kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме : Информационно-Комуникационные технологии как фактор повышение воспитательной работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения воспитательной работы»

Информационно-коммуникационные технологии

как фактор повышения воспитательной работы


Использование информационно-коммуникационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество», говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) призваны обеспечить выполнение основной цели образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. В основу стандартов положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, развитие личности обучающихся «на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета».

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

- самостоятельно трудиться над развитием своей нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Информационно-коммуникативные технологии стали неотъемлемой частью современного общества и оказывают влияние на воспитательно-образовательный процесс и систему образования в целом, создают оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.

Формирование ИКТ- компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то современный педагог способен свободно, уместно и адекватно использовать информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности.

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Стремление применять ИКТ в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Критериями эффективности использования ИКТ в воспитательной работе являются:

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

  • компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным печатным материалом);

  • наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

  • возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика, и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);

  • возможность творческого развития личности обучающихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты, создание электронного музея «История (поселка /школы)».

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

  • как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

  • как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

  • как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

  • как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

  • как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

  • как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Достоинства ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.

Грамотное, системное использование информационно-коммуникационных технологий могут стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют автоматизировать делопроизводство, например, документацию классного руководителя:

  • план воспитательной работы;

  • социальный паспорт класса;

  • психолого-педагогические характеристики обучающихся;

  • базу данных об обучающихся и их семьях.

Сюда же можно отнести мониторинг успеваемости по четвертям, полугодиям и за год; уровня воспитанности.

ИКТ помогают при проведении диагностирования и анкетирования воспитанников. Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. В этом классному руководителю способны помочь ИКТ. Проведение тестирования и подсчет результатов также можно доверить компьютерной программе.

ИКТ предоставляют большие возможности для непосредственного общения с учениками. Так, для коллективного (и личного, в том числе) общения можно использовать сайты и форумы. Кроме того, общение возможно через обратную связь школьного сайта. А для личного общения можно воспользоваться электронной почтой.

Незаменимы ИКТ и в процессе творческой работы с учениками, например:

  • выпуск газет к различным конкурсам;

  • создание электронного альбома для выпускников школы;

  • разработка электронной «летописи» класса;

  • творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.

  • создание портофолио каждого ученика, или портофолио класса.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. На наш взгляд, в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой внеурочной деятельности.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).

К такой деятельности относятся классные, информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо обучающимися; ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций.

Выпускные презентации на тему: «Какими мы были», «Наш класс», «Наши выпускники».

Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия;

При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с обучающимися можно использовать и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.

Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами обучающихся при поддержке классного руководителя.

Завершая учебный год, создается творческий отчет о том, как ребята прожили год. Каждый класс представляет презентацию или фильм о жизни классного коллектива.

Цель педагога при подготовке к воспитательному мероприятию – организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться. Ребята сами могут непосредственно использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов или для участия в конкурсе компьютерных рисунков. В Интернет есть много познавательных сайтов, можно знакомить с ними ребят.

Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании компьютера информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что повышает эффективность воспитательной работы.

При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, но и сами включаются в поиск информации. Так появляются творческие и исследовательские работы детей: «Диеты и здоровье человека», «Сотовый телефон: благо или вред?» и другие.

Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование (через печатную газету), выпуск стендового материала – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.

Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных обучающихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.

Помогают информационно-коммуникационные технологии и при реализации методической работы. Это:

  • сопровождение выступления на педсовете, методическом объединении;

  • для проведения семинара или творческого совещания;

  • для обобщения собственного опыта.

Обозначим положительные моменты использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе:

- повышение уровня мотивации учеников;

- создание условий для реализации их творческого потенциала;

- воспитание компьютерной культуры;

- психологическая подготовка детей к «информационному» веку.

Таким образом, применение информационных технологий позволяет подойти к вопросу организации воспитательного процесса с качественно новой стороны.

Результатом работы можно считать разработку, внедрение, апробирование и удачное функционирование воспитательной системы школы. ИКТ помогают реализовать основные цели воспитания - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

ИКТ в воспитательной работе в целом позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него педагогов и обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для обучающихся, а для педагогов становятся нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения воспитательной работы

Автор: Курбанова Инга Мухамедовна

Дата: 05.01.2022

Номер свидетельства: 596873


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства