Формы, методы и приёмы работы учителя-дефектолога в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Формы, методы и приёмы работы учителя-дефектолога в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
В работе освещены направления работы учителя-дефектолога, индвидуальные и групповые формы равботы, методы приёмы, способствующие развитию школьников с интеллектуальными нарушениями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы, методы и приёмы работы учителя-дефектолога в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями"»
Выступление по теме: «Индивидуальные и групповые формы, методы и приёмы работы учителя-дефектолога в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Учитель- дефектолог Горькова Марина Владимировна
Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Дефектологическое осуществляет коррекцию недостатков познавательной и эмоциональной сферы, а также сенсорных и двигательных недостатков обучающихся.
Деятельность учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое.
Диагностическое направление.
Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Диагностическая деятельность решает разные задачи. Целью первичной диагностики учащихся с умственной отсталости является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в начале учебного года. По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, распределение учащихся на индивидуальные или групповые занятия.
Динамическое изучение учащихся.
Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
Вы знаете, что у умственно отсталых школьников явное недоразвитие всех высших психических процессов: восприятия, памяти, речи, мышления, а также мелкой моторики, пространственно-временных представлений.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность обучающегося в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
—умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
—формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
—готовность к восприятию учебного материала;
—формирование необходимых знаний для усвоения программного материала умений и навыков.
Аналитическое направление.
Аналитическое направление – предполагает проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.
Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:
1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения;
2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся
4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;
5) взаимодействие специалистов образовательного учреждения.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи учителям-предметникам, родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации учителям-предметникам, родителям в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации.
Организационно-методическое направление.
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к заседаниям методических объединений, педагогическим советам, оформлению документации. Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для образовательного учреждения с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов.
Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ учителя-дефектолога с программным учебным материалом. Когда мы берём обучающегося с урока, мы занимаемся коррекцией недостатков в развитии ребёнка, занятие длится 20 минут, а во второй половине занятия, если взяли с урока математики отрабатываем вычислительные навыки, если с русского языка, выполняем упражнение по изучаемой теме. Работа учителя дефектолога направлена на оказание помощи учащимся в усвоении программного материала.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных форм, методов и приёмов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.
Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Такая классификация не является строго научной, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
На своих занятиях я применяю индивидуальные, групповые, парные формы обучения. С четырнадцатью обучающимися я провожу индивидуальные занятия 1 раз в неделю, с двумя обучающимися – два раза в неделю. Групповые занятия провожу после обеда. Для групповой работы характерна совместная согласованная деятельность, в ходе которой происходит постоянное общение учащихся между собой. Такая совместная деятельность отсутствует при фронтальной и индивидуальной работе. Руководство работой групп осуществляется учителем через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Таким образом, постоянного прямого контакта учителя с учащимися группы нет. Учитель включается в работу группы лишь в случае необходимости. Учащиеся коррекционной школы с трудом составляют рассказ по картине, по серии картин. Здесь просто напрашивается групповая работа или работа в парах, когда обучающиеся помогают друг другу. Например, одной паре учащихся было предложено составить рассказ по картине «Опять двойка», другой паре - по картине с противоположным смыслом. Мы знаем, что у детей с интеллектуальным недоразвитием бедный словарный запас. Сначала мы определяем настроение героев картины по мимике. Затем прошу обучающихся подобрать прилагательные, характеризующие настроение персонажей картины. Такие упражнения обогащают активный словарь, развивают устную речь. Или другой пример на первом групповом занятии по теме: « Осенние изменения в природе» была проведена вступительная беседа о приметах осени, потом учащимся были предложены картинки листьев и натуральные листья. Задание обучающимся: подумать и распределить их на две группы. Более сильные учащиеся помогли распределить листья на группы: листья хвойных и лиственных деревьев. Высказывали аргументы, почему так распределили, по какому признаку. В 9-ом классе посещают групповое занятие пять девочек. Никто из девятиклассниц не смог объяснить, чем сосна отличается от ели, чем лиственница отличается от других хвойных растений? После упражнения с листьями давалось упражнение на закрепление. Предлагался текст, с пропущенными словами, обучающимся нужно было подобрать подходящие по смыслу слова. Но, казалось бы, простые предложения вновь вызвали у ребят замешательство.
Осенью листья на деревьях и кустарниках………………… .
Не изменяют окраску листьев ……… ………….. . Они по- прежнему стоят ………… .
Групповая работа учащихся вырабатывает настойчивость, а также устраняет "лень". Происходят благотворные изменения в сознании: в сообществе равных, ребенок совершенно естественно учится уважать труд других, не мешать им, оказывать помощь. Но наибольшее преимущество такого обучения состоит не столько в успешном освоении детьми многих вещей, сколько в приобретении ими навыков самостоятельной работы.
Но чаще в своей работе я применяю индивидуальные формы обучения, так как я провожу 16 индивидуальных занятий в неделю.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий, которые ликвидируют пробелы в знаниях и стимулируют познавательную деятельность.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы. Для слабочитающих детей применяю метод «Направленное чтение». Этотметод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного материала. Этот же метод подходит и для учащихся у которых нет осознания прочитанного. Приходится разбирать произведение по отдельным фрагментам, это позволит обучающемуся понять главную мысль произведения, то что хотел до читателя донести автор.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. При изучении диких животных Хабаровского края, учащимся предлагается большой перечень прилагательных и картинки животных. Обучающимся нужно соотнести картинки и признаки, характеризующие животных, картинки и жилище животных. Подбираю упражнения на развитие сенсорики. Сенсорика в переводе с латинского – ощущение. Развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях окружающего мира является основой для интеллектуального развития.
На развитие сенсомоторики есть раскраски с заданием. Какие животные спрятались? Раскрась их. Такие упражнения развивают мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие.
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".
С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
Для развития памяти есть готовые картинки. Детям предлагается посмотреть на картинку внимательно, запомнить все предметы. Картинка закрывается через 15 -20 секунд, ученик должен назвать предметы, которые запомнил. Повторить упражнение можно несколько раз. Представив следующую картинку можно попросить назвать только те предметы, которых не было на предыдущей картинке.
Развитию связной речи, восприятию способствует упражнение алгоритмы, когда дети по плану рассказывают о предмете. Способствуют развитию речи, развитию мышления фразеологизмы.
Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же нам нужны фразеологизмы - устойчивые выражения, которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. По своим свойствам фразеологизмы не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить, переставить в другое место или дополнить другими произвольными словами. Например, мы не можем сказать на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа.
Общение между людьми преследует две цели: передать информацию и поделиться своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Именно второй цели позволяют достигать фразеологизмы, среди которых можно найти меткое высказывание на любой случай жизни. Учащиеся коррекционной школы навряд ли общаясь с собеседником, смогут применять фразеологизмы в своей речи и моя цель заключается в том, чтобы в дальнейшем обеспечить общение в социуме, чтобы понимали о чём им говорят.
Фразеологизмы чем-то напоминают занимательную игру в слова. Современному человеку очень трудно иногда понять, почему именно так говорят, а не иначе. Фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы
выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью;
украсить нашу речь и сделать её образнее;
поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа.
Картинки-перевертыши — доступный метод развития внимания, умения видеть все детали, воспринимать изображение целостно, мыслить широко, а не шаблонно. Подобный зрительный тренажер развивает такие свойства внимания, как переключаемость, концентрация, устойчивость, а также пространственное мышление.
Все вышеперечисленные упражнения направлены на развитие зрительного восприятия, восприятия, памяти, мышления.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь. Чтобы активизировать речь учащихся в процессе непосредственных наблюдений реальной действительности и постараться использовать эти наблюдения в качестве основы упражнений на занятиях. Например, изучая тему «Наш город», учащиеся должны подобрать слова, обозначающие названия зданий, средств передвижения, людей, обслуживающих улицу.
Использование данных приемов в качестве основы развития речи учеников создает предпосылки для мотивированности речи.
Применение ИКТ – технологий: показ презентаций, видеороликов, персональная работа с компьютером вызывают у учащихся интерес к занятиям.
Тест «Найди животных на фото»
Успех – это важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности.
У меня обучается один ученик, который приходит на занятие с осторожностью, с опаской. Те педагоги, кто обучает его, знают, что он может просидеть на уроке и почти ничего не сделать. Его часто высмеивают одноклассники, он стесняется при всех отвечать. А занимаясь индивидуально с учителем, он очень старается. И если у него всё получается, мальчик радуется, а если его ещё и похвалишь, Рома весь «светится от счастья», но «если ребенок не видит успеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... «Успех в учении – источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах занятия разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.