kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционных занятиях в рамках Лекотеки дошкольного учреждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показана особая роль учителя – дефектолога в работе лекотеки, основной целью которой является  помощь  детям с нарушениями развития в формировании у них предпосылок учебной деятельности, поддержка в  развитии личности детей, оказание  психолого-педагогической помощи  родителям. Предпочтение  в работе учителя-дефектолога отдается  современным компьютерным технологиям, как эффективному средству обучения детей с ОВЗ.  

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционных занятиях в рамках Лекотеки дошкольного учреждения.»

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционных занятиях в рамках Лекотеки дошкольного учреждения.


Учитель – дефектолог МБДОУ № 40 Шемырева Светлана Юрьевна


Проблема включения (инклюзии) детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.

В последнее время большой популярностью стали пользоваться лекотеки, как одна из форм организации инклюзивного образования, созданной на базе дошкольного учреждения.

Лекотека - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей  с особенностями развития  не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.

Такая форма инклюзивного образования прочно утвердилась и гармонично сплелась с коррекционно- образовательным процессом нашего дошкольного учреждения. Лекотеку посещают дети, имеющие расстройства аутистического спектра, поражения ЦНС, интеллектуальные и двигательные нарушения (ДЦП), сенсорные и генетические нарушения (синдромом Дауна). С детьми работают учителя – дефектологи, логопеды, психолог, специалист по физической культуре.

Хотелось бы показать особую роль учителя – дефектолога в работе лекотеки. Основной целью их деятельности является помощь деткам с нарушениями развития в формировании у них предпосылок учебной деятельности, поддержка в развитии личности детей, оказание психолого-педагогической помощи родителям. Коррекционное обучение осуществляется в игровой форме с учетом индивидуальных, психологических и анатомо-физиологических особенностей детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающие занятия педагоги проводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.

Деятельность дефектолога Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств. Учителя-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных средств, которые бы обеспечивали полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. В своей коррекционной игровой деятельности ими используется большое количество вспомогательного наглядного и развивающего материала: карточки с развивающим содержанием, сенсорное оборудование, настольно-печатные игры, тренажеры по мелкой моторике и др. Тем не менее, предпочтение отдается современным компьютерным технологиям, как эффективному средству обучения детей с ОВЗ.

Современный мир невозможно представить без компьютера. И если взрослых компьютер как магнитом притягивает к себе в первую очередь для работы,  а затем  для развлечения, и для получения удовольствия от общения на форумах и в социальных сетях,  то  ребенку  «взрослая»  игрушка интересна вообще.

Основная цель использования компьютера на коррекционных индивидуальных занятиях - это, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, на производстве, в экономике и управлении. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться.

Компьютерные технологии применяются не только в целях социализации, но и в целях обучения и развития детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Зачастую, педагоги сами разрабатывают и оформляют дидактические пособия и наглядный материал, который ими используется в образовательном процессе. Дефектологи Лекотеки уверены, что наиболее приемлемым видом компьютерной графики, используемой в дошкольных образовательных учреждениях, является презентация. Разработка компьютерного дидактического материала дает им возможность, учитывая возрастные, психологические, физические и интеллектуальные возможности, сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. При систематическом использовании подобных средств (обучающих электронных программ) в учебном игровом процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность воздействия на развитие детей с выраженными нарушениями.

Специалисты коррекционного обучения дошкольного учреждения № 40 сделали попытку создания подобных «интерактивных» развивающих компьютерных игр. В интернете выбор таких игровых программ очень широкий, но продукция, выложенная на детских сайтах, зачастую создана родителями и может не соответствовать требованиям работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Разработанные игры дают возможность убедиться в преимуществе самодельных презентаций перед стандартизированными промышленными версиями и версиями, созданными в интернете. Данные игры созданы на основе презентаций и несут свою целевую направленность: создание эффективных условий для развития познавательного процесса у детей с нарушениями развития и социализации их в обществе, а так же имеют определенные задачи:

1. Знакомство с предметами и явлениями ближайшего окружения детей по лексическим темам.

2. Развитие коммуникативных (вербальных и невербальных) навыков.

