Просмотр содержимого документа
«Инструментарий и методика психолого-педагогического изучения диалогической речи детей с нарушениями слуха»
Инструментарий и методика психолого-педагогического изучения диалогической речи детей с нарушениями слуха
Для изучения уровня развития диалогической речи детей с нарушениями слуха в своей работе использую следующие диагностические методики.
Для выяснения навыка развития диалогической речи используется методика №1 «Узнай, кто это».
Цель: выяснить, умеют ли дети самостоятельно запрашивать нужную информацию.
Детям предлагается определить задуманное педагогом животное из числа изображенных на картинках (лиса, волк, медведь, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака).
Инструкция испытуемому:
Ребята, я задумала животное, которое изображено на картинках. Угадайте ,какое это животное. Задайте нужные вопросы.(Оно дикое или домашнее? Какая у него шерсть?Чем питается? Где живет?Оно дикое или домашнее?- примерные вопросы детей)
Задание считается выполненным, если ребенок достигает цели (правильно называет задуманное животное). Выполнение задания детьми оценивается по следующим показателям:
- умение правильно формулировать вопросы;
- самостоятельность в ведении расспроса;
- достижение цели (зверь правильно назван) и каким путем: в результате расспроса или перечисления названий всех животных (угадывания).
Критерии оценки (в баллах).
Формулировка вопросов:
Ребёнок формулирует вопросы – 2 балла,
ребёнок затрудняется в постановке вопроса –1балл,
ребёнок не может сформулировать вопрос – 0 баллов.
Самостоятельность
Ребёнок формулирует вопросы самостоятельно – 2 балла,
ребёнок принимает помощь педагога –1балл,
ребёнок не принимает помощь педагога – 0 баллов.
Достижение цели:
Ребёнок называет задуманное животное -2 балла,
ребёнок правильно строит цепочку вопросов, но животное называет не верно- 1 балл,
вопросы ребёнка нелогичны, цель не достигнута – 0 баллов.
Протокол для фиксации экспериментальных данных по исследованию навыков диалогической речи
Имена
Формулировка вопросов
Самостоятельность
Достижение цели
баллы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
0-2 балла – низкий уровень выполнения задания
3-4 балла - средний уровень выполнения задания
5-6 баллов – высокий уровень выполнения задания
Бланк для фиксации экспериментальных данных по исследованию
Количество детей
Уровни
высокий
средний
низкий
12
Методика № 2.
Методика наблюдения М.Я. Басова, модифицированная нами для исследования навыков неслышащих школьников. Данная методика поможет определить уровень развития навыков диалогическойобучающихся 7-ми- 8-ми лет с нарушением слуха. Назовём её «Давай поговорим» .
Инструкция испытуемым: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня вы расскажите и покажете мне, чем занимался ваш одноклассник в выходной день. Для этого вы должны сначала расспросить товарища о том, что он делал в воскресенье, а потом нарисовать картинку « Как провёл выходные мой одноклассник». Вы можете давать советы своему товарищу, можете вместе обсудить , какой будет будущий рисунок.
Для изучения уровня развития диалогической речи мы наблюдаем за детьми и записываем фразы, используемые ребёнком в речи.
Критерии оценки (в баллах).
Умение задавать вопросы:
Ребёнок формулирует вопросы – 2 балла,
ребёнок затрудняется в постановке вопроса –1балл,
ребёнок не может сформулировать вопрос – 0 баллов.
Умение отвечать на вопросы:
Ребёнок отвечает на вопросы – 2 балла,
ребёнок затрудняется ответить на вопросы –1балл,
ребёнок не может ответить на вопросы – 0 баллов.
Грамотность речи:
Речь ребёнка грамотна-2 балла
Речь допускает небольшие ошибки в речи -1 балл
В речи ребёнка изобилие аграмматизмов- 0 баллов
Протокол для фиксации экспериментальных данных по исследованию навыков развития диалогической речи.
Имена
Умение задавать вопросы
Умение отвечать на вопросы
Грамотность речи
Баллы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
0-2 балла – низкий уровень выполнения задания
3-4 балла - средний уровень выполнения задания
5-6 баллов – высокий уровень выполнения задания
Бланк для фиксации экспериментальных данных по исследованию
Количество детей
Уровни
высокий
средний
низкий
12
Методика №3
Методика № 3 « Давай познакомимся» используется нами для изучения навыков диалогической речи.Данная методика поможет определить уровень навыков диалогической речи обучающихся 7-8 лет с нарушениями слуха.
Инструкция испытуемым: Ребята, представим, что вы видите друг друга впервые. Вам надо познакомиться и узнать как можно больше друг о друге. Узнайте имя товарища, фамилию, возраст, в каком городе ты живёшь, в каком классе ты учишься, большая ли у тебя семья.
Вопросы и ответы детей фиксируются в протоколе. При оценивании диалогической речи обращаем внимание на умение задать вопрос, на адекватность ответа на вопрос, на правильность построения предложений.
Критерии оценки (в баллах).
Умение задавать вопросы:
Ребёнок формулирует вопросы – 2 балла,
ребёнок затрудняется в постановке вопроса –1балл,
ребёнок не может сформулировать вопрос – 0 баллов.
Адекватность ответа на вопросы:
Ребёнок отвечает на вопросы – 2 балла,
ребёнок затрудняется ответить на вопросы –1балл,
ребёнок не может ответить на вопросы – 0 баллов.
Грамотность речи:
Речь ребёнка грамотна-2 балла
Речь допускает небольшие ошибки в речи -1 балл
В речи ребёнка изобилие аграмматизмов- 0 баллов
Протокол для фиксации экспериментальных данных по исследованию навыков речевого общения.
Имена детей
Умение задать вопрос
Адекватность ответа на вопрос
Грамматически правильно оформленная речь
Всего баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
0-2 балла – низкий уровень выполнения задания
3-4 балла - средний уровень выполнения задания
5-6 баллов – высокий уровень выполнения задания
Бланк для фиксации экспериментальных данных по исследованию