок произносит протяжно звук «С»

Автоматизация звука в слогах

1. Изображение с анимацией звук «Р». На слайде изображение движущейся машины. Пока машина едет надо протяжно произносить звук «Р»

Автоматизация звука в словах

1. Надо составить самостоятельно слова, с помощью картинок учащийся проверяет себя

1. Называние картинок. Все картинки подписаны

2. Называние картинок самостоятельно. Картинки появляются постепенно.

3. Слова закрыты до половины.

4. Ребенок должен самостоятельно подписать картинки (слайд № 9)

Работа над предложением

1. Дополнить предложения с помощью картинок, которые появляются по клику мыши. Грамматическая форма слов не меняется 

2. Составить предложение по картинке. Грамматическая форма слов меняется.

3. Составить предложения по картинке самостоятельно

4. Составить предложения с помощью вопросов

Работа над текстом

Заключительным разделом является работа с текстом – это очень важный вид деятельности по произношению и развитию слухового восприятия в специальных коррекционных школах для детей с ОВЗ. Работа над текстом отработана годами и проходит по схеме: восприятие целиком, восприятие по слогам, восприятие слов и словосочетаний, ответы на вопросы. Часто текст адаптируется учителем-дефектологом. Это допустимо в самом начале обучения, но дальше нельзя бесконечно упрощать, так как словарь обучающегося должен расширятся. Если ребенок хорошо понял текст, то ему легче ответить на вопросы по тексту, пересказать его. Привычка работать над каждым словом поможет детям лучше учиться, развивает познавательную активность ребенка. Растет пассивный словарь. Если ребенок будет понимать, что  прочитал, то, в дальнейшем, может развиться интерес к чтению книг.

Тексты небольшие, направленные на автоматизацию звука в связной речи. Выполняя задание, учащийся знакомится с текстом целиком, потом идет работа над каждым предложением. Чтобы детям легче было понять текст, нужна хорошая наглядность. К каждому предложению есть картинка. Постепенно задания усложняются. На экране ребенок видит рассказ в картинках, некоторые из которых закрыты. Надо рассказать текст, проверяя себя, открывая иллюстрации. 

Информационно-коммуникационные технологии способствуют активизации  процесса обучения и позволяет обеспечить дифференцированный подход к детям с нарушением слуха, значительно улучшить усвоение материала различных учебных дисциплин, повысить эффективность обучения, ввести элементы творчества, разнообразить виды деятельности, способствовать психическому и интеллектуальному развитию детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова М.М.

Дата: 09.04.2019

Номер свидетельства: 506545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства