«Инновационные коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии при обучении детей с ОВЗ».
«Инновационные коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии при обучении детей с ОВЗ».
В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике.В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике.В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике.В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Инновационные коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие
технологии при обучении детей с ОВЗ».
Учитель-логопед: Буфетова В.В.
ФБУ- функциональное биоуправление.
БОС-биологически обратная связь.
(Слайд1)
(Слайд2)
В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике.
(Слайд3).
Метод основан на принципе биологической обратной связи (БОС)- автор, профессор Сметанкин А.А.
(Слайд4)
За последние годы границы применения технологии функционального биоуправления, реализующей принцип биологической обратной связи, значительно расширились. Зародившаяся на стыке медицины, биологии и техники, базирующаяся на фундаментальных исследованиях в области психофизиологии, психологии, поведенческой
терапии, сегодня технология функционального биоуправления эффективно используется в различных областях науки и практики. Для упрощения терминологии все чаще эту технологию называют просто методом БОС.
и спорт, педагогика и психология, психопрофилактика и социальная реабилитация, культурасохранения здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни — в этих и других сферах деятельности метод БОС приобретает большую ценность как способ целенаправленной активизации резервных возможностей организма за счет интеграции его психических и физиологических функций.
(Слайд 5)
Основной задачей метода БОС является обучение навыкам саморегуляции, которое осуществляется с помощью специального оборудования. В ходе БОС-тренинга регистрируемый физиологический параметр, подлежащий коррекции, преобразуется во внешние сигналы обратной связи в виде звуков, картинок или сюжета на экране монитора, и обучающийся, наблюдая в динамике свою физиологическую функцию, учится изменять
ее в нужном для здоровья направлении. Сначала путем контролирования внешних сигналов, а затем путем «сознательного регулирования внутреннего физиологического состояния», человек начинает произвольно управлять многими физиологическими параметрами .
(Слайд6)
Суть метода биологической обратной связи (БОС) состоит в том, что человеку предоставляется возможность с помощью электронных приборов или компьютерного комплекса увидеть и услышать, как работают его органы и начать целенаправленно тренировать/корректировать функции и системы своего организма, нуждающиеся в укреплении.
Современный российский рынок предлагает большой выбор кабинетов и комплексов биологической обратной связи, реализующих метод БОС как в индивидуальной, так и групповой коррекционно-профилактической работе.
(Слайд7)
Комплекс состоит из аппаратной части и программного обеспечения.
Во время сеанса специальный прибор регистрирует физиологические параметры организма, которые сразу преобразуются в сигналы обратной связи в виде звуков, картинок или сюжета на экране монитора. При правильном выполнении тренировочных заданий происходит их изменение. Таким образом, обучающийся получает возможность оценить какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и начинает воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.
(Слайд 8)
Преимущества метода БОС:
Метод БОС не имеет абсолютных противопоказаний к применению.
- физиологичен, т.к. опирается на активизацию и мобилизацию собственных резервов организма человека.
- позволяет осуществлять дозирование и контроль нагрузок как при проведении каждого занятия, так и в ходе всего курса.
- позволяет осуществлять объективно-диагностические мероприятия.
- объективно требует индивидуально-психологического подхода к проведению каждого коррекционного занятия.
(Слайд9)
Метод БОС требует от ребенка активного участия в собственном развитии.
- сочетается со всеми видами проводимых медицинских и педагогических мероприятий.
- не ограничивает применения каких-либо лечебных мероприятий в будущем.
- безболезнен.
- значительно повышает уровень физического развития.
Метод БОС способствует дальнейшему развитию мышления, обеспечивает интеллектуальную подготовку к обучению.
(Слайд10)
Показания к применению метода БОС:
-психосоматические заболевания;
-коррекция зрения;
-коррекция речи;
-быстрая утомляемость;
-нарушение способности контролировать свое поведение;
-отсутствие коммуникативных навыков;
-психологические проблемы в коллективе;
-чувство постоянной усталости, плохая память;
Противопоказания:
-эпилепсия, повышенная судорожная готовность
-грубые нарушения волевой сферы и интеллекта
-острые вирусные заболевания;
(Слайд 11)
Условия применения метода БОС:
- минимальная сохранность корректируемой функции;
-минимальная сохранность интеллекта необходима для понимания инструкций и их -выполнения;
-сохранность эмоционально-волевой сферы – это положение касается не только патологических состояний психики, тесно связанных с нарушениями интеллекта, но и с мотивацией;
(Слайд 12)
В апреле 2018 года психолог, логопед и завуч школы Помазанова О.В. прошли обучение и получили право работать на приборах и программах ООП «НПФ «Алматея».Одной из таких образовательно-профилактических программ является программа «Волна»
(Слайд 13)
Программа «Волна» обучает диафрагмальному дыханию, наиболее оптимальному типу дыхания, способствующему оздоровлению и укреплению организма.
«Если бы люди правильно ДЫШАЛИ, то болезни стали бы редкостью» Авиценна.
(Слайд14)
ЧЕМ же помогает диафрагмальное дыхание?
Чем глубже мы дышим, тем меньше дыхательных движений в минуту нам нужно совершать.
Т.О., снижается нагрузка на дыхательную систему и тесно связанную с ней сердечно-сосудистую систему.
В комплект поставки прибор, регистрирующий пульс подростка; программа обеспечивает проведение диагностических и тренировочных сеансов с обратной связью по пульсу.
(Слайд15)
Тренировка дыхания состоит из чередующихся фаз работы и отдыха. Во время работы ребенок обучается управлять своим дыханием, а во время фазы отдыха просто происходит регистрация пульса.
Для каждой фазы задается длительность и вид обратной связи. В каждом из режимов воспроизводится музыка.
Результаты сеансов записываются и отображаются в виде графиков. Данные графики записываются на каждом занятии. С обучающимся обсуждаются результаты, анализируются результаты от занятия к занятию.
(Слайд 16,17,19,20)
(Слайд21)
Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал незаметно для ребёнка.
Программа может использоваться как инструмент:
диагностический (оценка психического, физиологического и эмоционального состояния)
обучающий (формирование конструктивных навыков)
терапевтический (коррекционный) (коррекция страхов, эмоциональных нарушений, поведенческих отклонений и состояния здоровья)
Программа может обеспечить психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов.
(Слайд 22)
Гармония работы дыхания и сердца дает превосходный результат. Обучение происходит под контролем объективных физиологических параметров, что позволяет выработать навык, максимально соответствующий индивидуальным особенностям каждого ребенка и взрослого.
(Слайд 23)
-Уравновешиваются процессы возбуждения и торможения.
-Снижается мышечная нагрузка и тонус периферических сосудов.
- Снижается нагрузка на сердечно-сосудистую систему.
-Улучшается обмен веществ и обеспечение организма кислородом.
-Улучшается кровоснабжение головного мозга.
-Исчезают спастические боли.
(Слайд 24)
-Повышается работоспособность и стрессоустойчивость.
- Улучшается концентрация внимания и памяти.
-Развиваются умения находить равновесие между сосредоточенной активностью и спокойствием в обстановке учебных занятий;
- Снижается психоэмоциональное напряжение при гиперактивности и повышенной агрессивности.
- Формируется у детей и подростков ценностное отношение к своему здоровью.
- Формируется установка на здоровый образ жизни;
Занятия по программе «Волна» способствует решению таких актуальных и значимых для развития ребёнка задач, как:
•оптимизация психофизиологического состояния (оздоровления) часто и длительно болеющих детей;
•профилактика стрессогенных состояний;
•профилактика и коррекция функциональных нарушений респираторной, сердечно-сосудистой и других систем;
•формирования навыков преодоления жизненных трудностей за счёт развития адаптивных возможностей;
•оптимизация психофизического состояния педагогов и профилактика профессионального выгорания педагогов;
Программа является завершённой и автономной. Но может активно использоваться для решения задач комплексного воздействия, являясь составной частью более общих психологических, образовательных и коррекционных программ.
(Слайд 25)
Результаты анкетирования
Клинические и поведенческие проявления обучающихся с ОВЗ
(37 чел.-1-4 классы)
Кол-во чел. в %
Динамика
ДО
занятий
ПОСЛЕ занятий
1.Эмоциональная неустойчивость:
-несдержанность, повышенная возбудимость
80%
40%
Положительная
-раздражительность
65%
35%
Положительная
2.Поведенческие проявления:
- агрессивность
60%
25%
Положительная
- чувство неуверенности
60%
35%
Положительная
(Слайд 26)
БОС позволяет человеку видеть и слышат, как работает его организм.
БОС превращает сигналы организма в увлекательную игру.
ИГРА – это сигнал обратной связи. Играть возможно, если мышцы, дыхание, сердце, зрение, мозг… работают правильно.
(Слайд 17)
Таким образом, использование технологии биологической обратной связи по компьютерным программам в педагогической практике является современным высокоэффективным способом развития ребенка как физически, так и умственно.