Формирование устойчивого интереса к урокам технологии столярного дела
Формирование устойчивого интереса к урокам технологии столярного дела
Известно, что интерес школьников к учебе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. Вместе с тем поскольку «обучение ведет развитие»(Л.С.Выготский) основными способами коррекции и компенсации нарушений развития является целенаправленное коррекционное обучение. Термин «мотивация» по – разному используется разными авторами. Вместе с тем, практически все сходятся в том, что мотивация является источником активности в процессе обучения. Учебные мотивы формируется в процессе самой учебной деятельности, а не вносятся в неё в готовом виде. Изменяя содержание и формы этой деятельности, то есть, обеспечивая определенные условия обучения, я влияю на мотивацию, перестраивая ее в положительную сторону.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование устойчивого интереса к урокам технологии столярного дела»
Статья
Формирование устойчивого интереса к урокам столярного дела.
Систематическая целенаправленная коррекционно – развивающая работа в условиях специальной (коррекционной) школы способствует формированию учебной мотивации у учащихся с недостатками в умственном развитии.
Известно, что интерес школьников к учебе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. Вместе с тем поскольку «обучение ведет развитие»(Л.С.Выготский) основными способами коррекции и компенсации нарушений развития является целенаправленное коррекционное обучение. Термин «мотивация» по – разному используется разными авторами. Вместе с тем, практически все сходятся в том, что мотивация является источником активности в процессе обучения. Учебные мотивы формируется в процессе самой учебной деятельности, а не вносятся в неё в готовом виде. Изменяя содержание и формы этой деятельности, то есть, обеспечивая определенные условия обучения, я влияю на мотивацию, перестраивая ее в положительную сторону.
В своей работе я опираюсь на положение о значительных потенциальных возможностях учащихся, ориентируясь на более сильных учеников. В этой работе имеются три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе выявляется наличный уровень развития учебной мотивации учащихся, занимающихся столярным делом. Определяется уровень развития познавательных процессов и степень успешности обучения.
На формирующем этапе обеспечивается тесное сотрудничество между учителем и учащимися, что позволяет улучшить работу с программным материалом, помогает обеспечить коррекционно – развивающую направленность учебного процесса.
Цель контрольного этапа – определение того, как повлияла коррекционно – развивающая работа на становление и развитие учебной мотивации и оценка конкретных результатов обучения столярному делу.
Наблюдая за деятельностью учащихся на уроках столярного дела, я выяснил, что при выполнении учебных заданий, учащиеся очень часто чрезмерно уверены в своих силах, пытаются брать задания посложнее и большого объема. Это говорит о завышенной самооценке, но вместе с тем показывает, что у таких учащихся есть желание учиться и они стараются активно работать на уроках. Необходимо проявлять максимум терпения и такта в объяснении непосильности поставленной учеником задачи, чтобы не отбить вообще желание заниматься столярным делом.
Основной мотив учения – самоопределение и самоутверждение. Как правило, учащиеся, заинтересованные в обучении, остро реагируют на оценку: пытаются исправить плохую отметку, просят дать им дополнительное задание. Учащиеся стараются выполнить задание даже в том случае, когда они не полностью понимают учебный материал из – за низкого уровня сформированности мыслительной деятельности. Эти учащиеся требуют постоянной поддержки и поощрения со стороны учителя.
В программу обучения я включаю упражнения по развитию наглядно – действенного, наглядно – образного и словесно – логического мышления. Благодаря этому совершенствуются основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и другие. С учетом значения памяти в учебную деятельность включены упражнения по развитию памяти.
Большое внимание в индивидуально – коррекционной работе я отвожу игровому тренингу познавательных процессов учащихся. Одним из средств повышения активности и самостоятельности учебной деятельности учащихся является использование при выполнении учебных заданий, повторении пройденного и закрепление нового материала элементов алгоритмизации, то есть элементов программированного обучения. Это достигается с помощью подбора заданий и упражнений разной степени сложности. Кроме того, в ходе выполнения самостоятельной работы программированное обучение реализует дифференцированный подход в обучении.
- содержат достаточно полную (конкретную или обобщающую – для разных групп учащихся) ориентировочную основу умственных действий;
- содержательно и методически соответствуют уровню подготовленности учащихся, особенностям их познавательной деятельности;
- имеют в своем содержании оперативные приемы, обеспечивающие обратную связь.
Эти задания не только способствуют организации обратной оперативной связи в учебном процессе, но и содержат в себе ориентировочные основы умственных действий, способствуют формированию знаний, умений и навыков учащихся, повышению их активности и самостоятельности в их учебной деятельности.
Повторение учебного материала является существенной составляющей учебного процесса, оно выполняет функции:
- образовательная функция повторения, состоит в закреплении и систематизации знаний, умений и навыков, повышения их качества. Устанавливается связь предыдущего учебного материала с последующим, что позволяет ученику воспринимать его как целостную структуру;
- воспитательная функция заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, в выработки умений постановки и достижении целей, умения самоконтроля и самооценки;
- развивающая функция направлена на развитие сенсорной сферы, памяти, мышления, воображения, речи, творческих способностей, эмоциональной сферы. Трудолюбия;
- контролирующая функция позволяет получить обратную связь о достижениях учащихся, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств;
- функция творческого роста учителя позволяет выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.
В теории и практике применяются различные формы и методы повторения, я остановлюсь на методе тестирования. Тесты – это задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные, работающий с тестами должен определить и выделить верный ответ и выделит его в соответствующей форме.
Различают несколько видов тестов. Наиболее часто мною применимы тесты на выборку – ответы даются в виде повествовательных предложений, из которых ученик выбирает верный. Например:
Что такое фрамуга?
a) Верхняя часть оконного переплета;
b) Вертикальная часть оконного переплета;
c) Открывающаяся часть оконного переплета.
(правильны ответ а).
Близким к тестам на выборку являются тесты по методу исключения понятия, когда ответ на вопрос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего зачеркиванием) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание. Например:
Подчеркните причины, влияющие на силу резания:
1. Направления резания;
2. Скорость резания;
3. Твердость древесины;
4. Величина углов резца;
5. Острота резца;
6. Трение;
7. Форма резца;
8. Ширина лезвия;
9. Теплопроводность древесины;
10. Наличие сучков.
(все, кроме 7 и 9).
Применяю так же тесты по принципу неоконченных слов и предложений, когда ученику предлагается закончить запись. Например:
Допишите:
Окраску древесине придают к________________е, д___________е вещества, с_______ы и продукты их окисления.
Или:
Углом резания называется угол между _____________ гранью резца и ____________ резания. (передней, плоскостью).
Применяю так же тесты с созданием схем – это объединение дорожками – стрелками элементов связанных между собой. Работа с такими тестами помогает установить связь между понятиями. Например:
Укажите стрелкой вид разреза:
РАДИАЛЬНЫЙ
ПОПЕРЕЧНЫЙ
ТАНГЕНЦИАЛЬНЫЙ
Разрез проходящий перпендикулярно оси ствола
Продольный разрез, проходящий на некотором расстоянии от сердцевины
Продольный разрез, проходящий через сердцевину
Тесты предлагают на специальных карточках отдельным ученикам или всем при фронтальном опросе. Предлагаются так же тесты для групповой работы, они дают возможность коллективного обсуждения ответа. Это способствует формированию коммуникабельных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника.
По результатам тестирования можно судить об уровне владения знаниями, умениями и навыками учащихся, о степени развитости их личностных качеств, а значит об успешности или неуспешности определенного этапа обучения для всего класса или отдельного ученика.
Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последнее бывают «приблизительными», но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и поверить в свои возможности. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль.Учащиеся с большим увлечением работают с тестами, эта деятельность во многом напоминает отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, активизируется ориентировочный рефлекс «Что это такое?» являющийся проявлением врожденного любопытства, что в свою очередь выступает основой развития любознательности.
Наиболее эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается построением обучения направленного на развитие познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Важную роль в развитии положительной мотивации играет уровень сформированности познавательных процессов и успешности обучения учащихся, что приводит к закономерностям, характерным для нормально развивающихся сверстников.