3. Коррекция интеллектуальной и эмоциональной сферы.

4. Развитие процесса восприятия, внимания, мыслительных операций и ориентировки в пространстве.

5. Формирование психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии .

Компьютерные интегрированные игры предназначены для индивидуальной коррекционной работы с детьми 5- 7 лет с интеллектуальной недостаточностью. Также их можно использовать в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (слабовидящими, слабослышащими, синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра, ДЦП) и с детьми, имеющими сложный дефект.

Идеей создания компьютерных игр послужило наблюдение за детьми с ОВЗ (аутизмом, шизофренией, синдромом Дауна и др.), которое показало, что независимо от структуры дефекта дети одинаково любят смотреть мультфильмы, охотно сосредотачивают взгляд на движущихся ярких «анимашках». В то время, как на подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях заставить их сделать это представляет больших усилий.

Комплект интегрированных компьютерных игр рассчитан на освоение знаний по таким лексическим темам, как «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Посуда» и др. Их тематика соответствует изучаемым программным задачам развития, обучения и коррекции, получившим своё отражение в индивидуальных коррекционно-развивающих программах и учитывающим интеллектуальные и психологические особенности каждого ребёнка.

Предложенные презентации игр отражают интеграцию таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое» и позволяют развивать предусмотренные индивидуальной коррекционной программой интегративные качества .

Данные компьютерные игры имеют связь с предметной деятельностью (дети наблюдают действия с предметами или персонажами игры), с особенностями восприятия детей с ОВЗ, а также отражают взаимодействие интеллектуального и эмоционального здоровья ребенка. Эмоции управляют, корректируют и инициируют интеллектуальную деятельность ребенка. Поэтому, в играх каждый правильный ответ ребенка вознаграждается «хлопанием в ладоши смайлика», либо его смехом, а в некоторых слайдах за правильным ответом следует детская песенка в соответствии с темой задания. Персонажи слайдов двигаются, издают свойственные им звуки (тема «Домашние животные», «Дикие животные»), что не только развивает у неговорящих детей слуховое и фонематическое восприятие, но и подражательные способности к звукопроизношению, а у детей, имеющих собственную активную речь, расширяет словарный запас за счёт употребления глаголов (игра «Кто что делает?»).

Темп восприятия у детей с особыми образовательными потребностями значительно ниже, чем у детей с интеллектом «норма». Следовательно, музыкальное сопровождение, движения героев и операции с предметами, смена слайдов, а также вознаграждение за правильный ответ осуществляется по щелчку компьютерной мыши.

Весь разработанный материал демонстрируется, копируется и предоставляется родителям для использования при обучении в домашних условиях. Кроме того, на семинарах-практикумах осуществляется процесс обучения технологии создания таких компьютерных обучающих игр и использования их в обучении своих детей. Как показывает практика, у родителей возникает повышенный интерес к производству самодельных обучающих игр, учитывая индивидуальные интеллектуальные и психологические возможности своего ребенка. Они с удовольствием не только создают, но и сами осуществляют процесс обучения под руководством специалистов Лекотеки.

Таким образом, процесс обучения становится интересным и увлекательным не только для детей с недостатками в развитии, но и их родителям.

Преимущество подобных компьютерных игр состоит в том, что в них  заложена перспектива общения педагога или родителя с ребенком. Взрослый может задавать дополнительные вопросы, а в свою очередь, ребёнок может рассуждать, задавать вопросы взрослому, проявлять свои эмоции по отношению к происходящему на экране компьютера, а также имеет право на ошибку. Психологи утверждают, что компьютерные игры имеют место быть, когда интересны взрослому и когда взрослый играет вместе с ребенком. И очень важно « чтобы в виртуальном мире ребенок реально общался, разговаривая и действуя,  со взрослым человеком».

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: применение компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе Лекотеки дошкольного учреждения возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные технологии позволяют вовлекать детей в развивающую деятельность, формируют значимые знания и умения и что очень важно, приучают воспринимать игру как жизненно важную необходимость.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шемырева Светлана Юрьевна

Дата: 21.09.2016

Номер свидетельства: 344930

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства